Слайд 2Проблема
(греч. problema - преграда, трудность, задача)
в широком смысле - сложный
теоретический или практический вопрос, требующий разрешения;
в узком смысле -
ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели.
Слайд 3Действия по постановке проблемы:
формулирование проблемы, состоящее из:
вопрошения (выдвижения центрального
вопроса проблемы),
констрадиктации (фиксации того противоречия, которое легло в основу
проблемы),
финитизации (предположительного описания ожидаемого результата);
Жариков Е.С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы // Философ, науки. 1973. № 1. Цитируется по Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.
Слайд 4Действия по постановке проблемы:
2) построение проблемы, представленное операциями:
стратификации («расщепление»
проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа
на основной проблемный вопрос),
композиции (группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему),
локализации (ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения),
вариантификации (выработки установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы);
Слайд 5Действия по постановке проблемы:
3) оценка проблемы, характеризуется действиями:
кондификация (выявление
всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы
и т.п.),
инвентаризация (проверка наличных возможностей и предпосылок),
когнификация (выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы),
уподобление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой),
квалификация (отнесение проблемы к определенному типу);
Слайд 6Действия по постановке проблемы:
4) обоснование, последовательная реализация процедур:
экспозиции (установление
ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами),
актуализации (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения),
компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы),
демонстрации (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации);
Слайд 7Действия по постановке проблемы:
5) обозначение, состоит из:
экспликации (разъяснения) понятий,
перекодировки (перевод проблемы на иной научный или обыденный языки),
интимизации
понятий (словесная нюансировка — малозаметный переход — выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы).
Слайд 8Классификация проблем:
фундаментальные и прикладные;
общие и частные;
теоретические и
эмпирические;
эвристические и диспетчерские;
объекта управления, субъекта управления и взаимодействие
субъекта и объекта;
по степени структуризации.
Слайд 9Противоречие
взаимодействие противоположных,
Слайд 10Противоречия:
отношения несовместимых взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые
вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая
источником самодвижения и развития объективного мира и познания.
Слайд 11Учебные задачи:
активизация и стимулирование самостоятельной творческой познавательной деятельности;
вовлечение студентов
в процесс познания;
формирование у студентов мировоззрения, системы нравственных и эстетических
взглядов;
формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся;
ознакомление студентов с новыми технологиями и методами решения проблем;
обучение коллективному труду;
повышение эффективности образовательного процесса;
развитие поискового и творческого уровня усвоения знаний студентов;
формирование умений и навыков творческого решения проблем.
Ожидаемые результаты:
повышение эффективности познавательного процесса и качества результата обучения - практическая полезность: наглядность, правдоподобность, реалистичность, понятность процесса обучения;
развитие научного интереса к процессу обучения;
ознакомление с творческими подходами к решению проблем, основанными на исторических примерах;
расширение кругозора
отработка умений творческого решения проблем.
Слайд 12Подходы к решению проблем:
экстремистский: если имеются противоположные задачи, одна из
них игнорируется или проблема (ресурс уничтожается);
компромиссный: выбор среднего решения. душить,
но чуть-чуть, поклониться слегка;
творческий: нужно разрешать противоречие.
Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, 8-е дополненное издание, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2007 г., 406 страниц. Здесь и далее на всех слайдах.
Слайд 13Способы решения противоречий:
Во времени и пространстве. В интервале времени Т1
изменяемый ресурс обладает свойствами Ы, а в интервале Т2 свойствами
не Ы. В месте М1 изменяемый ресурс обладает свойствами Ы, а в месте М2 – свойствами не Ы. Пример жены Одиссея.
В структуре. Одна часть изменяемого ресурса (или системы в целом) обладает свойством Ы, а другая часть (части) – свойствами не Ы. Пример фильма про советских тружениц.
В воздействиях. При воздействии 1 изменяемый ресурс обладает свойством Ы, а при воздействии 2 (или отсутствии воздействия 1) – свойством не Ы. Пуля из воска.
В отношениях. По отношению к эталону 1 изменяемый ресурс обладает свойством Ы, а по отношению к эталону 2 – свойством не Ы. Пример просителей денег.
Слайд 14Во времени и пространстве
На Мосфильме снимаются сразу три фильма о
Ленине. В обеденный перерыв все три Ленина сходились в столовой
и, не выходя из образа, трепались.
ЧТО СДЕЛАЛО РУКОВОДСТВО?
Почему агентом КГБ было запрещено встречаться с зарубежными агентами в праздничные дни?
Мольера за грехи перед церковью не хотели хоронить, объясняя это тем, что такого грешника нельзя хранить на освещенной земле.
КАК КОРОЛЬ ЛЮДОВИК ОБЕСПЕЧИЛ ЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ?
Слайд 15В структуре
Официальное обращение к собравшимся. 1990 год. Ельцын – председатель
ВС РСФСР с КГБ СССР. Товарищи – какие они ему
товарищи. Господа – тоже не подходит...
В Голландии местные жители имели твердое убеждение – эмигранты – беженцы все время крадут велосипеды. Поэтому…
Слайд 163. Однажды американка оказалась вовлеченной в спор с мужчиной (60
лет) по поводу места на стоянке. Он обрушил на нее
поток грязных ругательств…
4. Храм Парфенон на Акрополе (5 век до н.э.) посещают сотни тысяч туристов. Несмотря на запреты пытаются унести хотя бы камешек с горы…
Слайд 17В отношениях
В свое время британцы быстро погасили волну террора
исламистов…
Генри Форд активно разоблачал засилье евреев в Голливиде…
У Сталина
большой дом. Как сделать так, чтобы никто не узнал в каком кабинете Сталин работает и отдыхает?...
1700 год. Был и другой Париж – закрытый для общества, опасный и враждебный, Париж тех кварталов, куда не рисковали заходить доже вооруженные солдаты. Это были печально известные дворцы чудес. Главное чудо в этих дворцах происходило каждый вечер, когда весь сброд после трудового дня возвращался к своим жилищам. Справиться с дворцом смог только…
Слайд 18В воздействиях
Заявления на квартиру писали сотни человек (при социализме). Но
очередь была очень большая. Пятый год на очереди. Один рабочий…