Слайд 1Кохлеарная имплантация
Выполнила студентка ИСГТ Подопросветова Е.Н.
4 курс «Логопедия»
Слайд 2Чувство слуха одно из главных в человеческой жизни; слух и
речь составляют вместе весьма важное средство общения между людьми и
служат основой сложных социальных взаимоотношений.
Современный динамичный насыщенный информацией мир предъявляет высокие требования к качеству здоровья членов общества, в том числе и к слуху. При потере слуха возникает дискомфорт бытового, образовательного и профессионального общения, что нередко приводит к потере любимой профессии и социального статуса.
Существуют инновационные способы диагностики патологии слуха: импедансометрия, регистрация отоакустической эмиссии, регистрация слуховых вызванных потенциалов, а также способы ее коррекции: слухоулучшающие операции, кохлеарная имплантация, компьютерное слухопротезирование.
Слайд 3
ОБЗОР КЛИНИЧЕСКИХ ФОРМ
НАРУШЕНИЙ СЛУХА
Тугоухость — это снижение слуха, затрудняющее речевое
общение.
В зависимости от степени снижения слуха
тугоухость делится на:
← 1
степени – снижение слуха до 40 дБ
← 2 степени – снижение слуха до 41-55 дБ
← 3 степени – снижение слуха до 56-70 дБ
← 4 степени – снижение слуха до 70-90 дБ
По форме (месту) поражения тугоухость бывает:
• кондуктивной
• нейросенсорной
• смешанной.
Слайд 4Кондуктивная тугоухость представляет собой нарушение слуха, связанное с затрудненным проведением
звуковых волн, путь которых лежит от наружного уха до внутреннего.
Снижение слуха данного типа может произойти в следствии травм или заболеваний звукопроводящих органов и тканей.
Причины Кондуктивной тугоухости
острый и хронический средний отит (перфорация барабанной перепонки,рубцы в барабанной полости),
серная пробка.
отосклероз (заболевание,связанное с патологическим ростом кости в среднем ухе),
нарушения функции слуховой (евстахиевой) трубы,
аденоидов и др.
Слайд 5Нейросенсорная тугоухость – это болезнь, при которой происходит снижение слуха
из-за поражения органов внутреннего уха, слухового нерва или центра в
головном мозге, который отвечает за восприятие звука.
В зависимости от того, какая часть этого пути поражена, различают три разновидности этой болезни:
если поражаются органы внутреннего уха (улитки) – специальные волосковые клетки-рецепторы, отвечающие за восприятие звука, то такое заболевание называется сенсорной тугоухостью;
если поражаются ветви слухового (преддверно-улиткового) нерва, который передает слуховые импульсы от внутреннего уха в головной мозг, то это – собственно нейросенсорная, или сенсоневральная, тугоухость;
если поражаются слуховые центры, которые воспринимают приходящую из внутреннего уха информацию (эти центры располагаются в стволе и коре головного мозга), то речь идет о тугоухости центрального генеза.
Слайд 6Причины нейросенсорной тугоухости являются
побочное действие ототоксических антибиотиков,
воздействие промышленного, бытового
и транспортного шума,
наследственная патология,
возрастные атрофическиизменения в периферических и центральных
отделах слухового анализатора (старческая тугоухость, или пресбиакузис).
осложнение некоторых инфекционных болезней (гриппа, скарлатины, кори и др.),
вследствие интоксикации организма окисью углерода, ртутью, свинцом и др.
Недоношеность, вес при рождении менее 1500 гр.
Слайд 7Смешанная тугоухость представляет собой сочетание кондуктивной и нейросенсорной тугоухости.
Основные
причины этого вида нарушения слуха
инфицирование улитки при хроническом воспалении уха
возрастные факторы, особенно при наличии не оперированного отосклероза
смешанная форма отосклероза
Слайд 9 Для детей, рожденных глухими, имплантация слухового аппарата
– единственный шанс услышать и научиться говорить. Чем раньше проведена
операция по вживлению слухового аппарата, а точнее, электрода в улитку, тем больше у ребенка шанс вырасти без отставаний в развитии, научиться правильно говорить и слышать.
В сентябре 2008 года впервые группой специалистов во главе с директором ФГУ «Санкт-Петербургского НИИ ЛОР Росмедтехнологий» заслуженным врачом РФ, д.м.н.,проф. Ю.К. Яновым в г. Красноярске были проведены несколько показательных операций «кохлеарная имплантация».
Первым двум пациентам Красноярского края операция кохлеарная имплантация проведена в 2006 году. В последующие годы количество имплантированных детей неуклонно возрастало.
В настоящее время в крае ежегодно билатерально прооперировано 15 детей.
Внедрение с 2009 года на территории Красноярского края системы аудиологического скрининга позволило максимально рано выявлять детей с нарушениями слуха. Вследствие этого сократился и возраст детей, направляемых на операции. На сегодняшний день в крае насчитывается 130 пациентов, проимплантированных в детском возрасте.
Слайд 11ЧТО ЭТО ТАКОЕ КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ?
Кохлеарная имплантация - это система мероприятий,
направленная на восстановление отсутствующего слуха.
Кохлеарная имплантация включает пять элементов,
которые взаимосвязаны друг с другом:
Техническое средство – сам аппарат (КОХЛЕАРНЫЙ ИМПЛАНТ и РЕЧЕВОЙ ПРОЦЕССОР).
Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию.
Медицинскую помощь – операцию по установке импланта.
Сурдоаудиологический сервис
– первое включение и настройка
речевого процессора.
Психолого-педагогическая
реабилитация.
Слайд 12ЧТО ЭТО ТАКОЕ КОХЛЕАРНЫЙ ИМПЛАНТ?
Кохлеарный имплант - это аппарат состоящий
из двух частей:
Внутренняя часть – имплант (хирургическим путем помещается под
кожу головы и в улитку)
Наружная часть – речевой процессор (располагается за ухом)
Слайд 13КАК РАБОТАЕТ КОХЛЕАРНЫЙ ИМПЛАНТ?
1 - звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора
⇓
2 - речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в
последовательность электрических импульсов
⇓ 3 - эти импульсы передатчик посылает через неповрежденную кожу к импланту
⇓ 4 - имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке
⇓ 5 - слуховой нерв воспринимает их и посылает в слуховые центры мозга
⇓ 6 - мозг распознает
переданные сигналы
как звук
Слайд 14КТО ЯВЛЯЕТСЯ КАНДИДАТОМ НА КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ?
Согласно письму Минздрава РФ
от 15 июня 2000г. N 2510/6642-32 "О внедрении критериев отбора
больных для кохлеарной имплантации, методик предоперационного обследования и прогнозирования эффективности реабилитации имплантированных больных« основными показаниями к кохлеарной имплантации являются:
Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ).
Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов (бинауральное слухопротезирование), превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц.
Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов при высокой степени двусторонней сенсоневральной тугоухости (средний порог слухового восприятия более 90 дБ) по крайней мере, после пользования аппаратами в течение 3-6 мес. (у детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен).
Слайд 15Отсутствие когнитивных проблем.
Отсутствие психологических проблем.
Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний.
Наличие
серьезной поддержки со стороны родителей и их готовность к длительному
послеоперационному реабилитационному периоду занятий имплантированного пациента с аудиологами и сурдопедагогами.
Возрастные критерии:
При врожденной глухоте и у детей, оглохших в первый год жизни (до формирования речи), минимально рекомендуемый возраст соответствует 12-18 месяцам
(он определяется формированием в этом
возрасте минимально необходимых
размеров улитки). Оптимальные результаты
могут быть достигнуты в возрасте до 3 лет
(принципиально вопрос об имплантации
у ребенка даже большего возраста должен
решаться индивидуально в каждом конкретном
случае с учетом как медицинских,
так и психологических, и социальных показателей).
Слайд 16ЕСТЬ ЛИ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ?
Противопоказаниями к
проведению кохлеарной имплантации являются:
Полная или частичная, но значительная облитерация улитки.
Ретрокохлеарная
патология.
Отрицательные результаты электрофизиологического тестирования.
Сопутствующие соматические и психические
заболевания, препятствующие проведению
хирургической операции под общей анестезией
и последующей слухоречевой реабилитации.
Отсутствие мотивации к послеоперационной слухоречевой реабилитации и отсутствие
поддержки со стороны местных специалистов
и членов семьи.
Слайд 17КАК ПРОВОДИТСЯ ОПЕРАЦИЯ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ?
Операция кохлеарной имплантации имеет
более чем 30-летнюю историю. В настоящее время процедура является стандартной
и занимает 1 – 1,5 часа, если у пациента нет анатомических особенностей и заболеваний среднего уха.
Основными этапами классической операции являются:
Разметка – выполняется для
того, чтобы имлант располагался в
заушной области удобно.
Слайд 18Разрез и формирование кожных и надкостничных лоскутов – обеспечивают закрытие
импланта мягкими тканями и доступ к сосцевидному отростку
Вскрытие сосцевидного отростка
(мастоидотомия), выполнение задней тимпанотомии (доступа в барабанную полость через заднюю стенку наружного слухового прохода.
Наложение кохлеостомы (вскрытие внутреннего уха – барабанной лестницы улитки) для введения активного электрода.
Слайд 19Формирование костного ложа для импланта и его фиксация – выполняются
для того, чтобы обеспечить неподвижность импланта и уменьшить в последующем
выпячивание на коже заушной области.
Введение активного электрода в улитку и проверка работы импланта – позволяет оценить работу отдельных каналов и проверить акустические рефлексы стременной мышцы.
Закрытие раны
Слайд 20Прошел месяц, все зажило, подключение.
Слайд 22 КАК СЛЫШНО ЗВУКИ В КОХЛЕАРНОМ ИМПЛАНТЕ?
Кохлеарная имплантация не
восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом импланта точек слухового
нерва неизмеримо меньше числа волосковых клеток в нормально функционирующей улитке, человек с имплантом слышит сначала не те звуки, к которым мы привыкли. Воспринимаемые через имплант и речевой процессор звуки немного отличаются от звучания речи и окружающих звуков через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха. Сразу после включения речевого процессора пациентам бывает трудно понять, что за сигналы сейчас звучат.
Требуется время для того, чтобы научиться слышать и различать речь и окружающие звуки при использовании системы кохлеарной имплантации. Требуется длительный период реабилитации и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить. Вместе с тем, сразу же после включения импланта человек получает возможность слышать звуки окружающего мира, что делает его жизнь более безопасной, а у ребенка вызывает интерес и становится стимулом к развитию.
Часто специалисты рекомендуют совмещать ношение речевого процессора и слухового аппарата на неоперированном ухе, следовательно, эти два устройства возможно оптимально настроить в совокупности друг с другом. Такие рекомендации направлены тем пациентам, у которых сохранено восприятие низких частот. Однако, после подключения речевого процессора многие дети отказываются носить слуховой аппарат на противоположном ухе. В таких случаях специалисты обычно не заставляют пациента или его родителей использовать аппарат.