Слайд 1Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания
Слайд 2Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что в
каждом обществе имеются категории граждан, которые нуждаются в социальной защите,
и современное демократическое государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли социального обеспечения. Основными правовыми актами в данной сфере являются :
Конституция РФ,
Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ. О государственной социальной помощи (с изменениями на 7 марта 2018 года),
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)
Приказ Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 30.10.2014 N 451 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания"
Слайд 3Объектом данного исследования является рассмотрение правовых вопросов организации и основных
направлений деятельности учреждений социального обслуживания в Клинцовском районе и в
Брянской области.
Предмет исследования составляют общественные отношения в сфере деятельности учреждений социального обслуживания, а именно отношения в сфере организации и основных направлений деятельности учреждений социального обслуживания в нашей стране и в Брянской области, а также определение путей повышения качества их деятельности.
Цель исследования - рассмотреть эффективность работы действующих учреждений социального обслуживания Клинцовского района, Брянской области, а также определить правовое обеспечение их деятельности.
Слайд 4В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
на основе
Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"(с изменениями от 9 апреля 2018 г) и Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ. О государственной социальной помощи (с изменениями на 7 марта 2018 года) исследовать правовую характеристику социального обслуживания,
дать правовую оценку деятельности учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних; учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Клинцовском районе и Брянской области в соответствии с Приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 30.10.2014 N 451 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания"
проанализировать правовой статус домов ночного пребывания на основании Постановления Правительства РФ от 07.10.1993 N 1003, "О домах ночного пребывания" (с изменениями на 15 января 2015 г)
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Слайд 5 Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"(с изменениями от
9 апреля 2018 г) в ст.17 дает перечень служб, которые входят в систему учреждений социального обслуживания :
комплексные центры социального обслуживания населения;
территориальные центры социальной помощи семье и детям;
центры социального обслуживания;
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению;
центры экстренной психологической помощи по телефону;
центры социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; - специальные дома для одиноких престарелых;
геронтологические центры
иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Слайд 6Временным приютом считаются: дома ночного пребывания; социальные приюты; социальные гостиницы;
центры социальной адаптации; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Статья
11. ФЗ от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации« (с изменениями9 апреля 2018 г.) устанавливает перечень лиц для предоставления временного приюта.
Данные учреждения существуют для предоставления нуждающимся временного места пребывания или ночлега, оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи, к условиям жизни в обществе.
Слайд 7
Ст.12 Закона устанавливает, что дневное социальное oбcлyживaниe cocтoит из coциaльнo-бытoвoгo,
медицинского и культурного обслуживания нуждающихся граждан, организации их питания, отдыха,
обеспечения их участия в посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
Граждане принимаются на такое обслуживание на добровольной основе, так как они сохраняют способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеют противопоказаний к зачислению на обслуживание, предусмотренное законодательством.
Слайд 8ОТДЕЛЕНИЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ:
оказания детям – инвалидам, детям и подросткам с
ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 0 до 18 лет,
инвалидам, квалифицированных комплексных услуг:
социально – психологической;
социально – педагогической;
социально – трудовой реабилитации и абилитации и услуг в целях повышения коммуникативного потенциала в полустацианарных условиях либо на дому в период, установленный медико – психолого – педагогическим консилиумом и с кратностью, определенной индивидуальной программой предоставления социальных услуг;
организация работы кружков по интересам в целях вовлечения в активной деятельности пожилых людей и инвалидов, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, удовлетворение их духовных способностей, предоставление возможности общения, обмена информацией в различных областях, установление дружеских контактов.
Слайд 9Основные мероприятия проводимые отделением:
учет детей и подростков , имеющих инвалидность
либо пограничные состояния здоровья ( дети с ограниченными возможностями здоровья,
которым инвалидность в установленном законом порядке снята или не установлена) и сбор информации об основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье.
организация взаимодействия с учреждениями здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта и иных ведомств по реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей – инвалидов, инвалидов, разрабртанных ФКУ « ГБ МСЭ по Брянской области» и индивидуальных программ предоставления социальных услуг, направленных на достижение оптимального уровня их здоровья и интеграции в общество;
проведение медикопсихолого – педагогических консилиумов для определения исходного уровня здоровья и психологического состояния детей – инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и разработки для них оптимальных реабилитационных и абилитационных мероприятий по восстановлению нарушенных функций;
поэтапное выполнение индивидуальных программ предоставления социальных услуг и др.
Слайд 10Приказ Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от
30.10.2014 N 451 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг по
формам социального обслуживания устанавливает порядок приема граждан в отделение дневного пребывания.
В отделение дневного пребывания и реабилитации принимаются граждане, достигшие пенсионного возраста и инвалиды молодого возраста на основании личного письменного заявления, а также дети – инвалиды, дети с пограничным состоянием здоровья, которым инвалидность в установленном законом порядке снята или не установленная) при наличии медико – социальных показаний по направлению:
органов и учреждений социальной защиты населения;
органов и учреждений образования, здравоохранения;
ФГУ « ГБМСЭ по Брянской области»;
по просьбе родителей (опекунов, попечителей);
по предоставлению сотрудников Центра;
Слайд 11Противопоказаниями для приема в отделение являются:
все заболевания в острой стадии;
хронические
соматические заболевания в стадии обострения;
любые приступообразные психические заболевания со склонностью
к частым обострениям или рецидивами болезни с частыми декомпенсациями, требующие лечения в стационаре;
острые инфекционные и венерические заболевания;
перенесенные инфекционные болезни до окончания срока изоляции;
все заразные и паразитарные заболевания глаз и кожи;
бактерионосительство дифтерии и кишечных инфекций;
все болезни крови в острой стадии и стадии обострения;
злокачественные новообразования в активной фазе;
обширные трофические язвы и пролежни;
активные формы туберкулеза легких и других органов;
Слайд 12Стационарные учреждения социального обслуживания для престарелых и инвалидов в Брянской
области действуют на основе Постановления Правительства Брянской области «О Порядке
и условиях предоставления стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам» от 17 марта 2014 года N 80-п
По данным ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Клинцы и Клинцовского района:
11,062 человек - Предоставление социального обслуживания в полустационарной включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг
515 человек - Предоставление социального обслуживания в форме на дому включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг
- Сегодня у одиноких пожилых людей существует возможность получать социально-бытовые услуги на дому. Как показывает практика, указанная форма социального обслуживания остается востребованной среди населения: на учете состоит более 15 тыс. человек, из которых 40 процентов находятся в возрасте от 60 до 74 лет, 90 процентов являются инвалидами.
Слайд 13
Дома ночного пребывания работают в соответствии с Постановление Правительства РФ
от 07.10.1993 N 1003 (ред. от 29.07.2010), "О домах ночного
пребывания"
Дом ночного пребывания является социальным учреждением. В дом ночного пребывания принимаются лица без определенного места жительства и занятий (в первую очередь престарелые и инвалиды), обращающиеся самостоятельно или прибывающие по направлению органов внутренних дел и органов социальной защиты. Прием лиц без определенного места жительства и занятий в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником, назначенным директором дома.
В Брянской области проводится работа по социальной защите лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий. Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995г. были предусмотрены меры «по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий». Этим постановлением в п. 2 в частности было предусмотрено, что «решения о создании учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий (домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров и других) принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно с учетом потребностей соответствующих субъектов Российской Федерации. А также в п. 4 дано поручение «Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации внести предложения о введении порядка выдачи временных страховых медицинских полисов лицам, оказавшимся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий».
Слайд 14Таким образом, необходимо сформулировать вывод о том, что на сегодняшний
день функционирование учреждений социального обслуживания в Брянской области и Клинцовском
районе регулируется законодательством РФ, Брянской области и нормативно-правовыми актами администрации Клинцовского района.
Практический механизм реализации действующего законодательства не отрегулирован в полном объеме.
1. необходим базовый перечень социальных услуг, бесплатно предоставляемых нуждающимся в соцобслуживании гражданам. Это означает, что независимо от того, в каком субъекте Федерации проживает человек, он, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, должен рассчитывать на безусловное получение базового перечня социальных услуг. Федеральный бюджет окажет необходимую поддержку. Субъекты РФ вправе этот перечень расширять, но ни в коем случае не должны сужать его.
2. должен быть изменен перечень полномочий органов государственной власти в части регулирования деятельности стационарных учреждений социального обслуживания. Необходимо разработать типовые положения о структуре, штатных нормативах, нормах питания, площади жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях соцобслуживания, утвердить типовую форму договора с гражданами о предоставлении этих услуг. В данном случае речь идет о пожилых людях, проживающих в стационарах и интернатах, то есть о тех, кто остался без поддержки и попечения со стороны близких родственников. Для них типовой перечень оказываемых услуг должен быть единым на всей территории Российской Федерации. Не должно быть такого, когда норма обеспечения жителей интернатов различается в разных регионах в разы.
Слайд 153. необходимо внести определяющие социальные гарантии для работников, занятых в
сфере соцобслуживания. Точно так же, как, принимая закон об образовании,
установлены важнейшие социальные гарантии для работников в системе образования. О врачах, учителях законодатели позаботились, реализуя национальные проекты, о них позаботился президент, установив критерии зависимости их заработной платы от средней зарплаты в регионе. Сегодня самыми обездоленными представителями бюджетной сферы являются социальные работники. А ведь им приходится работать с инвалидами, ветеранами, хроническими алкоголиками, людьми, оказавшимися в крайне тяжелой жизненной ситуации, причем не только оказывать им услуги, а поддерживать их, тратя на это свою энергию, эмоции, часть души.