Слайд 1Универсальные учебные действия
(УУД)
Ушакова О.Б.
методист ЦРО г.о. Самара
2013 г.
Фундаментальное ядро содержания
общего образования
Слайд 2Универсальные учебные действия
(УУД)
В более широком
значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 3Универсальные учебные действия
(УУД)
Универсальные учебные действия
должны быть положены в
основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения,
а также построения целостного
учебно – воспитательного процесса.
Слайд 4Личностные универсальные учебные действия
В блок личностных универсальных учебных действий входят:
жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования; действия нравственно-этического оценивания, реализуемые
на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Слайд 5Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
Определение человеком своего места в обществе и
жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни»
и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две задачи — построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).
Слайд 6Смыслообразование
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,
другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и
тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» — и уметь находить ответ на него.
Слайд 7Нравственно-этическое оценивание
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания на основе социальных и
личностных ценностей (умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки
и события с принятыми этическими принципами. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 8Регулятивные универсальные учебные действия
В блок регулятивных действий включаются действия,
обеспечивающие
организацию учащимся своей учебной деятельности
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Слайд 9 Целеполагание
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно
Слайд 10Планирование
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата,
составление плана и
последовательности действий
Слайд 11 Прогнозирование
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Слайд 12Контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Слайд 13Коррекция
внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия
в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Слайд 14Оценка
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Слайд 15Саморегуляция
способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию,
к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий
Слайд 16Познавательные универсальные учебные действия
В блоке универсальных
действий познавательной направленности целесообразно различать:
общеучебные действия, включая знаково-символические;
логические
действия;
действия постановки и решения проблем.
Слайд 17Общеучебные действия
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Поиск и выделение необходимой
информации
Применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств
Слайд 18Знаково-символические действия
Моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область)
Слайд 19
Умение структурировать знания
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Слайд 20
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения
в зависимости от цели
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров
Определение основной и второстепенной информации
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей
Слайд 21
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового
стилей
Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
Умение адекватно, подробно,
сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста
Слайд 22Логические действия
Специально – предметные логические действия определяются содержанием конкретной учебной
дисциплины
Слайд 23Анализ
выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части
с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Слайд 24Синтез
составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании,
восполнении недостающих компонентов
Слайд 25Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
сравнение конкретно-чувственных
и иных данных с целью выделения тождеств / различия, определения
общих признаков и составления классификации по заданному признаку
Слайд 26
Подведение под понятия, выведение следствий
Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательство
Выдвижение гипотез и их обоснование
Слайд 27Постановка и решение проблем
Формулирование проблемы
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера
Слайд 28Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 29Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
определение цели, функций участников,
способов взаимодействия
Слайд 30Постановка вопросов
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Слайд 31Разрешение конфликтов
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация
Слайд 32Управление поведением партнера
контроль, коррекция, оценка действий партнера
Слайд 33
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации
Владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.