Слайд 1Урок как основная форма организации обучения в школе: структура, типология,
система уроков по теме.
Презентация выполнена:
студенткой 2 курса, обучающейся
по направлению «Обществоведческое образование, Дополнительное образование»
Хребто В.В.
Слайд 2Общее понятие.
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся
одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию, с единой
для всех программой обучения
(П. И. Пидкасистый).
Слайд 3Особенности урока, отличающие его от других форм обучения:
- постоянная группа
учащихся;
- четкое время проведения по расписанию;
- обязательность посещения;
- определенный учебной
программой объем усваиваемого материала;
- руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;
- последовательность различных видов заданий;
- оптимальное соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Слайд 5Структура и типология урока
Под типом урока понимают урок, характерный
для целой группы уроков, имеющих общие учебные задачи и сходную
структуру.
В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей. Например: тип урока — объяснение нового материала, а вид — урок-конференция, урок-лекция и т. п.
Слайд 6Структурные элементы урока:
1. Организация начала урока — определение готовности
к совместной деятельности, мобилизующее начало.
2. Постановка цели и задач
урока формулировка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
3. Проверка домашнего задания — определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового.
4. Объяснение — научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся.
Слайд 7Структурные элементы урока:
5. Закрепление — специальные задания после объяснения
нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах. Связь теоретического материала
с практикой, выработка умений и навыков применения знаний.
6. Повторение — систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.
7. Домашнее задание — сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения.
8. Подведение итогов урока — выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы.
Слайд 8Классификация уроков
Наиболее признанной в современных
условиях является классификация уроков
по дидактическим
целям
(Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Г. И. Щукина,
В.А.
Онищук):
Слайд 9Классификация уроков
- урок изучения нового учебного материала - основное время
отводится на передачу и усвоение новых знаний;
- урок совершенствования знаний,
умений и навыков - основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;
Слайд 10Классификация уроков
- урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих
уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам
учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;
Слайд 11Классификация уроков
- урок проверки и контроля знаний - уроки этого
типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического
материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обучен-ности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;
- комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше.
Слайд 12Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре
в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы.
Слайд 13Элементы (этапы) традиционного комбинированного урока:
организационный момент;
проверка домашнего
задания;
объяснение нового материала;
закрепление нового материала;
применение знаний
на практике и формирование умений и навыков;
задание на дом.
Слайд 14Система уроков по теме
Классно-урочная система обучения в современной школе отличается
большим разнообразием типов и видов уроков. Задача учителя в этих
условиях заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных уроков, применения которой позволило бы ему обучать детей самоорганизации, умениям и навыкам интеллектуального труда, его научной организации
Каждый урок в этой системе должен представлять своеобразную ступеньку продвижения ученика к полному усвоению учебного материала, к овладению опытом поисковой и творческой деятельности. Опытные, творчески работающие учителя в системе таких уроков обеспечивают учащихся дифференцированными заданиями в процессе коллективной учебной работы, помогают им овладевать знаниями, умениями и навыками на разных уровнях сложности, опытом самообучения и самообразования. В сложившейся практике в системе уроков четко просматриваются:
Слайд 15
Уроки-объяснения нового материала.
Уроки-семинары с углубленной проработкой учебного материала в процессе
самостоятельной работы учащихся.
Уроки лабораторно-практических занятий (практикумы) или уроки решения задач,
выполнения упражнений и т.д.
Уроки-зачеты по теме.
Уроки защиты творческих заданий, подготовленных коллективно.
Слайд 16Специфической особенностью системы уроков является то, что на каждом уроке
органически сочетается изучение нового, повторение в виде актуализации прежних опорных
знаний, умений и навыков, формирование новых понятий и способов деятельности и контроль усвояемости учебного материала всей темы в целом в ходе его применения учащимися при постоянном решении ими на уроке практических и учебных задач.
Слайд 17Доказывается, что на одном занятии усвоить учебный материал на требуемом
программном уровне невозможно.
Практика учителей массовой школы, согласно которой на
каждом уроке изучается небольшая порция материала в виде параграфа, ведет к дроблению темы в целом и является одной из причин неуспеваемости учащихся.
Одно занятие в лучшем случае дает лишь поверхностное представление о содержании изучаемого раздела. Для усвоения его необходимо многократное повторение и осмысление во взаимосвязи с другими разделами. А это осуществимо при изучении учебного материала «крупными блоками».
Слайд 18
Многие думающие учителя давно отказались от такого дробления тем.
Перестали «растаскивать» их по отдельным урокам.
Они взяли на вооружение
идею П.М. Эрдниева об укрупнении учебных единиц.
В единой серии уроков они организуют углубленную проработку учащимися таких тем. Например, Н.П. Гузик в состав учебной темы включает материал, на изучение которого программой отводится, как правило, пять-семь часов, и в течение каждого урока эта тема прорабатывается в целом, от занятия к занятию все более углубленно.
Учащиеся вновь возвращаются к изучаемому материалу в процессе всей серии уроков. Но каждый раз это происходит по-новому, глубже, как бы охватывая этот материал с новых сторон. Каждый урок в этой системе опирается на предыдущий и одновременно прокладывает путь следующему.
Слайд 19Какие уроки входят в систему уроков?
Урок объяснения нового материала
Урок-семинар
Урок лабораторно-практических
занятий
Урок защиты тематических заданий
Лабораторно-практические занятия, практикумы
Зачетный урок
Слайд 20Тема урока:«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.»
Цель
урока:
Объяснить учащимся как повлияла Москва
на борьбу с Золотой Ордой, объяснить решающую роль Куликовской битвы в освобождении Русских земель от Монголо-татарских завоевателей.
Задачи:
Обучающая : Проанализировать политическую обстановку на Руси во время нашествия монголо – татар; раскрыть значение объединения русских князей вокруг Москвы; понимать значение терминов : «маневр», «полк», « рать», «резерв», «авангард»; повести учащихся к выводу, что Куликовская Битва была величайшим событием в истории нашей страны, отметить героизм, мужество русского народа в борьбе с Золотой Ордой.
Развивающая : продолжить формировать умения создавать образ исторических деятелей (Дмитрия Донского), выбирать самое главное, находить в тексте опорные слова; объяснять значение терминов « «маневр». «полк», «рать», «резерв», «авангард».
Слайд 21Воспитательная : формировать чувства гордости, патриотизм, уважения, восхищения подвигом русских
воинов под предводительством Дмитрия Донского.
Оборудование: мел, доска, ручка, тетрадь, Презентация
урока, Схема «Куликовской битвы». Атлас «Отечественная история с древнейших времен до конца ХVIII в»
литература: Буганов, В.И Сахаров, А.Н.;. История России.Учебник для 10 класса Издательство: М.: Просвещение;2015 г
Слайд 22Тип урока: комбинированный.
План урока.
1) Организационный момент; приветствие, проверка отсутствующих. (
2мин.)
2) Проверка домашнего задания (опрос).-(10 мин.).
3) Основная часть (объяснение нового
материала) ----(22 мин.).
4) Закрепление материала -------------------(3 мин.).
5) Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.--------------(2 мин.).
6) Выдача домашнего задания--------------(1 мин.).