условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как и
процесс целенаправленной сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное , школьное воспитание). И та и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одной из самых существенных различий , имеющих место во всех периодах возрастного развития личности – это то, воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.
В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолевать или ослаблять отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.