Слайд 1Комбинации усеченного инфинитива и послелогов.
Дополнительный урок № 10
Слайд 2Cегодня я предлагаю рассмотреть устойчивые конструкции усеченного инфинитива с различными
послелогами.
О послелогах мы уже поговорили достаточно на
предыдущих уроках, так же работали и с усеченном инфинитивом.
Теперь мы объединим эти две конструкции во едино.
Сразу учим железное правило: «все устойчивые конструкции с усеченными инфинитивами, о которых сейчас пойдет речь требуют постановки субъекта в родительный падеж».
Слайд 31. Конструкция masına karşın (rağmen) – не смотря на
Ее для
удобства можно запоминать в таком виде, однако куда проще понять,
что нужен усеченный инфинитив, который мы поставим в дательный падеж, так как послелог rağmen/karşın его всегда требует.
Если же вы любители формул – разберемся с частью masına.
Дело в том, что в этой формуле уже заложено окончание усеченного инфинитива ma/me по гармонии на 2, которое мы крепим к основе глагола,
Слайд 4дальше идет «si» - это притяжательная частица для 3 л.ед.ч.,
так как напомню, субъект то у нас будет в родительном
падеже, а значит, будет к себе притягивать усеченный инфинитив через притяжательные местоимения.
Само собой эта частичка будет изменяться в зависимости от того, какого лица и числа сам объект.
Разбираемся на примерах:
Onun cümleyi iki kere tekrar etmesine karşın hiç bir şey anlamadım.
Не смотря на то, что он повторил предложение дважды я ничего не поняла.
Слайд 5Итак, субъект – «он» – «o» – стоит в родительном
падеже – «onun».
Теперь обратимся к зависимому глаголу
«tekrar
etmek» – повторять.
Поскольку в формулу уже заложена усечённость, мы берем просто его основу – «et» и по гармонии гласных подбиваем нашу формулу – из «masına» - получаем «mesine», ну а дальше добавляем послелог «karşın».
Однако для любителей учить все в статичном виде, скажу, что это не пройдет))
Слайд 6Посмотрим, как измениться формула, если поменять субъект. Я сделаю это
один раз, и к следующим конструкциям буду давать просто формулу,
а вы уже будете знать, как с ней обращаться.
Sizin cümleyi iki kere tekrar etmenize karşın hiç bir şey anlamadım.
Не смотря на то, что вы повторили предложение дважды я ничего не поняла.
Итак, субъект – тот, кто совершает действие – «siz» стоит в родительном падеже – «sizin»
от глагола «tekrar etmek» – снова берем основу «tekrar et»
Слайд 7«ma» – усеченное окончание, оно превратилась в «ме» – по
гармонии на 2, притяжательная частичка «si» превратилась в «niz» –
так как речь теперь уже идет о 2 л.мн.ч. – «вы»
В промежуточной букве «n» нет необходимости, так как она ставится только после 3 л. ед.и мн. ч. перед падежом.
Ну и конечная буква «a» – дательный падеж
Переходит в «e», по гармонии гласных.
Тут наша формула выглядит как
«menize karşı», а не «masına karşı».
Слайд 8Думаю, все ясно – не теряя времени переходим к следующим
комбинациям
2. Ması için – для, для того чтобы.
Çocuğun uyanmaması için
kapıyı kapattım.
Чтобы ребенок не проснулся я закрыла дверь.
«Ребенок» стоит в родительном падеже, глагол «uyanmak» - «просыпаться», в отрицательной форме и в усеченной формуле.
Слайд 93. ması üzerine – в след за, после того как.
Onun
gitmesi üzerine kız ağladı.
Вслед затем как он ушел, девушка заплакала.
4. ması şartıyle – при условии
Ben oraya sadece onun özür dilemesi şartıyle
Gideceğim.
5. ması sayesinde – благодаря
Onların çalışmaları sayesinde her şey çok güzel oldu.
Благодаря тому, что они старались все получилось замечательно.
Слайд 106. Ması halinde – в случае
Onun gelmesi halinde hemen onu
tutunuz
В случае, если он придет – сражу же задержите его.
7.
ması sebebiyle – по причине
Onun hiç bir şey bilmemesi sebebiyle onu kurstan kovuyoruz.
Мы отчисляем его с курсов по той причине, что он ничего не знает.
На этом пока все, продолжим знакомство с комбинациями усеченного инфинитива в следующем уроке.