Слайд 1Коллективная творческая деятельность
Технология организации и проведения
Слайд 2Игорь Петрович Иванов
(1923 — 1992 гг.)
доктор педагогических наук, профессор,
академик РАО
Слайд 3ВОСПИТАНИЕ - процесс развития личности в условиях совместной деятельности старших
и младших, направленной на решение жизненно- важных задач, на заботу
об окружающих , о себе, о своих товарищах.
КОЛЛЕКТИВ - это социальная группа, в которой развивается ОБЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАБОТА о своем объединении (забота организаторская, практическая, воспитательная).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - это коллектив, созданный для развития и самореализации личности (временный, разновозрастный,сводный )
Слайд 4Методика организации деятельности воспитательного коллектива предполагает:
Психологическую и практическую готовность педагога
к выбору средств, методик, которые бы обеспечили определенную степень самоорганизации
и свободы личности в ее самоопределении, получении опыта взаимодействия и общей творческой заботы.
Владение методиками педагогического руководства деятельностью детского объединения
(Методика есть алгоритм конструирования и организации какой-либо деятельности).
Готовность стать самому организатором и участником детского движения как самодеятельного объединения.
Слайд 5Формализм в воспитании
- Передача готового опыта
- Субъект-объектные отношения
- Одностороннее воздействие (обучающее)
- Дробность, фрагментарность
- Погоня за
количеством воспитательных воздействий
- Косность форм, невосприимчивость к новому
- Безликость воспитательных воздействий (стандартный подход к воспитанию)
- Показной характер воспитательной работы (работа на отчет, на галочку).
- Формализм (отсутствие связи с реальными проблемами, запросами детей)
- Незавершенность, неполнота воспитательных воздействий
Слайд 6Два подхода к воспитанию
Передача
готового
опыта
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО
Воспи
татель
Воспи
танник
Воспи
татель
Воспи
танник
Слайд 7
Созвучие идей великих педагогов и Методика КТД:
С.Т.
Шацкий: «Воспитания в чистом виде не существует. Воспитание есть организация
деятельности»… .«Научить ребёнка считать очень просто: наша методическая наука достигла в этом совершенства…. Но главное заключается в том, чтобы с этим умением считать человек не стал обсчитывать». Школа «как школа жизни ребёнка…, как центр воспитания в социальной среде…, как настоящий «очаг культуры».
Януш Корчак: «Есть как бы две жизни: одна – важная
почтенная, а другая – снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст – долгие, важные годы в жизни человека.
А. С. Макаренко: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость…. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать её к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные»... «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности».
В.А. Сухомлинский: «Детство – важнейший период человеческой жизни. Не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».
Слайд 8Необходимые условия:
Отход от рецептов и сценариев воспитательной деятельности к проектному
творчеству.
Усиление воспитательного начала в деятельности педагога, поиска путей совершенствования внутреннего
мира растущего человека, его влияния на окружающую жизнь.
Расширение пространства воспитания, наполнение жизненно-значимыми для детей событиями.
Взаимодействие вожатого и детей строится на паритетных началах (субъект-субъектные отношения), на взаимном уважении.
Изменение вектора педагогического общения (от авторитарного к гуманно-демократическому, творческому взаимодействию).
Слайд 10
Компоненты жизнедеятельности
социальной группы
Дети: личностные ориентации, запросы, мотивы, опыт
Взрослые: ценности,
цели, смыслы, позиция, умения
ЦЕЛЬ
Слайд 11Типы воспитательных отношений
Авторитарные (требование преобладает над уважением)
Чрезмерная опека (недостаточность требований
и уважения)
Свободные (уважение преобладает над требованием)
Товарищеские
(единство У и Т,
в том
числе, к взрослому)
Слайд 12 Сущность методики: забота.
Заботливость как характеристика личности, деятельности, отношений.
«Методика
коллективной творческой деятельности» И.П. Иванова универсальна: её с успехом можно
использовать в воспитательной работе с разными детьми, вне зависимости от специфики проживаемого времени.
Слайд 13Сущность и содержание КТД:
1) Создание и развитие ученического коллектива; организация
самоуправления и совместно-разделённой деятельности в нём.
«…Коллектив – это
социальный
живой организм, который потому и
организм, что имеет органы, что там
есть полномочия, ответственность,
соотношение частей,
взаимозависимость,
а если этого нет, то нет и
коллектива, а есть просто толпа
или сборище».
«Коллектив – это инструмент прикосновения
к личности»
А.С. Макаренко
Слайд 14Три «кита» как условия для саморазвития:
Само
деятельность
(КТД)
воспитание
управление
Средства:
Самодеятельность;
Стимулирование саморазвития;
Организация самоуправления
в детско-взрослом сообществе.
«Три кита воспитания»: реальные и надёжные пути и
средства развития взрослеющего человека.
Слайд 15КТД –
коллективное, т.к. планируется, готовится, совершается и обсуждается каждым воспитанником
и воспитателем как младшими и старшими товарищами.
творческое, т.к. на каждой
стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно творческое, т.к. не может совершаться по шаблону, а всегда проводится в новом варианте.
дело, а не мероприятие, это система практических действий на общую радость и пользу. Это забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.
Слайд 16Основа методики
организации КТД
- коллективная творческая деятельность, в ходе которой
каждый член коллектива на всех этапах организации (от планирования до
анализа результатов) участвует в «совместном поиске лучших решений жизненно важной задачи».
(И.П. Иванов)
Слайд 17ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КТД обусловлены тем, что
предоставляют возможность каждому ребенку внести
свой личный вклад в общую работу, проявить свои личные качества
(творческие, интеллектуальные и др.);
обеспечивают реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
способствуют укреплению внутриколлективных связей и отношений. (Е.В.Титова)
Слайд 18КТД по виду деятельности:
познавательные (рыцарский турнир, вечер тайн, Заседание Весёлой
Академии, пресс-конференция, вечер-путешествие, защита фантастических проектов, вечер горящих сердец, суд)
трудовые
(почта, город мастеров, операция «Снежная сказка», Бумажная фабрика, тимуровский десант)
Слайд 19КТД по виду деятельности:
художественно-эстетические (кольцовка песен, вечер песни, закончи сказку,
вечер жанров, эстафета любимых занятий, весёлый цирк, кинофестиваль, театр-эстафета, форум-театр,
вечер у экранов телевизора)
спортивные (весёлая
спартакиада, сюита
туристских игр,
десант-ракеты, бой
неуловимых, олимпиада)
Слайд 20КТД по виду деятельности:
организаторские
планирование: разведка дел и друзей, аукцион
идей, защита проектов, встреча по обмену опытом,
подведение итогов:
звёздный марш-поход, квест-испытание, видеоролики о прожитых днях
Организационная структура
Совет Дела
(праздника)
Экипаж 1,
капитан
Экипаж 2,
капитан
Совет отряда
(Капитанский
Совет,
АКС)
Экипаж 3,
капитан
Творческая
группа
(ЛТГ)
Экипаж 4,
капитан
Слайд 23КТД по длительности подготовки и проведения:
экспромт
краткосрочное
с длительной подготовкой и
проведением
по масштабу
КТД малых форм,
большое творческое дело
система КТД (праздник)
Слайд 24 Организация коллективной творческой деятельности по методике КТД
Сущность КТД:
ДЕЛО –
как забота о людях;
КОЛЛЕКТИВНОЕ - совершается сообща;
ТВОРЧЕСКОЕ – представляет собой
непрерывный поиск лучших решений.
Главные черты КТД:
Совместно-разделённая
деятельность детей и взрослых;
Игровая инструментовка;
Коллективный и творческий характер;
ЧТП (чередование творческих поручений);
Личностная ориентированность.
Слайд 265) Личностная ориентированность КТД
(С.Д. Поляков и его коллеги из Ульяновска)
Постановка
при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами
типа: «Зачем это надо – нам, тебе, мне?»; «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?».
Право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких – нет.
Подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности.
Подчеркивание ценности всех идей, в том числе и не принятых.
Признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников.
Возможность разработки альтернативных проектов и дел.
Поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные.
Слайд 27
Максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей
для конкретных школьников.
Акцент на добровольность участия во всех делах.
Направленность общих
дел на конкретных детей («Сюрприз для именинника», «Интересный человек рядом»);
Сочетание групповых и индивидуальных конкурсов и заданий.
Публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; индивидуальные оригинальные награды.
При анализе КТД: постановка вопросов типа «Что дало тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?», «Кому ты хотел бы сказать «спасибо»?»; выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и другие.
КТД выполняет две задачи:
1) развивает отношения в коллективе;
позволяет воспитателю помогать отдельным воспитанникам в их развитии
и самоактуализации.
Слайд 28Примеры творческих форм работы в условиях коллективной творческой деятельности И.П.
Иванова
«Пять минут с одним…(стихотворением, музыкальным или художественным произведением, значимым
предметом…)»;
Интеллектуальный (музыкальный, этический, психологический…) аукцион;
Публичная лекция;
Сократовская беседа;
«Научная конференция»;
Ролевые игры;
Открытый микрофон;
Дискуссионные качели;
Философский стол;
Конкурс «смехаизмов»;
Разговоры при свечах;
День Гения (события…);
«Круглый стол с острыми
углами»;
Фотокамера смотрит в мир;
Сюрпризы дружбы
«Арбузник»;
Уроки культуры поведения…
Пионерская дружина «Сигнальщики»; летний Лагерь актива (В.В. Круглов)
Слайд 29Этапы организации и
проведения КТД
Этап 1. Предварительная работа воспитателей
а) Определение
проблем коллектива и постановка воспитательных задач
б) Поиск союзников, возможностей
в)
Выбор возможной формы КТД
г) Проведение предварительной диагностики
д) Поведение стартовой (установочной) беседы: увлечение воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела
е) Разведка дел и друзей
Слайд 30Этап 2
Коллективное планирование.
а) Общий сбор-старт, сбор-планирование
б) анкеты предложений ("Что
бы ты хотел сделать? Для кого?")
в) конкурсы на лучшие предложения
по плану, на лучший проект дела
г) работа проблемных лабораторий и пр.
Обсуждаются вопросы: Для кого? С кем вместе? Что лучше сделать? Когда? Где? Кто будет участвовать? Кто будет организатором?
Слайд 31Зеркало прогрессивных преобразований
проблема
Слайд 32Этап 3. Коллективная подготовка
Этап 4. Коллективное проведение коллективного дела.
Этап
5. Коллективный анализ, подведение итогов.
Этап 6. Последействие
Слайд 33Как приобретается опыт?
Социальный анализ:
Что важно и значимо сохранять?
Что требует преобразования?
Кто
может его осуществлять?
Как можно в этом участвовать?
От чего необходимо отказаться?
ПОЧЕМУ???
Слайд 34Вопросы для анализа:
Что понравилось и почему?
Что не понравилось и почему?
Предложения
на завтра
--------------------------------------------------------------------
Что нам удалось и благодаря чему?
Что не получилось и
по каким причинам?
Предложения на будущее?
-----------------------------------------------------
Кто открыл себя с новой стороны?
Кому мы хотим сказать спасибо?
Кому благодаря нашим делам стало лучше?
Что можно было бы сделать по-другому
Что было особенно трудно?
Слайд 35 Предполагает:
наличие целевой группы благополучателей, то есть тех лиц, кто «выиграет»
от реализации данного проекта;
стремление разработчиков решить какую-то актуальную социальную проблему
Не предполагает:
извлечение разработчиками и реализаторами проекта непосредственной
финансовой прибыли
Слайд 36Социальный проект
(КТД)
Направлен на
достижение социальных
целей, то есть на
достижение состояния
большего благополучия
отдельного человека,
группы
людей, общества.
Проблема- благополучатели - идея
Слайд 37Соответствие актуальным социальным целям
Наличие явной группы благополучателей
Реалистичность
Достигаемость
Экономичность
Измеряемость
Интерес участников
Слайд 38ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ
Новая традиция, ритуал
Введение постоянного поручения
Принятые решения по развитию деятельности в
данном направлении
Представление полученного опыта другим
Решение возникших проблем
Встреча со специалистом
в данной области
Появление зоны заботы и пр.