Слайд 1Коллекция игр
и упражнений по лексической теме
«Деревья осенью»
Слайд 2Содержание:
На прогулке
Давай подумаем
Для всей семьи
Литературная гостиная
Интерактивный музей
Слайд 3
На прогулке
Игры, наблюдения, представленные в этом разделе, вы можете проводить
на улице,
во время прогулки.
Они направлены на обогащение и
уточнение знаний и представлений детей о деревьях осенью, активизацию словаря,
развитию наблюдательности, внимания,
коррекцию мелкой моторики.
Слайд 4 ГУЛЯЕМ ПО ОСЕННЕМУ ПАРКУ
Гуляя по осеннему парку, полюбуйтесь красотой
осеннего пейзажа.
Остановитесь. Послушайте звуки осеннего парка. Какие звуки вы
услышите? А ребенок?
Походите по опавшей листве, послушайте, как шуршат листья.
Создайте на прогулке свой ЛИСТОПАД. Объясните ребенку значение этого слова
Слайд 5ПОГОВОРИМ О ДЕРЕВЬЯХ
ЦЕЛЬ: Активизировать знания по теме «деревья».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: найдите
по одному листу клена, дуба, рябины, иголку ели, сосны.
ХОД БЕСЕДЫ:
Расскажите (и покажите) ребенку о различных частях любого дерева (корни, ствол, ветви, листья). Поговорите о том, для чего предназначена каждая из них.
Уточните, названия каких деревьев он знает. Покажите ребенку несколько разных листьев и спросите, с какого они дерева.
Спросите, какие изменения происходят с деревьями осенью.
Слайд 6ИЗУЧАЕМ СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ
ЦЕЛЬ: Активизировать знания по теме «деревья».
ХОД БЕСЕДЫ: Обратите
внимание ребенка на стволы различных деревьев. Спросите у ребенка, какой
ствол у дерева, какими словами его можно описать? Стволы бывают ТОЛСТЫМИ (попробуйте вместе обхватить его руками), ТОНКИМИ. ГЛАДКИМИ И ШЕРШАВЫМИ – предложите ребенку потрогать их руками.
Слайд 7ИЗУЧАЕМ СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ
продолжение
Взяв увеличительные стекла, подробно рассмотрите кору дерева.
Предложите ребенку рассказать, что он видит.
Если посмотреть на поперечный
срез ствола или ветки дерева, то можно без особого труда разглядеть так называемые годичные кольца. Расскажите ребенку, что Вы знаете о них.
Слайд 8СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ
ЦЕЛЬ: Упражнять ребенка в подборе слов –действий (глаголов)
ХОД ИГРЫ: Предложите
ребенку подобрать слова-действия.
Деревья — …..(качаются, стоят, шумят, растут).
Листья —
…(осыпаются, покрывают землю, желтеют, сохнут, увядают, шелестят).
Слайд 9КАТАЕМ ШИШКИ
ПРИМЕЧАНИЕ: В эту игру можно играть на улице и
дома.
ЦЕЛЬ: Самомассаж ладоней для активизации речевых зон в коре
головного мозга.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Постарайтесь найти сосновую и еловую шишки.
ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку покатать сначала еловую шишку. Теперь предложите сосновую. Спросите у ребенка, какая шишка больше колется.
Слайд 10РАСКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗМЕРУ
ПРИМЕЧАНИЕ: В эту игру можно играть как на
улице, так и дома за столом.
ЦЕЛЬ: продолжать закреплять навык составления
ряда предметов с учетом их величины
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Необходимо собрать несколько желудей, каштанов, листьев разных размеров.
ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку выложить сначала желуди от самого большого к самому маленькому, а потом – наоборот. Предложите проделать тоже самое с каштанами. Можно предложить так же выложить листья. Предложите посчитать все предметы.
Слайд 11ДУЕМ НА ЛИСТОК
ЦЕЛЬ: Закрепление навыка целенаправленного плавного выдоха.
ХОД ИГРЫ:
Положите на ладонь ребенка листок. Попросите его подуть на листок
так, что бы он слетел с руки. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не надувал щеки.
Слайд 12ОСЕННИЙ БУКЕТ
Соберите листья и поместите их под пресс. Когда они
высохнут, их можно будет вклеить в дневник – календарь и
закрепить прозрачной клейкой лентой или просто составить осенний букет. Это будет замечательная память о вашей осенней прогулке.
Слайд 13Давай подумаем
Игры, представленные в этом разделе,
не требуют дополнительной подготовки
для проведения.
Слайд 14КАКОГО ЦВЕТА?
ЦЕЛЬ: Закрепление представлений о цвете в природе, развитие зрительного
восприятия, цветоразличения.
ИНСТРУКЦИЯ: Назови цвет листьев.
Слайд 15ПОСМОТРИ И УГАДАЙ
ЦЕЛЬ: Развитие и активизация зрительного внимания, целостного восприятия
объекта, зрительной памяти
ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри контуры. Угадай, что нарисовал художник.
Слайд 16ИЩЕМ ТЕНЬ
ЦЕЛЬ: Развитие концентрации зрительного внимания
ИНСТРУКЦИЯ: Найди тень к каждому
дереву.
Слайд 17ИЩЕМ ТЕНЬ
продолжение
ЦЕЛЬ: Развитие концентрации зрительного внимания
ИНСТРУКЦИЯ: Найди тень к каждому
листочку.
Слайд 18НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ
ЦЕЛЬ: Развитие мыслительных операций анализа, синтез, обобщения
ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно
рассмотри картинки. Назови (покажи) лишнюю картинку. Объясни свой выбор
Слайд 20ПАРОЧКА
ЦЕЛЬ: Развитие мыслительных операций сравнения, анализа, зрительного внимания.
ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри картинку.
С каких деревьев листья нарисованы? Найди и назови два
одинаковых листа.
Слайд 21ПЛОДЫ
ЦЕЛЬ: Активизация словаря по теме «Деревья»,
ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри картинки, назови
плоды деревьев.
С какого дерева каждый из этих плодов?
Слайд 22СКАЖИ КАКИЕ ?
ЦЕЛЬ: Упражнять в подборе прилагательных.
ХОД ИГРЫ: Спросите у
ребенка, с какого дерева каждый из этих листьев. Образец беседы:
-С
какого дерева лист?
-Это лист с дерева дуб.
-Значит он какой?
-Дубовый.
Слайд 23Для всей семьи
Помещенные здесь задания потребуют небольшой предварительной подготовки,
к
которой можно подключить
всех членов семьи.
Слайд 24ВЕСЕЛЫЕ ПРИЩЕПКИ
ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Изготовьте
из плотного картона основу для будущей работы. Проявите фантазию: желтый
круг – основа для солнца, треугольник – ствол дерева и т.д.
ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка прикрепить к основе прищепки нужного цвета.
Слайд 25ЕЛОЧКИ НА ПОЛЯНЕ
ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрической
фигуре «треугольник», развитие воображения
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте несколько зеленых треугольников разной
величины.
ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка собрать елочку (или елочки)
Слайд 26Литературная гостиная
В данном разделе размещен литературный материал по теме:
загадки,
пословицы, поговорки,
Слайд 27ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Сухие деревья горят, живые- плоды приносят.
Без ветра деревья
не качаются
Высокие деревья больше страдают от ветра
Деревья без плода садят,
да после плод от них едят.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Каковы деревья – таковы и плоды.
ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов.
ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками.
Слайд 28ЗАГАДКИ
ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства
языка.
ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКОЙ:
Прочитайте загадку.
Подождите немного, возможно ребенок догадается о чем идет речь, и тогда не нужно будет переходить к следующим тапам.
Если же и Вы не смогли разгадать загадку - нажмите мышкой в любом месте экрана, появится ответ. (ПОМНИТЕ– при повторном нажатии мышки появляется картинка-отгадка.)
Спросите, какие слова и выражения непонятные ребенку. Попытайтесь объяснить их смысл своими словами.
Возможно, что ребенок не скажет про возникшие трудности с пониманием («Мне все понятно»). В этом случае объясните те слова и выражения, которые трудны для ребенка на ваш взгляд.
Если ребенку все равно трудно, нажмите мышкой - появится картинка-отгадка. Назовите, что нарисовано. Прочитайте загадку еще раз вместе с отгадкой.
ПОХВАЛИТЕ РЕБЕНКА
Слайд 29ЗАГАДКИ
Падают с ветки
золотые монетки
(Осенние листья)
Осень в гости к нам
пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад )
Слайд 30ЗАГАДКИ
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)
У меня длинней
иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
(Сосна)
Слайд 31Стихотворения
об осени для чтения и разучивания:
А. С.Пушкин «Уж небо
осенью дышало…»
А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»
А.
Плещеев «Осень наступила…»
Е. Благинина «Улетают, улетели…»
И. Токмакова. Осинка
С. Маршак. Октябрь.
А. Екимцев «Старый тополь у крылечка..»
И. Семенов. Березка
Слайд 32Интерактивный музей
В данном разделе помещены изображения осенних пейзажей известных
художников и даны методические рекомендации к рассмотрению картин.
Слайд 33ГУЛЯЕМ ПО ЗАЛАМ
Следующий слайд представляет собой видео ряд изображений картин
осени.
Для его активации достаточно нажать мышкой в любом месте
слайда.
По ходу фильма обратите внимание ребенка на то, как изменяется настроение, переданное в картинах
(изображения ранней осени отражают приподнятое, радостное настроение, а поздняя осень вызывает грусть, уныние, печаль)
Слайд 36 Посмотри внимательно на картину: на речку, на золотые листочки
берёз, на пожелтевшую траву…
Какое это время года?
Как ты
думаешь, почему художник назвал картину «Золотая осень»?
Какие приметы ранней осени можно увидеть на картине?
Что изображёно на картине слева? Что виднеется вдали?
Что в картине самое яркое?
Какое настроение передал художник? Как ты догадался, что именно такое -настроение отражено?
Как это удалось сделать художнику?
О чём думается или вспоминается, когда смотришь на эту картину?
Понравилась ли тебе картина? Чем она понравилась?
Слайд 37«Осень. Деревушка у ручья».
Саврасов Алексей Кондратьевич
Слайд 38Посмотри внимательно на картину. Что ты видишь?
Какие приметы осени можно
увидеть на картине?
Если бы ты оказался в картине тебе стало
холодно или жарко? Почему ты так считаешь?
Что изображёно на переднем плане картины? Что виднеется вдали? Как ты думаешь, почему из трубы идет дым?
Обрати внимание на небо. Какими словами его можно описать? (большое, хмурое, холодное и т.д.) Видишь птиц на нем? Как ты думаешь, что это за птицы и куда они летят?
Какое настроение передал художник? Как это удалось сделать художнику
Понравилась ли тебе картина?
Слайд 39УЧИМСЯ СРАВНИВАТЬ
Попробуй вспомнить название и автора картин.
О какой картине можно
сказать «Солнечная, яркая, сочная», «Хмурая, ветреная»?
Назови цвет красок, которые используют
художники для своих картин?
Сравни то, как изменяется твое настроение, когда ты смотришь то на одну, то на другую картину.
Слайд 40Мы надеемся, что Вы с пользой и хорошим настроением провели
время со своим ребенком!