Слайд 1Концепция теории проспектов, теории раскаяния, стратегии многокритериального выбора
Выполнила: Крапивина Ю.В.
МУ-301
Слайд 2ТЕОРИЯ ПРОСПЕКТОВ
Теория проспектов или «теория перспективы» была предложена в 1979
году Д. Канеманом и А. Тверски
Д. Канеман
А. Тверски
Слайд 3ТЕОРИЯ ПРОСПЕКТОВ
Эта теория описывает поведение людей, когда они принимают решения
в условиях риска
Слайд 4ТЕОРИЯ ПРОСПЕКТОВ
Проспектом называется некоторая ситуация выбора с вероятностными исходами
Слайд 5ТЕОРИЯ ПРОСПЕКТОВ
Эффект собственности (потеря какого-либо предмета ощущается людьми сильнее, чем
его приобретение);
Эффект обрамления (люди обычно уклоняются от риска, чтобы получить
гарантированный выигрыш, и предпочитают риск, чтобы избежать гарантированных потерь);
Эффект субъективной оценки малых, средних и больших вероятностей (люди склонны завышать маленькие вероятности и занижать средние и большие вероятности достижения значимых для себя результатов).
Слайд 6ТЕОРИЯ РАСКАЯНИЯ
В 1982 году американские экономисты Г. Лумс и Р.
Сагден предложили так называемую теорию раскаяния
Слайд 7ТЕОРИЯ РАСКАЯНИЯ
Теория раскаяния основана на двух положениях:
Люди после принятия решения
испытывают чувство раскаяния потому, что они оценивают качество своих решений
относительно того, что могло бы произойти, если бы они поступили наилучшим образом;
Люди не только испытывают эти чувства, но и пытаются предугадать их еще до принятия решения.
Слайд 8ТЕОРИЯ РАСКАЯНИЯ
Таким образом, теория раскаяния обогащает и развивает предложенную ранее
теорию проспектов, объясняя многие решения людей в условиях риска их
стремлением уклониться от сожалений, связанных с неблагоприятными исходами случайных событий
Слайд 9СТРАТЕГИИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО ВЫБОРА
Стратегии компенсации применяются, когда люди стремятся сопоставить достоинства
и недостатки каждой альтернативы, чтобы выбрать лучшую
Две группы правил, которыми
люди пользуются в ситуациях выбора со многими критериями:
Слайд 10СТРАТЕГИИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО ВЫБОРА
К этой группе стратегий выбора относятся:
Аддитивная стратегия;
Стратегия аддитивных разностей;
Стратегия идеальной точки.
Слайд 11СТРАТЕГИИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО ВЫБОРА
Стратегии исключения используются чтобы исключить из рассмотрения как
можно больше вариантов, «не заслуживающих внимания», и оставить небольшое число
альтернатив, из которых можно сделать выбор
Слайд 12СТРАТЕГИИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО ВЫБОРА
К этой группе стратегий выбора относятся:
Стратегия доминирования
Конъюнктивная стратегия
Дизъюнктивная стратегия
Лексикографическая стратегия
Стратегия удаления по аспектам
Слайд 13ВЫВОД
Как показывают исследования, на самом деле люди не ограничиваются какой-либо
одной стратегией, а используют их сочетания. При этом, как правило,
они стараются сократить множество альтернатив до разумных пределов с помощью стратегий исключения. Если после этого остается несколько вариантов, то среди них определяется наилучший с помощью той или иной стратегии компенсации.