Слайд 1Мнемотехника как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи
Подготовила: Туманова Зоя Анатольевна,
студентка I курса,
Специальное
дефектологическое образование
2014 г.
Слайд 2
Одним из вариантов речевого онтогенеза, отклоняющегося от нормы, является системное
недоразвитие речи. С точки зрения традиционной медико-педагогической классификации речевых нарушений
данный вариант дизонтогенеза речи разделяется на такие нозологические единицы, как сенсорная и моторная алалия.
Слайд 3 Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при
нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии чаще всего
является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребёнком в доречевой период жизни.
Системное недоразвитие речи выявляется при первично сохранном интеллекте и полноценной иннервации органов слуха и мышц речевого аппарата.
Слайд 4В качестве ведущего проявления речевого недоразвития при сенсорной алалии предполагалась
слуховая агнозия, при моторной алалии – кинетическая или кинестетическая апраксия.
У
ребёнка с системным недоразвитием речи оказывается недостаточным уровень функционирования наиболее сложноорганизованной знаковой системы, каковой является язык. Ребенок не справляется с операциями кодирования смысла, затрудняется при выборе языковых средств его выражения. В структуре дефекта основным является недоразвитие языковой способности.
Слайд 5Разработана специальная система логопедических занятий, способствующих развитию речи у детей
с моторной и сенсорной формой алалии. В систему таких логопедических
занятий входит мнемотехника.
Слайд 6Что такое мнемотехника?
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих
успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем
мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Слайд 7Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи
у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал
усваивается лучше вербального.
Слайд 8Основной секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен: когда ребёнок
в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту
взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Слайд 9Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо
начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и
позже – к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – чтобы нарисованное было понятно детям.
Слайд 10Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные
мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы:
цыплёнок – желтого цвета, ёлочка – зеленого.
Слайд 11Мнемотаблицы на практике
На базе МДОУ «Детский сад №17 компенсирующего вида»
г. Кириши в старшей группе №9 с детьми с ТНР
(тяжелыми нарушениями речи), 2 год обучения, с подгруппой из 6 человек (3 ребёнка с ОНР II уровня, 3 ребёнка - ОНР I уровня) (ОНР – общее недоразвитие речи) была проведена серия занятий по развитию связной речи с опорой на мнемотаблицы.
Слайд 12Результаты работ
С пересказом рассказа «Почему лук горький?» самостоятельно справились
4 детей (с ОНР II уровня – 3 детей, ОНР
I уровня – 1 ребёнок), с минимальной помощью взрослого 2 детей (ОНР I уровня).
С заучиванием стихотворения «Сел медведь на брёвнышко» аналогично.
С проговариванием чистоговорок справились все дети самостоятельно.
Слайд 13Рассказ «Почему лук горький?» с мнемодорожкой
Слайд 14Стихотворение «Сел медведь на бревнышко» с мнемотаблицей
Сел медведь на брёвнышко,
Стал
смотреть на солнышко.
Не смотри на свет, медведь!
Глазки могут заболеть!
(М. Дружинина)
Слайд 15Чистоговорка с применением элементов мнемотехники
Слайд 16Список литературы:
О.Б. Сизова. Механизмы, дифференциальная диагностика и пути коррекции алалии
и аутизма (Санкт-Петербург, 2012 г.).
Современные проблемы и перспективы региональной системы
образования детей с ОВР: Сб. статей. – Спб.: ЛОИРО, 2013.- 440 с. – ISBN 978-5-91143-584-4.