Слайд 3Человек как объект генетических исследований
ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ДЛЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Невозможность использования
гибридологического метода
Малочисленное (порой единичное) потомство затрудняет применение статистических методов
Большая продолжительность
жизни, сопоставимая с продолжительностью жизни экспериментатора
Поздние сроки наступления половой зрелости
Слайд 4Основные методы генетики человека
Цитогенетический метод
Близнецовый метод
Метод приемных детей
Генеалогический метод (метод
анализа родословных)
Популяционно-статистический метод
Современные инструментальные методы
Слайд 5Дополнительные методы генетики человека
Биохимический метод: позволяет изучать наследственные заболевания, обусловленные
генными мутациями
Дерматоглифический метод: изучение папиллярных линий и флексорных складок для
диагностики некоторых аномалий (результат множественного действия генов)
Иммунологический метод: изучение генов, отвечающих за патологию иммунной системы
Клинический метод: изучение нарушений различных параметров жизнедеятельности человека
Слайд 6Цитогенетический метод
Начало развития цитогенетики человека - 50-60-е гг. XX в.
Суть
всех цитогенетических методов: микроскопический анализ хромосом, позволяющий выявить числовые и
структурные изменения хромосомного набора (кариотипа).
ИЗУЧЕНИЕ КАРИОТИПА. Материал – митотически делящиеся клетки на стадии метафазы
Прямое исследование:
берут пробу ткани, клетки которой находятся в состоянии активного деления (красный костный мозг, ростковая зона эпителия)
Непрямое исследование:
используют лейкоциты, которые помещают в питательный физиологический раствор ―>добавляют стимулятор митоза – фитогемагглютинин (вещество с гормональной активностью из проростков фасоли) ―>
через 2-3 дня в культуре лейкоцитов – делящиеся клетки ―>
добавляют колхицин, разрушают веретено деления ―>
клетки помещают в гипотонический раствор, мембраны разрушаются ―>
метафазные пластинки (хромосомы) окрашивают,
фотографируют и сравнивают с эталонным кариотипом
Слайд 7Цитогенетический метод
ДЕНВЕРСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Основана на размерах и форме хромосом, на расположении
первичной перетяжки, наличии или отсутствии спутников хромосом. Позволяет выявить хромосомные
и геномные мутации.
В зависимости от расположения центромеры различают три типа хромосом:
акроцентрические хромосомы, у которых центромера находится практически на конце, и второе плечо настолько мало, что его может быть не видно на цитологических препаратах;
субметацентрические хромосомы с плечами неравной длины;
метацентрические хромосомы, у которых центромера расположена посередине или почти посередине
Аутосомы человека разделены на 7 групп:
А (1-3 пары) большие метацентрические
В (4-5 пары) большие субметацентрические
С (6-12 пары) средние субметацентрические
D (13-15 пары) большие акроцентрические
E (16-18 пары) малые субметацентрические
F (19-20 пары) самые малые метацентрические
G (21-22 пары) малые акроцентрические
Слайд 8Цитогенетический метод
ПАРИЖСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Основана на методах дифференциальной окраски.
Выявляются темные и
светлые полосы: гетерохроматин
(участки максимальной спирализации) и эухроматин
(деспирализованные участки).
Позволяет выявить генные мутации.
Дальнейшее окрашивание специальными цветными
красителями, имеющими сродство с определенными
основаниями ДНК, позволяет определить локализацию
мутации с точностью до гена.
Плечи хромосом: p – короткое, q – длинное.
Плечи разделены на районы, районы – на сегменты.
Нумеруют арабскими цифрами отдельно для каждого
плеча от центромеры к концу хромосомы.
Слайд 9Цитогенетический метод
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОВОГО ХРОМАТИНА
В ядрах соматических клеток самок млекопитающих
внутри ядра около ядерной оболочки присутствует окрашенное тельце – половой
хроматин (тельце Барра).
Суперспирализованный участок одной из Х-хромосом (негомологичный Y-хромосоме).
Метод позволяет определить число Х-хромосом в кариотипе
человека: число Х-хромосом = число телец Барра + 1.
Слайд 10Близнецовый метод
Позволяет изучить закономерности наследования признака и определить соотносительную роль
наследственности и факторов внешней среды в формировании определенного признака.
Метод основан
на оценивании внутрипарного сходства близнецов.
Однояйцевые (монозиготные) Разнояйцевые (дизиготные)
100 % общих генов 50 % общих генов
Слайд 11Близнецовый метод
Используют понятие конкордантности (К) и дискордантности (Д).
Если признак
проявился у обоих близнецов (например, оба заболели шизофренией), говорят о
конкордантности по этому признаку. Если один болен, другой здоров, - дискордантность.
Для оценки наследуемости раситывают показатель наследуемости Хользингера:
К%МЗ – К%ДЗ
Н= ------------------------- ,
100% – К%ДЗ
где К%МЗ – конкордантность (в %) у монозиготных близнецов,
К%ДЗ – конкордантность (в %) у дизиготных близнецов.
Коэффициент Хользингера всегда меньше или равен 1.
Если 0 < Н < 0,5, то изучаемый признак формируется только под воздействием факторов среды;
если 0,5 < Н < 0,7, то на развитие признака оказывает влияние и среда, и генотип;
если 0,7 < Н < 1,0, то изучаемый признак определяется в основном генотипом.
Слайд 12Близнецовый метод
РАЗНОВИДНОСТИ МЕТОДА
МЕТОД РАЗЛУЧЕННЫХ БЛИЗНЕЦОВ: Оценка сходства исследуемого признака
у близнецов, разлученных в детстве и воспитывающихся в разных средах
МЕТОД
СЕМЕЙ МОНОЗИГОТНЫХ БЛИЗНЕЦОВ: Сопоставление детей в семьях, где матери или отцы являются монозиготными близнецами. Задача – выявление так называемого материнского эффекта.
МЕТОД КОНТРОЛЬНОГО БЛИЗНЕЦА: Разделение пар монозиготных близнецов для формирования двух одинаковых выборок, которые в дальнейшем помещают в разные условия
МЕТОД БЛИЗНЕЦОВОЙ ПАРЫ: В первую очередь важен для проведения консультационной работы с родителями близнецов
Слайд 13Метод приемных детей
Позволяет выявить роль среды и генотипа в формировании
признака.
Метод применим при исследование детей, максимально рано отданных на усыновление
в приемные семьи. Сравнивают сходство детей с биологическими и приемными родителями.
50% Нет
общих генов общих генов
Биологические _____ Дети _____ Приемные
родители родители
Нет Есть
общей среды общая среда
Разновидность: сравнение приемных и родных детей в семьях.
Слайд 14Метод приемных детей
ОГРАНИЧЕНИЯ МЕТОДА
Нет ли заведомо общих черт у тех
семей, которые отдают на усыновление своих детей? Насколько репрезентативна группа
женщин, отдающих детей на усыновление, всей популяции в целом?
Нет ли сходства между родными и приёмными родителями?
Проблема пренатального влияния материнского организма. – Хорошим контролем внутриутробных негенетических влияний служит сопоставление сходства в парах:
отданный ребёнок – биологическая мать
отданный ребёнок – биологический отец (внутриутробные влияния исключены)
Слайд 15Генеалогический метод
Часто используют название «клинико-генеалогический метод», так как при изучении
патологических признаков (болезней) привлекают приемы клинического обследования.
Метод позволяет:
Установить наследственный
характер признака (заболевания)
Определить тип наследования признака
Оценить пенетрантность патологического гена
Определить сцепление генов и механизмы их взаимодействия
Это дает возможность уточнить природу заболевания, поставить диагноз, оценить прогноз болезни, рассчитать риск для потомства, выбрать методы дородовой диагностики.
Этапы метода:
Составление родословной с ее графическим изображением (родословное древо)
Анализ полученных данных
Слайд 16Генеалогический метод
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НАСЛЕДОВАНИЯ
Аутосомно-доминантный:
при достаточном числе потомков признак обнаруживается
в каждом поколении
признак наследуют примерно 50% детей
сыновья и дочери наследуют
признак с одинаковой частотой
оба родителя с равной вероятностью могут передавать признак своим детям
2. Аутосомно-рецессивный:
признак может отсутствовать в поколении детей, но появиться у внуков
сыновья и дочери наследую признак с одинаковой частотой
признак наследуют все дети, если оба родителя его имеют
3. Х-сцепленный доминантный
при достаточном числе потомков признак обнаруживается в каждом поколении
сыновья наследуют признак только от матери
признак встречается и у женщин, и у мужчин, но гораздо чаще у женщин
гетерозиготная женщина передает признак 50% сыновей и дочерей
больной мужчина передает мутантный ген всем дочерям, но не передает сыновьям
Слайд 17Генеалогический метод
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НАСЛЕДОВАНИЯ
4. Х-сцепленный рецессивный тип
чаще проявляется у мужчин,
у женщин только в гомозиготном состоянии (редко)
сыновья наследуют признак только
от матери
у гетерозиготных матерей примерно половина сыновей имеет признак, а половина дочерей – носительницы
признак (заболевание) передается от больного отца через его фенотипически здоровых дочерей половине (50%) его внуков (мальчикам)
5. Y-сцепленный тип
фенотипически проявляется только у мужчин
признак передается только от отца к сыну
при наличии признака у отца все сыновья (100%) будут его иметь тоже
6. Митохондриальный (цитоплазматический) тип (атрофия зрительного нерва Лебера, митохондриальная миоэнцефалопатия, синдром Кернса-Сейра)
передается только от матери всем детям независимо от пола
отцы признак не передают
Слайд 18Популяционно-статистический метод
Позволяет оценить частоту встречаемости признака и генотипа в определенной
популяции, а также изучить генетическую структуру популяции.
Закон Харди-Вайнберга описывает взаимоотношения
между частотами встречаемости аллелей в исходной популяции и частотой генотипов, включающих эти аллеи, в дочерней популяции.
p + q = 1, (p + q)² = р² + 2pq + q² = 1,
где p — частота встречаемости доминантного аллеля А; q — частота встречаемости рецессивного аллеля а; р² — частота встречаемости гомозигот по доминантному аллелю (АА); 2pq — частота встречаемости гетерозигот (Аа); q² — частота встречаемости гомозигот (aa).
Популяция это совокупность особей одного вида, в течение достаточно длительного времени (большого числа поколений) населяющих определенную территорию внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от особей других подобных совокупностей.
Изменение равновесия генотипов и аллелей в панмиктической популяции происходит под влиянием постоянно действующих факторов, к которым относятся: мутационный процесс, популяционные волны, естественный отбор, дрейф генов, миграция, инбридинг. Именно благодаря этим факторам возникает элементарное эволюционное явление — изменение генетического состава популяции, являющееся начальным этапом процесса видообразования.
Слайд 19Популяционно-статистический метод
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЧАСТОТ АЛЛЕЛЕЙ В ПОПУЛЯЦИИ:
Мутации
Миграции
Случайный дрейф
генов (эффект «бутылочного горлышка», эффект родоначальника)
Естественный отбор
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ
ЧАСТОТ ГЕНОЛТИПОВ В ПОПУЛЯЦИИ:
Инбридинг
Ассортативность (неслучайный подбор супружеских пар)
Слайд 20Современные инструментальные методы
Позволяют изучать хромосомы, цепи ДНК, гены и отдельные
нуклеотиды не опосредованно ( по результатам их действия), а непосредственно.
Рентгеноструктурный
анализ (РСА): позволяет получать пространственные фотографии биологических макромолекул.
Метод ядерного магнитного резонанса (ЯМР): идентификация фрагментов молекул и даже отдельных атомов, по специфическим(для каждого конкретного атома) резонансным изменениям магнитного поля в ответ на воздействие на молекулу переменным магнитным полем.
Масс-спектрометрические (МС) и хромато-масс-спектрометрические (ХМС) методы: разделение и идентификация по массе, заряду и химическим свойствам фрагментов биологических молекул, разрушенных определенным образом (например, рестриктазами).
Метод секвенирования: определение нуклеотидной последовательности ДНК.
Метод полимеразной цепной реакции(ПЦР): используется для увеличения числа фрагментов ДНК.
Слайд 21Контакты для связи:
Центр естественнонаучного образования
+7 (495) 795 05 43
Директор
центра: Морзунова Инна Борисовна
8-916-589-38-62
morzunova@hotmail.com
Morzunova.IB@rosuchebnik.ru
Благодарю за внимание!