Слайд 2От фронтальности,
статики и покоя
…до экспрессии
и драмы
Слайд 3Куросы - первые скульптурные изображения атлетов, условно названных Аполлонами
Скульпторы
периода
Архаики
( VII - VI вв. до н.э.)
неизвестны.
Слайд 4Курос - обнажённый мужской образ. Cтатуи симметричны: одна половина тела
- зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к
мускулистому телу, в фигурах есть некая
застылость. Коры в пеплосе, нарядно
одетые, задрапированные. Ни малейшего
наклона или
поворота
головы, но губы
раскрыты
в улыбке.
курос
КОРА
Слайд 5Характеристика:
*влияние Др. Египта
*статичность фигур
*архаическая улыбка
Робкая улыбка словно изнутри освещает
скульптуру выражением радости жизни – это попытка передать
внутреннее состояние.
Слайд 6Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить
прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство –
непременное условие
и основа идеального человека. Греческий
идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos –
прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает
в себя совершенство и телесного сложения, и духовно- нравствен-
ного склада, то одновременно с красотой и силой
идеал несет в себе справедливость, целомудрие,
мужество и разумность. Именно это делает греческих
богов, изваянных древними скульпторами,
неповторимо прекрасными.
Идеал человека – физически сильный,
мужественный человек-атлет, человек-герой,
которому присущи все добродетели.
Скульптура Древней Греции соединяет
черты божественного мира (идеал)
и земного мира (человека).
Слайд 7Ведущая идея древнегреческого искусства – показать гармонично развитого человека-гражданина
«в
равновесии тела и духа»… показать все человеческие возможности.
Философов
и художников интересовало то – каким должен быть человек.
наготу древние греки олицетворяли с понятием свободы.
Слайд 9Мирон «Дискобол»
ПОЛИКЛЕТ «Дорифор»,
Канон, Копьеносец
V век
до н.э.
В чём
принципиальное отличие образов?
Слайд 10ПОЛИКЛЕТ «Дорифор»,
Канон, Копьеносец
V век
до н.э.
Излюбленный образ Поликлета—
стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный
и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» — образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворенный облик. Юный атлет держит на плече тяжелое и длинное копье. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погружен в собственные мысли, его лицо спокойно и благородно, осанка естественна и величава.
Слайд 11ПОЛИКЛЕТ «Дорифор»,
Канон, Копьеносец
V век
до н.э.
С удивительным мастерством
художнику удалось передать
пластику здорового мускулистого
тела копьеносца. В этой
скульптуре использован хиазм — основной
прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развернуты, но левое плечо (с копьем в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нарушается. Такое изображение позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц.
Слайд 12Статуя полна напряженной жизни. Атлет в состоянии покоя, но кажется,
что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову,
гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный ''Дорифор" образец совершенного гармонично
развитого человека: физическая красота + одухотворённый образ. Спокойно стоящая статуя молодого атлета полна внутреннего движения.
ПОЛИКЛЕТ «Дорифор»,
Канон, Копьеносец
V век
до н.э.
Слайд 13 Мирон
«Дискобол» прославленный
шедевр
Мирону характерно
стремление передать фигуру человека в быстром, резком движении. Мирон первым
сумел передать динамику движений, момент напряжения всех сил при абсолютно спокойном лице.
Слайд 14Мирон «Дискобол»
Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к
метанию диска. В динамичной позе атлета сконцентрирована не только физическая, но
и высочайшая эмоциональная сила. Глядя на эту фигуру, создается впечатление, что скульптора интересовало не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.
Слайд 15Мирон «Дискобол»
Через секунду он расправится, как пружина, метнет диск, но
пока внешне он остается спокойным и сдержанным. Тело юноши сильно
напряжено, свободная левая нога опирается на пальцы, грудь и лицо развернуты анфас, взгляд сосредоточен и направлен
на диск. Широкий размах рук напоминает согнутый лук, из которого вот-вот вырвется и полетит стрела. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным памятником искусства.
Слайд 16Мирон «Дискобол» , « Афина и Марсий»
В такой же динамике
другой персонаж Марсий –
испуганно отпрыгивающий…
Слайд 17В скульптурах Фидия особенно отражено, что боги в Греции есть
не что иное, как образы идеального человека. Образы Фидия гармоничны,
величественны, но естественны, жизненны и спокойны. «Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия.»
Статуя Зевса Олимпийского
Фидий. 435 году до н. э.
Слайд 18Статуя
Зевса Олимпийского — одно из 7 чудес света -
была воздвигнута в V веке до н.э. Мраморный Зевс превосходил
по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса.
Фидий. Статуя Зевса
Олимпийского
Слайд 20Афина Парфенос (дева)
Фидий
Афина Промахос
(воительница
Слайд 21Фидий был также мастером динамичной скульптуры.
фрагменты барельефов фриза Парфенона
Слайд 22Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они
изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души.
Это было основным направлением в V век до н.э.
Слайд 23К концу V в. до н. э. в искусстве высокой
классики произошли значительные перемены. Монументальные героические образы уступили место миру
чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов:
Скопас (420 — ок. 355 гг. до н. э.),
Пракситель (ок. 390—330 гг. до н. э.),
Лисипп (370—300 гг. до н. э.) и
Леохар (середина IV в. до н. э.).
Слайд 24Пракситель
«Афродита Книдская»
… мягкие линии, задумчивость, мечтательность, изящество, непринуждённость, герои
далеки от возвышенной героики, лиричны. « Герои Праксителя не любят
стоять прямо, ещё меньше они любят проявлять энергию и двигаться; они обыкновенно прислоняются: облокачиваются, лениво и мечтательно бездействуют». Пракситель – певец женской красоты (первое изображение обнажённой богини в греч. искусстве), изображал идеально прекрасного человека, но в отличие от предшественников, лишает образы гражданственности и героичности.
Слайд 25отдыхающий сатир
Гермес с младенцем
Дионисом
Аполлон
Сауроктон
Мужские образы Праксителя
не столь мускулисты, сколько изящны
Слайд 26СКОПАС «Неистовая менада»(вакханка)
Слайд 27 В его работах экспрессия , порыв и страсть,
в образах раскрыва-ется мир сильных душевных чувств, борьба страстей. Главный
интерес- изображение людей и богов в момент аффекта, потрясения: «фигура вакханки резко изогнута, голова запрокинута, распущенные волосы тяжёлой волной падают на плечи, опьяненную, полную порыва , захватившего всё её существо, мастер показывает спутницу Диониса в стремительном танце». Движение передаёт внутреннее состояние.
СКОПАС «Неистовая менада» (вакханка)
Слайд 28Горельефы
СКОПАСа
Галикарнасский
Мавзолей
(фрагменты
горельефов)
Слайд 29«Апоксиомен»
Скульптурный портрет
А. Македонского
Лисипп придворный скульптор
Александра Македонского .
Его любимая тема – мужская
фигура. Показывает человека,
возбуждённого недавней
борьбой
и уставшего от неё. Его работы похожи на сиюминутные снимки. В его статуях тело человека становится более стройным и лёгким.
«Отдыхающий
Геракл»
Слайд 30«Геракл и лань»,
«Геракл, борющийся со львом»,
«Отдыхающий геракл»
Лисипп
Любимый
персонаж
Геракл
Слайд 31
Аполлон
Бельведерский,
Артемида
Версальская
Его герои холодны и несколько надменны
Внешняя эффектность, академичность
образа.
Леохар
Также
придворный
скульптор
Александра
Македонского
Слайд 33
АГЕСАНДР
«Лаокоон
с сыновьями»
Скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором была создана замечательная
группа «Лаокоон с сыновьями»,сюжет которой заимствован из легендарных сказаний о падении
Трои. После безуспешной осады города греки оставили под его стенами огромного деревянного коня, где спрятались воины. Жители Трои уже собрались ввести коня в город, но жрец Лаокоон предупредил их о грозящей опасности.
Слайд 34Богиня Афина, покровительствующая грекам, наслала из пучины моря на Лаокоона
и его сыновей две огромные змеи. С виртуозным мастерством показывают
скульпторы бессилие умирающего сына Лаокоона, задушенного змеями. Он еще взывает о помощи, но дыхание покидает его тело. В образе другого юноши, пытающегося сбросить с ноги кольца змеи, скульпторы оставляют последнюю надежду на спасение.
В центре композиции могучая фигура Лаокоона, воплощающая героическую борьбу человека с роковыми, не зависящими от него обстоятельствами. Его тело напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, из полуоткрытого рта вырывается предсмертный крик отчаяния.
Слайд 35 Страшная человеческая трагедия…
Римский поэт Вергилий (70—19 гг. до н.
э.) во второй песне «Энеиды» так описывает этот трагический поединок:
...змеи
напавши
Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,
Чрево и грудь дважды выю его окружили
Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами. Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки —
Черный яд и пена текут по священным повязкам;
Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звездам он подъемлет...
(Перевод В. А. Жуковского)
Слайд 36Агесандр
Венера Мелосская (Милосская)
Это всемирно
известный шедевр
Агесандра.
Плавные линии
тела, совершенная форма груди, подчеркнутая талия и округлые бедра… Тщательно
передана прическа, и ниспадающая на бедра тога, которую дева не успела подхватить… Лицо Венеры женственно, прекрасно, наполнено безмятежностью и теплотой
Слайд 38 Пергамский алтарь
(построен в память о победе, в
конце III века до н.э.
царь Аттал I отразил
нашествие племён варваров-галлов )
АГЕСАНДР с сыновьями и др.
Слайд 42Главная черта этой скульптуры — чрезвычайная энергичность и экспрессивность. «
Упоение боем, дикое, самозабвенное — вот что славит мрамор Пергамского
фриза. В этом упоении гигантские фигуры сражающихся богов и гигантов исступленно схватываются друг с другом. Лица их искажены, и нам кажется, мы слышим их крики, яростный или ликующий рев, оглушительные вопли и стоны. Словно какая-то стихийная сила разбушевалась здесь в мраморе, сила неукрощенная и неукротимая, которой любо сеять ужас и смерть»
Слайд 44 одна из самых известных скульптур ДГ (смотрели в 7
кл.) Ника Самофракийская
…могучая величавая Ника в развевающейся от
ветра одежде представлена в неудержимом движении вперёд. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивает прекрасная фигура, поражающая великолепной пластикой упругого сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.
Слайд 45)
? Скульптор ПИФОКРИТиз Линдоса (Родос)
Ника Самофракийская
II век до н.э.
(около
190 г.
до н.э.)
Лувр. Париж
Слайд 46Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В статуе больше
покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает - свежий ветер отбрасывает
назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую минуту взмахнуть могучими крыльями... Несмотря на отсутствие рук и головы, выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же проникаешься их пластической красотой, удивительным сочетанием силы и изящества, забываешь об отсутствующих частях…»
Слайд 47Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля
победителей и еще полна порывистого движения. Особенно ощущается оно при
взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность и упругость. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит - такое же чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень высокой ноте.
Слайд 48Ни одно из
произведений
античной скульптуры
не производит более
сильного
впечатления
Многие
считают, что
человечество
пока не создало
лучшего
символа победы
Слайд 49Колосс Родосский — гигантская статуя бога Солнца — Гелиоса, которая
стояла в портовом городе Родос . Одно из «7 чудес
света»
Скульптор Харес
из Линда