Слайд 1Коммуникативное развитие дошкольников.
Дидактические игры.
Слайд 2
Коммуникативное развитие дошкольников.
Основой для развития личности ребенка является начальный опыт общения со взрослыми
людьми и сверстниками.
Только в общении и в отношениях с
другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, осознать ценность собственной личности, научиться выражать свои чувства, найти свое место в мире и быть терпимым по отношения к обществу.
Опыт общения ребенка определяет, каким будет его поведение в будущем, учит принимать и понимать других людей, помогает сформировать умение ориентироваться в близком ему окружении.
Поэтому, коммуникативное развитие ребенка является одним из главных направлений работы дошкольных образовательных учреждений. С младшего дошкольного возраста воспитанников, педагоги способствуют развитию коммуникативных навыков и умений детей с помощью различных методов и технологий.
Слайд 3
Полученные ребенком знания лучше всего усваиваются в игровой форме,
поэтому главным методом коммуникативного развития является игра, а именно, дидактическая
игра.
В дидактических играх по коммуникативному развитию отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение; дети сопереживают и поддерживают друг друга, учатся взаимодействовать.
С помощью дидактической игры, воспитатель создает для детей такие условия, которые позволяют им играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.
Таким образом, дидактическая игра является важным компонентом в коммуникативном развитии дошкольников, так как способствует формированию у них умений и навыков эффективного и конструктивного общения.
Дидактическая игра одновременно является и игровой деятельностью, и формой обучения.
Она основана на организации непосредственных отношений между детьми.
Слайд 4
Дидактические игры
могут отличаться:
по обучающему содержанию
по игровым
действиям и правилам
по организации и взаимоотношениям детей
по роли
воспитателя
по познавательной деятельности детей
Слайд 5
Цель дидактических игр
по коммуникативному развитию:
Способствовать формированию коммуникативных навыков
и умений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Воспитывать положительное отношение
ребёнка
к себе, другим людям, окружающему миру;
- Формировать умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих,
выражать собственные переживания;
- Развивать у детей умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации,
устанавливать новые контакты.
Слайд 6
*Правила игры задает педагог.
Дидактическая игра состоит из:
дидактической задачи
игровых
действий
правил
результата
Слайд 7
В зависимости от проблемы, которую надо решить, дидактические игры можно
разделить
на несколько групп:
1. Игры на развитие общения дошкольников со
сверстниками
2. Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений дошкольников.
3. Игры на развитие произвольности и осознанности поведения.
Слайд 8
1. Игры на развитие общения со сверстниками:
«Дождик», «Прыг –
скок», «Лови – лови»,
«Раздувайся, пузырь», «Карусели» и др.
Общность
движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем.
В этих играх дети учатся согласовывать свои движения с партнерами и ориентироваться на пространственные условия движений.
В играх «Подарки», «Дудочка» и др.
детям нужно действовать небольшими группами.
Здесь ребята учатся считаться друг с другом, уступать игрушки, играть по очереди.
Слайд 9
2. Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений дошкольников:
- Общение без
слов.
Главная цель этих игр – отказ от привычных вербальных
и предметных способов взаимодействия. Никаких разговоров. Только особый язык условных сигналов. С помощью этих игр можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д.
Это такие игры, как « Жизнь в лесу», «Птенцы», «Волны», «Муравьи», «Ожившие игрушки».
- Словесные игры способствуют вовлечению ребенка в речевое взаимодействие.
Это могут быть такие игры, как «Чувства», «Опиши настроение», «Расскажи что ты испытываешь, когда» и т. д.
Можно поиграть с детьми в слова или со словами.
Слайд 10
- Игры на формирование способности обращать внимание на сверстника.
Задача
этих игр отвлечь детей от собственного «Я».
Для этого ребятам
дается задание, успешное выполнение которого требует внимания к другим участникам игры: к их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и т. д.
В процессе игры ребенок полностью сосредотачивается на сверстнике.
Это игры: «Общий круг», «Переходы», «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Бабушка Маланья», «Передай движение», «Передай настроение», «Выбери партнера», «Кто сказал?», «Запрещенное движение» и др.
Слайд 11
- Игры, направленные на то, чтобы научить ребенка согласовывать собственное
поведение с поведением других детей.
Правила этих игр задаются так,
что для достижения определенной цели дели должны действовать с максимальной согласованностью.
Это игры: «Сороконожка», «Лепим скульптуру», «Составные фигуры», «Живые картины»,
«Слепой и поводырь», «Лабиринт», «Путанка», «Часы», «Заводные игрушки», «Сиамские близнецы», «Марионетки» и др.
Слайд 12
- Игры, направленные на переживание общих эмоций.
Совместное переживание каких
– либо эмоциональных состояний (положительных или отрицательных) объединяет детей, порождая
чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.
Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом.
К таким играм можно отнести следующие: «Злой дракон», «Шторм», «Кто смешнее засмеется», «Шпионы»,
«Две страны», «Актеры»,
«Заблудившиеся утята» и др.
Слайд 13
- Игры, требующие от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и поддержки:
«Бабушка
и дедушка», «Живые куклы», «Заблудившийся ребенок», «День помощника» и пр.
-
Игры, которые учат видеть положительные качества и достоинства других людей:
«Обзывалка», «Спящая красавица», «Пожелания», «Комплименты», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов», «Я хотел бы быть таким, как ты», «Праздник вежливости» и мн. др.
- Игры, которые учат помогать друг другу в совместной деятельности:
«Закончи рисунок», «Рукавички», «Угадай - ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина» и пр.
Слайд 14
3. Игры на развитие произвольности и осознанности поведения.
Произвольность – способность
управлять своими действиями, контролировать их.
Научить детей контролировать свои действия
и управлять собственными эмоциями можно используя дидактические игры с правилами.
В них есть обязательные для всех правила, определяющие содержание игровых действий.
Соблюдение правил всеми участниками игры определяет справедливые взаимодействия и взаимоотношения между ними.
Это такие игры, как лото, домино, шашки, маршрутные
и многие другие.
Слайд 15
В играх с предметами можно отработать практически любую задачу по
развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
Это могут быть такие игры как
«Вежливые слова», «Давайте поздороваемся», «Хорошо – плохо», «Пожелания», «Комплименты», «Передай мяч» и др.
Слайд 16Литература:
Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками,
Е. О. Смирнова, учебное
пособие для ВУЗов, издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2012 г.
Коммуникация. Развивающее
общение с детьми,
А. Г. Арушанова, методическое пособие, ООО «ТЦ Сфера», 2013 г.
Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет, А. Н. Давидчук, методическое пособие, ООО «ТЦ Сфера», 2013 г.
Занятия для детей 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию, Л. В. Коломийчейко, методическое пособие, ООО «ТЦ Сфера», 2015 г.
Спасибо за внимание!