Слайд 1Тема урока:
Сущность человека
Глава 2. Общество и человек
Слайд 2«Человеческий ребенок в момент рождения не человек,
а только кандидат
в человека»
Анри Пьерон (1881-1964)
французский психолог
Слайд 3Основные вопросы
1) Происхождение человека (основные теории)
2) Биосоциальная сущность человека
а)
биологические свойства
б) социальные свойства
3) Взаимосвязь природного и общественного в развитии
человека
Слайд 41. Происхождение человека
Антропогенез
(от греч. anthrоpos — человек и genesis
— происхождение) — теория происхождения человека, где рассматривается процесс его
возникновения и развития.
Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Слайд 51. Происхождение человека
Подходы к решению вопроса о происхождении человека:
Слайд 61. Происхождение человека
Религиозная теория
(божественная; теологическая).
.
Самая
древняя теория происхождения человека. Подразумевает божественное происхождение человека.
Душа –
источник человеческого в человеке.
Данная теория сохранилась во многих религий мира.
Все религиозные теории происхождения человека основаны на идее чуда, божественного вмешательства в этот процесс
Слайд 71. Происхождение человека
2) Теория палеовизита (случайная).
Суть теории состоит в
том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив
Землю, оставили на ней человеческие существа.
Слайд 81. Происхождение человека
3) Теория эволюции Чарльза Дарвина
(эволюционная)
Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX
в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка.
Слайд 91. Происхождение человека
3) Теория эволюции Чарльза Дарвина
(эволюционная)
Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан
с высшими млекопитающими.
Эта теория относится к теориям естественнонаучным
Слайд 101. Происхождение человека
4) Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая ).
Работа
Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»,
где обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее.
Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Слайд 112. Человек – существо биосоциальное
В XX в. эти идеи Ч.
Дарвина и Ф. Энгельса были объединены в общую концепцию
биосоциальной
природы человека.
Человек является частью природы
и неразрывно связан с обществом
Слайд 12а) Человек – биологическое существо
Человек принадлежит к животному царству, к
высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens.
Как и все
животные, человек подчиняется биологическим законам.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.
Слайд 13а) Человек – биологическое существо
В поведении человека присутствуют биологические инстинкты
(самосохранения, продолжения рода)
Инстинкт – совокупность врожденных реакций организма, возникающих в
ответ на внешние или внутренние раздражители
Слайд 14а) Человек – биологическое существо
Человек способен передавать по наследству биологические
признаки своего вида
Человек имеет предрасположенность к определенной продолжительности жизни, болезням,
типу поведения, темперамента.
Биологическое (природное) в человеке
всегда связано с социальным.
Слайд 15б) Человек –существо социальное
Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам
природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в
обществе подобных ему людей.
Социальное в человеке — это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе: речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.
Слайд 16б) Человек –существо социальное
1) Человек обладает сознанием
Сознание — это отражение
в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя
психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.
2) Человек, в отличие от животных способен осознавать факт своего существования
3) Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы.
Слайд 17б) Человек –существо социальное
4) Человек обладает членораздельной речью
5) Человеческое поведение
определяется не только инстинктами, но и является актом свободной воли.
Человек способен выбирать сам как ему поступить.
Слайд 18б) Человек –существо социальное
6) Человек способен к сознательной целенаправленной деятельности
Животное
в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно
не отделяет себя от природы.
Слайд 19б) Человек –существо социальное
7) Человек в процессе своей деятельности преобразует
окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и
ценности
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
Слайд 20б) Человек –существо социальное
8) Человек способен изготавливать орудия труда и
использовать их как средство производства материальных благ.
Ни один вид
животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств труда
Слайд 21б) Человек –существо социальное
9) Человек воспроизводит не только свою биологическую,
но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только
свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Животные удовлетворяют биологические потребности, исходя из своих инстинктов
Слайд 223. Взаимосвязь природного и общественного в развитии человека
Природное и социальное
взаимодействие человека и общества противоречиво.
Общество и человек неотделимы друг
от друга и в биологическом, и в социальном плане.
Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.
Слайд 233. Взаимосвязь природного и общественного в развитии человека
Биологическое здоровье человека
позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие
потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей.
В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним.
Слайд 24
ЧЕЛОВЕК
Природа (био)
Общество (социо)
Биологические
свойства человека
Социальные
свойства человека
БИОСОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ
Слайд 25Галине 14 лет. Найдите в приведенном списке её черты (качества),
имеющие биологический характер.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У
Галины светлые волосы и карие глаза
2) Галина добрая и отзывчивая
3) Галина – внешне привлекательная девушка
4) Рост Галины ниже среднего
5) Галина – честный человек
6) Галина – дружит со многими своими одноклассниками
Ответ ____________
Слайд 26Галине 14 лет. Найдите в приведенном списке её черты (качества),
имеющие биологический характер.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У
Галины светлые волосы и карие глаза
2) Галина добрая и отзывчивая
3) Галина – внешне привлекательная девушка
4) Рост Галины ниже среднего
5) Галина – честный человек
6) Галина – дружит со многими своими одноклассниками
Ответ 1 3 4
Слайд 27Матвею 14 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Матвея светлые волосы
и голубые глаза.
2) Рост Матвея — 160 см.
3) Матвей помогает родителям ухаживать за больной бабушкой
4) Матвей — сангвиник по темпераменту
5) Матвей — добрый и отзывчивый человек
6) Матвей хорошо учится в школе.
Ответ: ____________
Слайд 28Матвею 14 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Матвея светлые волосы
и голубые глаза.
2) Рост Матвея — 160 см.
3) Матвей помогает родителям ухаживать за больной бабушкой
4) Матвей — сангвиник по темпераменту
5) Матвей — добрый и отзывчивый человек
6) Матвей хорошо учится в школе.
Ответ: 3 5 6
Слайд 29 28. «Биосоциальная сущность человека»
1) Понятие о человеке
(биосоциальное существо, является
частью природы и неразрывно связан с обществом)
2) Биологические свойства человека
а)
человек - высшее млекопитающее (Homo sapiens)
б) анатомия, физиология
в) биологические инстинкты (самосохранения, продолжения рода)
г) механизмы наследственности и др.
а) наличие сознания
б) членораздельная речь
в) преобразовательная деятельность
г) способность изготавливать орудия труда и др.
3) Социальные свойства человека
4) Взаимосвязь природного и общественного в развитии человека
Слайд 3025. Используя обществоведческие знания:
раскройте смысл понятия «человек»
2) составьте два
предложения:
одно предложение, содержащее информацию о теориях происхождения человека;
одно предложение, раскрывающее
сущность биологического начала в человеке (или социального)
(Предложения должны быть распространенными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятиях)
Слайд 31Смысл понятия Человек - биосоциальное существо, обладающее даром мышления и
речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе
общественного производства.
Предложения:
Одной из теорий происхождения человека является теория эволюции Чарльза Дарвина (эволюционная)
Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах;
Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.