Разделы презентаций


коми орнамент

Содержание

Коми»Учителя математики:Гетьман Е.В., Чухно Л.А.СЫКТЫВКАР, 2009Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Коми»
Учителя математики:
Гетьман Е.В., Чухно Л.А.
СЫКТЫВКАР, 2009
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №33»

Коми»Учителя математики:Гетьман Е.В., Чухно Л.А.СЫКТЫВКАР, 2009Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33»

Слайд 3 «Чувство глубочайшего уважения к мощи законов симметрии никогда

не ослабевает у того, кто обдумывал изящество и красоту безупречных

математических доказательств и сопоставлял это со сложными и далеко идущими физическими и философскими следствиями».

Чжень-нин-Янг.
Нобелевская лекция.
«Чувство глубочайшего уважения к мощи законов симметрии никогда не ослабевает у того, кто обдумывал изящество

Слайд 5ГИПОТЕЗА:
Взаимосвязь геометрических понятий и коми национального орнамента.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Хорошо

знать культурное наследие своего народа.

ГИПОТЕЗА:Взаимосвязь геометрических понятий и коми национального орнамента.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:  Хорошо знать культурное наследие своего народа.

Слайд 6«Равенство, неравенство, повторение и симметрия,

определённые структуры играют в искусстве, как и в математике, фундаментальную роль». Гейзенберг.
«Равенство, неравенство, повторение и симметрия,

Слайд 7 Почему природа столь близка к симметрии?

По старинному предание в

японском городе
Никко есть ворота, которые японцы называю
самыми красивыми воротами страны. Они были
построены в период большого влияния искусства.
Это необычайно сложные ворота, со множеством
фронтонов, изумительной резьбой и большим количеством
колонн, на основании которых вырезаны драконьи головы,
божества… Но, приглядевшись, можно заметить, что в
сложном и искусном рисунке на одной из колонн некоторые из
его мелких деталей вырезаны вверх ногами. В остальном
рисунок полностью симметричен. Спрашивается: для чего это
нужно? Как говорит предание, это было сделано для того,
чтобы боги не заподозрили человека в совершенстве.
Ошибка была сделана намеренно, дабы не вызвать зависти и
гнева богов.
Истинное объяснение приблизительной симметрии мира состоит в
следующем: боги сотворили только приближенную симметрию,
чтобы мы не завидовали их совершенству!
Почему природа столь близка к симметрии?        По старинному

Слайд 8Существуют два представления о симметрии. Одно из них, идущее от

античной культуры, связано с пропорциями; здесь «симметрия обозначает тот вид

согласованности отдельных частей, которая объединяет их в единое целое».
Второе представление о симметрии ведет начало с 1872 года, когда немецкий математик Ф.Клейн провозгласил знаменитую «Эрлангенскую программу». По современному определению «симметрия - понятие, характеризующее переход объектов в самих себя или друг в друга при осуществлении над ними определенных преобразований (преобразований симметрии)
Как пишет Н.Ф.Овчинников, «только наличие определенной группы движений и одновременно сохранение определенных параметров в процессе этих движений дает основание говорить о симметрии».
В настоящее время известны три фундаментальные симметрии.


Существуют два представления о симметрии. Одно из них, идущее от античной культуры, связано с пропорциями; здесь «симметрия

Слайд 9«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать

его

немного занимательным». Б.Паскаль.

В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота», «гармония» Немецкий учёный – математик XX столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом:
«Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».
Понятие симметрии часто используется при
решении геометрических задач, при
построении графика чётной функции,
в архитектуре, в кристаллографии,
в разрисовке тканей.
Симметрия является той идеей, посредством
которой человек на протяжении веков
пытался постичь и создать порядок,
красоту и совершенство.

«Предмет математики настолько серьёзен,  что полезно не упускать случаев делать его

Слайд 11Центральная симметрия, или симметрия относительно точки.

Центральная симметрия, или симметрия относительно точки.

Слайд 12Осевая симметрия, или симметрия относительно прямой.

J – фиксированная

прямая.
Осевая симметрия, или симметрия относительно прямой.

Слайд 13Симметрия поворота.
О – фиксированная точка.

Симметрия поворота. О – фиксированная точка.

Слайд 14Параллельный перенос: точки фигуры смещаются в одном и том же

направлении на одно и тоже расстояние.

Параллельный перенос: точки фигуры смещаются в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние.

Слайд 15 Рассмотрим изображение гербов городов Республики Коми, в

которых есть элементы симметрии и элементы орнамента о котором мы

поведем речь.

Герб Республики Коми.

Герб города Сыктывкара.

Современный герб
города Сыктывкара.

Главный символ герба – медведь – талисман, хранитель традиций города, оберегающий ростки новой жизни. Над медведем элемент национального орнамента (Шондiбан) – солнце. Диагональные полосы - слияние двух рек, ассоциации с северным сиянием (в цветах государственного флага).

Рассмотрим изображение гербов городов Республики Коми, в которых есть элементы симметрии и элементы орнамента

Слайд 16Автор
Жилин Н. Л.
Герб города Воркуты
Герб города Печоры
Автор
Худяев В.С.
Автор
Куракин

Г.И.
Герб города Ухты

АвторЖилин Н. Л.Герб города ВоркутыГерб города ПечорыАвтор Худяев В.С. АвторКуракин Г.И. Герб города Ухты

Слайд 17Коми Республика располагает огромными богатствами. Коренные жители коми, коми –

зыряне.
Народы коми жили и живут в условиях суровой северной природы.

Богатой и разнообразной всегда была их духовная жизнь, проявлявшаяся в разных формах, в том числе и в художественной обработке рукотворных изделий, т.е. в том, что мы называем прикладным искусством.
Коми Республика располагает огромными богатствами. Коренные жители коми, коми – зыряне.Народы коми жили и живут в условиях

Слайд 18«Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам

высшей математике». Г. Вейль.
Восхищаясь рукотворной красотой
орнаментов, воплощенных в предметах
декоративно-

прикладного искусства –
коврах, гобеленах, вышивке,- мы не
задумывались о роли геометрии в
создании этих произведений.
Орнамент (от лат. оrnаmеntum –
украшение) - это узор, состоящий из
повторяющихся, ритмически
упорядоченных элементов.
Орнамент предназначен для украшения
различных предметов (посуды, мебели,
текстильных изделий, оружия) и
архитектурных сооружений.
«Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математике». Г. Вейль.Восхищаясь рукотворной красотой

Слайд 19
По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может

быть нескольких  видов:
Ленточным (бордюр);
Сетчатым;
Розетчатым.
Бордюром называют плоскую

геометрическую фигуру, характеризующуюся векторами а и nа (где n - целое число), при которых эта фигура переходит в себя, но не переходит в себя при параллельных переносах, иного вида.
Простейший бордюр построить очень просто: достаточно нарисовать какую-нибудь геометрическую фигуру и выполнить параллельный перенос на заданный вектор влево и вправо вдоль полосы.
Бордюры встречаются в разных местах: в настенных росписях,  на лестничных переходах, их можно увидеть в чугунном литье, которое используется в оградах парков, решетках мостов и набережных. Существует семь классов симметрий бордюров.

В построении орнамента используют главным образом принцип симметрии. Рассматривая разные композиции, легко увидеть, что орнамент можно продолжать в разные стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена и замкнута.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может быть нескольких  видов: Ленточным (бордюр); Сетчатым; Розетчатым.

Слайд 20«Орнамент, как отпечаток души народа»
 

В народном творчестве,

где орнамент нашел
наибольшее распространение, постепенно
складывались устойчивые формы и
принципы построения орнамента, во многом
определившие национальные художественные традиции
разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная
культура выработала свою систему орнамента - мотивы,
формы, расположения на украшаемой поверхности.
Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому
времени и к какой стране относится то или иное
произведение искусства. В каждом национальном
орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.
Национальный орнамент Коми
Для народного изобразительного искусства коми наиболее
характерной формой декорирования является орнамент - узор,
состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных
мотивов. Исследователи отмечают близость геометрических
узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-
Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и
Северо-Западной Сибири (хантов, манси). Вероятно, близость мотивов
орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой.

«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный,
растительный, степной, скифский, египетский – какой угодно, национальный или варварский, - он всегда говорящ, видящ, деятелен».

«Орнамент,  как отпечаток души народа» 

Слайд 21 В научной литературе, посвященной изучению народного искусства

коми, высказывается несколько точек зрения по поводу происхождения и развития

различных композиций и вариантов геометрического орнамента у коми. В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми выделяется три основных варианта:
Ижемский
Верхневычегодский
Вашко-мезенский.

В зависимости от мотивов выделяется несколько
групп геометрического орнамента коми:
Узоры из простых геометрических мотивов-точек,
квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков,
диагональных линий, треугольников –
представлены в большинстве видов техники.
Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры
из комбинированных квадратов, прямоугольников
и ступенчатых ромбов характерны для вязания на
спицах, резных изделий и меховой мозаики.

В научной литературе, посвященной изучению народного искусства коми, высказывается несколько точек зрения по поводу

Слайд 22В текстиле коми самыми многочисленными и разнообразными являются диагонально-геометрические узоры,

в которых выделяются несколько основных композиций:
Симметричные бордюры
(прерывные и непрерывные)
Сетчатые узоры
Узоры

асимметричного строения (путанка)

Симметричные узоры, для которых характерно равенство узора и фона.

В текстиле коми самыми многочисленными и разнообразными являются диагонально-геометрические узоры, в которых выделяются несколько основных композиций:Симметричные бордюры(прерывные

Слайд 23Растительные и арнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах

и различных покрывалах у ижемских, верхневычегодских, вымских и удорских коми. На

полотенцах нередко четаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.
Растительные и арнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских, верхневычегодских,

Слайд 24Одна из основных частей народного творчества коми является орнамент.
Им

украшали различные бытовые предметы, в том числе, ткани и меха.

Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение. Вместе с овладением способов выполнения того или иного изделия развивается чувство ритма, цветовой гармонии, соразмерности.
Одна из основных частей народного творчества коми является орнамент. Им украшали различные бытовые предметы, в том числе,

Слайд 25С точки зрения симметрии всё многообразие орнаментальных композиций коми сводится

к нескольким категориям.
В орнаменте народов коми представлены следующие виды:

С точки зрения симметрии всё многообразие орнаментальных композиций коми сводится к нескольким категориям. В орнаменте народов коми

Слайд 26 Любой бордюр обладает переносной симметрией вдоль

оси (оси переноса).
Бордюры обладают и зеркальной симметрии.

Любой бордюр обладает переносной симметрией вдоль оси (оси переноса). Бордюры обладают и зеркальной

Слайд 27 Бордюры, у которых ось переноса является

осью скользящего отражения.
Бордюры, которые имеют поперечные оси симметрии.

Бордюры, у которых ось переноса является осью скользящего отражения.Бордюры, которые имеют поперечные оси

Слайд 28 Бордюры, которые имеют поворотные оси 2-го порядка,

перпендикулярные к плоскости бордюра.
Бордюры, которые основанные на комбинирование оси скользящего

отражения с поворотными осями 2-го порядка, перпендикулярными к плоскости бордюра.
Бордюры, которые имеют поворотные оси 2-го порядка, перпендикулярные к плоскости бордюра.Бордюры, которые основанные на

Слайд 29 Бордюры, основанные на комбинировании зеркальных отображений.

Бордюры, основанные на комбинировании зеркальных отображений.

Слайд 30На изображениях пасов мы увидим в них знакомую нам симметрию:

На изображениях пасов мы увидим в них знакомую нам симметрию:

Слайд 31Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство коми несёт в

себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры.
В

обычаях мастериц коми было расшивать орнаментом головные уборы, рукава одежды, подолы сарафанов, плечевую часть рубах, пояса, кушаки, фартуки. Многообразие орнаментов трудно представить.
Узорное вязание на пяти спицах занимает одно из значительных мест среди других видов традиционного искусства коми. Украшаются в основном рукавицы и чулки, реже перчатки.

Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство коми несёт в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской

Слайд 32Геометрические преобразования связаны с большим и глубоким искусством, которым обладает

народ коми.
Орнамент для коми – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая

письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути. Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики.
Двадцатое столетие, с его стремлением все разложить на части и проанализировать, не могло не проявить пристального интереса к древнему искусству орнамента — чуть ли не первой форме эстетического преобразования человеком окружающего мира.
Известно, что искусство все время развивается. На старые технологии постоянно наслаиваются все более совершенные, все более прихотливо используются старые формы. В XX же веке ученые самых разных специальностей начали заниматься изучением орнамента во всем его многообразии: в бытовых предметах древних культур, в поэзии и музыке, в архитектуре и танце. В орнаменте стали видеть нечто большее, чем просто украшение. В основе любого орнамента лежит строгая ритмическая закономерность.

Геометрические преобразования связаны с большим и глубоким искусством, которым обладает народ коми.Орнамент для коми – своеобразная знаковая

Слайд 33Трудно сказать, кто больше сегодня занимается изучением орнамента — искусствоведы

или математики.
Ведь математическая правильность, чисто численные соотношения, входят в

самую суть искусства орнамента, становятся выразительным средством.
Основными видами симметрии, которые в полной мере использовались в орнаментах уже древних эпох, являются отражение, поворот и перенос. Символом симметрии и сегодня остается зеркальная симметрия (отражение).
И, наверное, стоит сказать, что три основных вида симметрии просто необходимы нам в нашей повседневной психической жизни. С помощью поворота мы как бы выгораживаем «свое пространство», «свое время», «свой мир», ставя себя в центр, считая себя осью поворота. Пользуясь отражением, мы можем взглянуть на себя со стороны. А при помощи переноса осваиваем окружающий мир, расширяя, по мере возможности, свой собственный.
Трудно сказать, кто больше сегодня занимается изучением орнамента — искусствоведы или математики. Ведь математическая правильность, чисто численные

Слайд 34Жеребцов И.Л. «Населенные пункты республики Коми» , Историко – демографический

справочник, Москва, 2001г.
«Геральдика Земли Коми», национальный музей РК, составитель Ананьина

Э.А.
«Связь времён», сост. Жеребцов И.Л. и Курочкин М.И., Фонд «Покаяние», Сыктывкар, 2000г.
СЫКТЫВКАРинфо - http://www.syktyvkar.komi.ru
Энциклопедия «Республика Коми», КНЦ УрО РАН, Сыктывкар, 1999г.
«Республика Коми. Административно – территориальное деление», Президиум Верховного совета республики Коми, Сыктывкар, 1992г.

7. Климова Г.
«Текстильный орнамент Коми»,
Сыктывкар, 1984г.
Жеребцов И.Л. «Населенные пункты республики Коми» , Историко – демографический справочник, Москва, 2001г.«Геральдика Земли Коми», национальный музей

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика