Разделы презентаций


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Содержание

Социальная психология общенияОбщение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Юлия Евгеньевна Гусева, канд. психол. наук, доцент каф. психологии

человека РГПУ им. А.И. Герцена.

http://www.psyhlp.ru/
https://vk.com/psyhlp

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯЮлия Евгеньевна Гусева, канд. психол. наук, доцент каф. психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена.http://www.psyhlp.ru/https://vk.com/psyhlp

Слайд 2Социальная психология общения
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в

ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Социальная психология общенияОбщение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные

Слайд 3Общение и его типы

Общение и его типы

Слайд 4Императивное общение
Приказы, требования, запрещения.

Родители или педагог считает, что может, должен

и даже ОБЯЗАН указывать и требовать

Императивное общениеПриказы, требования, запрещения.Родители или педагог считает, что может, должен и даже ОБЯЗАН указывать и требовать

Слайд 5Формы принуждения
Объявление жестко определенных сроков и способов выполнения работы без

каких-либо объяснений или обоснований;
Наложение не подлежащих обсуждению запретов и правил;
Запугивание

возможными последствиями
Формы принужденияОбъявление жестко определенных сроков и способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований;Наложение не подлежащих обсуждению

Слайд 6Признаки манипуляций (Сидоренко Е. В.):
психологическое воздействие;
отношение манипулятора к другому как

к средству достижения собственных целей;
стремление получить односторонний выигрыш;
скрытый характер воздействия;
использование

силы, игра на слабостях.

Признаки манипуляций (Сидоренко Е. В.):психологическое воздействие;отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;стремление получить односторонний

Слайд 7МАНИПУЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЭМОЦИЙ
1. Манипулирование любовью
2. Манипулирование страхом
3. Манипулирование чувством

вины
4. Манипулирование стыдом
5. Манипулирование чувством гордости


МАНИПУЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЭМОЦИЙ 1. Манипулирование любовью2. Манипулирование страхом3. Манипулирование чувством вины4. Манипулирование стыдом5. Манипулирование чувством гордости

Слайд 8ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ:
1. Воззвание к разуму
2. Ложный стыд.
3. «Ложный

стыд с последующим упреком».
4. «Принижение иронией».
5. «Откровенность заявления».
6. «Мнимое непонимание».
7.

«Лестные обороты речи».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ: 1. Воззвание к разуму 2. Ложный стыд. 3. «Ложный стыд с последующим упреком».4. «Принижение иронией».5.

Слайд 9Основные правила диалогического (гуманистического) общения (Карл Роджерс):
Конгруэнтность партнеров по

общению
Безоценочное восприятие личности партнера
Восприятие партнера как равного
Проблемный, дискуссионный характер общения
Персонифицированный

характер общения

Основные правила диалогического (гуманистического) общения  (Карл Роджерс):  Конгруэнтность партнеров по общениюБезоценочное восприятие личности партнераВосприятие партнера

Слайд 101. Конгруэнтность партнеров по общению
Конгруэнтность - согласованность тех или иных

элементов жизни человека, в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему

содержанию.
1. Конгруэнтность партнеров по общениюКонгруэнтность - согласованность тех или иных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие

Слайд 112. БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАРТНЕРА
Принятие другого в качестве некоторой безусловной

ценности

«В гуманистическом общении партнер (в идеале) воспринимается цельно, целостно,

без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества...» (Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков).
2. БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАРТНЕРАПринятие другого в качестве некоторой безусловной ценности «В гуманистическом общении партнер (в идеале)

Слайд 123. ВОСПРИЯТИЕ ПАРТНЕРА КАК РАВНОГО
Партнеры не равны:
Императивное общение
Манипулятивное общение
Партнеры равны:

Диалогическое

общение

3. ВОСПРИЯТИЕ ПАРТНЕРА КАК РАВНОГОПартнеры не равны:Императивное общениеМанипулятивное общениеПартнеры равны:Диалогическое общение

Слайд 134. ПРОБЛЕМНЫЙ, ДИСКУССИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ

4. ПРОБЛЕМНЫЙ, ДИСКУССИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ

Слайд 145. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ

5. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ

Слайд 15Виды высказываний
ТЫ-высказывание
- способ сообщения кому-либо информации о нем саамом, о

его поведении, о чертах характера, при котором создается ощущение вашей

правоты и неправоты другого человека.

Я-высказывание – способ сообщения информации о ваших чувствах. Вы говорите о том, что хотите, отстаиваете свои интересы, не осуждая других людей и не обвиняя их.

Виды высказыванийТЫ-высказывание- способ сообщения кому-либо информации о нем саамом, о его поведении, о чертах характера, при котором

Слайд 16Алгоритм "я-высказывания"
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение

(«Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2. Описать свою эмоциональную

реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
Алгоритм

Слайд 17Три стороны общения (Г.М. Андреева)
Коммуникативная – обмен информацией между общающимися.
Перцептивная

- процесс восприятия партнерами друг друга, процесс формирования образа другого

человека.
Интерактивная – общение как взаимодействие.
Три стороны общения  (Г.М. Андреева)Коммуникативная – обмен информацией между общающимися.Перцептивная - процесс восприятия партнерами друг друга,

Слайд 18СПЕЦИФИКА ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ
Активность субъектов и их отношения

к информации. S ---- S
Обмен информацией предполагает воздействие на поведение

партнеров.
Единая система кодификации и декодификации.
Специфические коммуникативные барьеры.
СПЕЦИФИКА ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОЦЕССЕАктивность субъектов и их отношения к информации. S ---- SОбмен информацией предполагает

Слайд 19Виды барьеров:
Фонетический барьер.
Семантический барьер.
Стилистический барьер.
Логический барьер.
Психологический барьер.

Виды барьеров:Фонетический барьер.Семантический барьер.Стилистический барьер.Логический барьер.Психологический барьер.

Слайд 20ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Этапы межличностного познания:
восприятие внешнего облика человека (наш имидж:

одежда, прическа – это средства общения),
восприятие поведения (совершаемые действия и

экспрессивные реакции),
воспринимая эти качества, мы оцениваем их и делаем на их основе умозаключения о внутренних психологических характеристиках партнера, интерпретируем на этой основе его поступки.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯЭтапы межличностного познания:восприятие внешнего облика человека (наш имидж: одежда, прическа – это средства общения),восприятие поведения

Слайд 22 СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия.

Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях

дефицита информации о действительных причинах его действий

Келли выделяет 3 типа атрибуции
Личностная – причина приписывается лично совершенному поступку.
Объектная – причина приписывается тому объекту, на которое направлено действие.
Обстоятельственная – причина приписывается обстоятельствам.

СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ 	Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин

Слайд 23Эффекты межличностного восприятия
Эффект ореола – формирование установки на воспринимаемого человека

через приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о человеке накладывается

на тот образ, который уже был создан заранее.
Эффект первичности. Очень часто наше первое впечатление о человеке оказывается и самым прочным.
Ошибка первого впечатления. Первое впечатление часто обманчиво, но оно оставляет глубокий след в нашем восприятии человека. Легко создать мнение о человеке, но очень сложно его изменить.
Ошибка контраста. Склонность подчеркивать у других противоположные себе черты.
Ошибка центральной тенденции. Мы знаем, что люди средних способностей встречаются чаще, чем гении. И когда мы плохо знаем человека, возникает соблазн дать ему нейтральную, среднюю характеристику, чтобы не ошибиться.
Эффекты межличностного восприятия Эффект ореола – формирование установки на воспринимаемого человека через приписывание ему определенных качеств. Информация,

Слайд 24Социальный стереотип
упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо

социальной группы или общности.

Социальный стереотип	упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности.

Слайд 25Три группы гендерных стереотипов (И.С. Клецина, 1998)
стереотипы маскулинности-фемининности
стереотипы, связанные с

закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом.
стереотипы,

связанные с с половыми различиями в содержании труда.
Три группы гендерных стереотипов (И.С. Клецина, 1998)стереотипы маскулинности-фемининностистереотипы, связанные с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии

Слайд 26Предрассудки
Крайним вариантом стереотипа являются предрассудки.

Предрассудок – ставший привычным ложный взгляд

на что-то.

Причины возникновения предрассудков.
Экономическая и политическая конкуренция или конфликт.
Вытесненная

и смещенная агрессия.
Личностные потребности.
Конформность по отношению к существующим социальным нормам.

Предрассудки	Крайним вариантом стереотипа являются предрассудки.		Предрассудок – ставший привычным ложный взгляд на что-то. Причины возникновения предрассудков.Экономическая и политическая

Слайд 27СТИГМАТИЗАЦИЯ
Стигма - это древнегреческий термин, указывающий на знак или отметину,

вырезанную или выжженную на теле человека, характеризующую его как «дефектного»

в моральном плане (например, эта телесная отметина свидетельствует о том, что человек – раб или преступник) (Гофман, 1963)

СТИГМАТИЗАЦИЯ	Стигма - это древнегреческий термин, указывающий на знак или отметину, вырезанную или выжженную на теле человека, характеризующую

Слайд 28Стигматизация

Стигматизация

Слайд 29Функции стигмы (Дж. Крокер):
повышение собственной самооценки за счет стигматизации других;
поддержание

позитивной социальной идентичности, что в результате оборачивается оправданием дискриминации в

отношении аут-группы;
легитимизация неравенства статуса той или иной группы;
управление страхом, выполнение защитной функции в связи с возникновением сильной тревожности


Функции стигмы (Дж. Крокер):повышение собственной самооценки за счет стигматизации других;поддержание позитивной социальной идентичности, что в результате оборачивается

Слайд 30ВИДЫ СТИГМАТИЗАЦИИ
Физическая стигматизация (люди с ограниченными возможностями, психические больные, больные

туберкулезом, гепатитом).
Социальная стигматизация (бывшие заключенные, воспитанники детских домов, сельские жители,

ЛГБТ).
Культурная стигматизация (этнические, расовые, гендерные и возрастные особенности могут стать причиной стигматизации).
Личная стигматизация (человек сам себя наделяет стигмой, например, полные люди).

ВИДЫ СТИГМАТИЗАЦИИФизическая стигматизация (люди с ограниченными возможностями, психические больные, больные туберкулезом, гепатитом).Социальная стигматизация (бывшие заключенные, воспитанники детских

Слайд 31ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
ИСО – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов

общения, которые связаны с взаимодействием людей и с организацией совместной

деятельности.

3 основных стиля взаимодействия.

Ритуальный. Обычно задан культурой.
Манипулятивный.
Гуманистический.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ		ИСО – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей и

Слайд 32ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Кооперация способствует организации совместной деятельности, является позитивной.

Конкуренция расшатывает

совместную деятельность, представляет собой препятствие для нее. Конкуренция предполагает анализ

конфликта. Конфликт может носить конструктивный и деструктивный характер.

Деструктивный конфликт чаще становится независимым от причины, его породившей, и приводит к «переходу на личности», чем и порождает стрессы.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-то проблему, на способы ее решения. В данном случае взаимодействие внутри конфликта ведет к разрешению проблемы.

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯКооперация способствует организации совместной деятельности, является позитивной. Конкуренция расшатывает совместную деятельность, представляет собой препятствие для нее.

Слайд 33Транзактный анализ (Э. Берн)

Транзактный анализ (Э. Берн)

Слайд 34Задание к зачету
Что такое выученная беспомощность? Опишите случай, когда вы

или кто-то из знакомых вам людей проявлял выученную беспомощность. Каким

образом можно было бы преодолеть выученную беспомощность в этом случае?
Что такое личная стигматизация? Можете ли вспомнить случай, когда вы проявляли личную стигматизацию? Порефлексируйте.С чем было связано проявление личной стигматизации в вашей жизни? Как вы себя чувствовали? Получили ли вы какие-то вторичные выгоды от этого? Какие чувства вызывают у вас люди, которые проявляют личную стигматизацию?
На занятии мы выполняли методику «Кто Я». Опишите полученные результаты, структуру своей личностной и социальной идентичности. Какое определение себя для вас наиболее значимо? Как вы думаете, с чем это связано? Может быть, какой-то компонент идентичности не представлен вообще? С чем вы это связываете?
Ознакомьтесь с феноменом групповой поляризации. Как вы думаете, в каких случаях проявляется этот феномен? Есть ли смысл вести ожесточенную полемику с лицами, у которых противоположная точки зрения? К чему это может привести?
Прочтите статью И.С. Кона «Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений». Источник: http://www.pseudology.org/Kon/Articles/PsyhologyPrerassudka.htm На основании полученной информации напишите небольшое эссе о проблемах возникновения, распространения и укрепления других видов предрассудков (гендерных, возрастных или иных). Что можно делать для преодоления предрассудков?
Ознакомьтесь со статьей Линн Форрест «Три лица жертвы - Треугольник Карпмана». Источник: http://www.transactional-analysis.ru/games/389-treug Что для вас важно в этой статье? В какой из этих трех ролей вы чаще всего бываете? Что бы вы хотели изменить? Возможно ли это? Что нужно для этого сделать?


Задание к зачетуЧто такое выученная беспомощность? Опишите случай, когда вы или кто-то из знакомых вам людей проявлял

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика