Слайд 1Задание 17
Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Слайд 2Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Вводные слова - это слова,
при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что
он сообщает.
Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции.
Слайд 3Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Слайд 4Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Алгоритм выполнения задания:
1. Проверьте,
является ли выделенные слова вводными или схожими с ними по
звучанию членами предложения, то есть определите, можно или нельзя их отбросить или удалить из предложения:
— вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми;
— схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции; они не выделяются запятыми.
Слайд 5Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Расставьте запятые.
К сожалению приехать
не могу.
К сожалению примешалась ещё и досада.
Он может
быть скоро вернется.
Он может быть при желании весьма исполнительным.
Книжный магазин находится напротив почты.
Взрослые устали, дети напротив чувствовали себя бодрыми.
Тема не новая однако интересная.
Сосед однако заблуждается.
Что значит твоё молчание?
Значит ты приедешь вечером?
К счастью на всём своём протяжении река имеет большую глубину.
Поезд мчит меня к счастью.
Слайд 6Знаки препинания в предложениях с вводными словами
НАКОНЕЦ, В КОНЦЕ КОНЦОВ
Являются
вводными словами, если указывают на связь мыслей, порядок изложения; дают
оценку факту с точки зрения говорящего
Да входите же, в конце концов!
Летом можно поехать на море или к друзьям, наконец, можно отдохнуть на даче. ( наконец = и еще)
Не являются вводными словами, если равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего.
Наконец он ответил мне.
Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.
Слайд 7Знаки препинания в предложениях с вводными словами
ОДНАКО
Является вводным словом, если
стоит в середине или в конце предложения.
Посмотрите, однако, как он
заговорил!
Он, однако, был угрюм и молчалив. ( Однако = напротив)
Не является вводными словами, если стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом.
Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.
Однако он был угрюм и молчалив.
Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, но выступает в роли междометия и выделяется запятой .
Слайд 8Знаки препинания в предложениях с вводными словами
КОНЕЧНО
Обычно выступает в роли
водного слова.
Конечно, я вам помогу.
Может выступать в роли частицы.
Я конечно
б сходил туда…
Слайд 9Знаки препинания в предложениях с вводными словами
ЗНАЧИТ
Является вводным словом, если
равно по значению словам следовательно, стало быть
Я не видел ее
сегодня в школe, значит, она действительно заболела.
Не является вводным словом, если в предложении играет роль сказуемого.
Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.
Слайд 10Знаки препинания в предложениях с вводными словами
ВООБЩЕ
Является вводным словом, если
оно равно по значению сочетанию вообще говоря.
Вообще, это очень интересно.
Не
является вводным словом, если употребляется в других значениях.
Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати.
Слайд 11Знаки препинания в предложениях с вводными словами
ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ
Является вводным словом,
если равно по значению сочетанию самое главное.
Чтобы подготовиться к занятию,
необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания.
Не является вводным словом, если равно по значению словам преимущественно, в основном, больше всего.
Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.
Слайд 12Знаки препинания в предложениях с вводными словами
ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ
Является вводным
словом, если имеет ограничительно-оценочное значение.
Я, во всяком случае, этого не
говорил.
Не является вводным словом, если имеет значение при любых обстоятельствах.
Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.
Слайд 13Знаки препинания в предложениях с вводными словами
В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ
Является вводным
словом, если употребляется в переносном значении.
Различаются такие второстепенные члены,
как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельством места.
Не является вводным словом, если употреблено в значении, близком к прямому.
«А ты?» - спросил я у Лены в свою очередь.
Слайд 14Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Союз А (реже НО)
не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с
ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.
Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть.
Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)
Для проверки нужно опустить или переставить вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.
Слайд 15Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Если вводное слово стоит
в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то
оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно выделяется запятыми.
Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок.
Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.
Слайд 16Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Алгоритм выполнения задания:
2. Помните
о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми:
—
как будто, словно;
— частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, тем не менее, только, якобы.
Слайд 171. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
- Но, позвольте вас спросить, -
после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия божия, коих (1) как известно (2) существует ровно пять?
А может (З) это и не он рассказывал, а просто я заснул и всё это мне приснилось?
Слайд 182. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
На улице нас кольцом окружили собаки
и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.
Слайд 193. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Я уверен, что в сердце каждого
человека (1) должно быть (2) что-либо незыблемое. Мы (3) однако (4) далеко не всегда чувствуем эту нравственную опору.
Слайд 204. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Всё (1) казалось (2) ему удивительным
и загадочным, а будущее непонятным.
К концу дня солнце (3) казалось (4) истончилось.
Слайд 215. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Рассказы Чехова (1) кажется (2) не
имеют ни начала, ни конца: они - сплошная середина, вроде той черепахи, когда она спрячет хвост и голову.
Однако (3) в них, если приглядеться, и хвост, и голова (4) несомненно (5) имеются, хоть и (6) порой (7) они втянуты внутрь.
Слайд 226. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
В утренний час мир (1) кажется
(2) таким просторным и родным.
Все звуки и все шумы большого посёлка (3) казалось (4) удалялись.
Слайд 237. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Из него и вправду (1) может
(2) выйти неплохой работник, если (3) конечно (4) он возьмётся за ум.
Слайд 248. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
В письмах он раскрывался (1) по-видимому
(2) лучше, чем в общении.
Всё (3) казалось (4) главным и очень важным.
Слайд 259. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Между тем (1) в библиотеке А.С.
Пушкина (2) по словам учёных (3) было (4) якобы (5) приблизительно десять тысяч книг.
Это (6) однако (7) лишь приблизительный подсчёт.
Слайд 269. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Между тем (1) в библиотеке А.С.
Пушкина (2) по словам учёных (3) было (4) якобы (5) приблизительно десять тысяч книг.
Это (6) однако (7) лишь приблизительный подсчёт.
Слайд 27Задание 18, 19
Пунктуация в сложноподчиненном предложении.
Знаки препинания в сложных предложениях
с различными видами связи.
Слайд 28Пунктуация в сложном предложении.
Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной
части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет
подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в придаточном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.
Слайд 29Пунктуация в сложном предложении.
Установить границу придаточного и главного предложения
достаточно легко: придаточная часть начинается с подчинительного союза или союзного
слова:
Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результата» (Д.С. Лихачёв).
Слайд 30Пунктуация в сложном предложении.
Сложнее всего увидеть придаточное предложение, если
оно расположено впереди главного:
«Если вы с самого начала ведёте
спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством» (Д.С. Лихачёв).
Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное.
Слайд 31Пунктуация в сложном предложении.
Граница между главным и придаточным предложением
обычно находится перед подчинительным союзом или союзным словом, которые всегда
располагаются в придаточной части и начинают её.
Однако в задании 18 подобраны такие сложноподчинённые предложения (преимущественно с придаточным определительным), в которых придаточная часть начинается чуть раньше союзного слова, поэтому запятая в них ставится не перед союзным словом КОТОРЫЙ, а перед словом, начинающим придаточную часть.
1. Ученье тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость (Д.С. Лихачёв).
2. Нужно выработать особое отношение к явлениям, действие которых сказывается на нашей психике разрушительно (Д.С. Лихачёв).
Слайд 32Пунктуация в сложном предложении.
Слайд 33Пунктуация в сложном предложении.
Слайд 34Пунктуация в сложном предложении.
Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:
1.
Обозначьте в предложении грамматические основы.
2. Определите границы простых предложений в
составе сложной синтаксической конструкции.
3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.
4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:
— если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;
— если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая (если же соединяет однородные придаточные – не ставится);
5. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:
— если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;
— если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др, запятая не ставится на стыке двух союзов.
6. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.
Слайд 35Пунктуация в сложном предложении.
Образец применения алгоритма при выполнении задания
19:
Расставьте знаки препинания в следующем предложении:
Летом прошлого года я окончил
институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.
Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главной части («Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных («когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»).
В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.
Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъяснительное связано с главным посредством союзного слова КАК.
Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражён был».
На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО.
На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главной и придаточной части.
Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.
Слайд 36Пунктуация в сложном предложении.
1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры,
на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лестница напомнит вам
(1) что вы человек (2) что у вас должно быть чувство достоинства (3) и (4) что вовсе недостойно взрослому человеку бегать по лестнице.
Слайд 37Пунктуация в сложном предложении.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
От Ильи
я узнал (1) и про домового (2) который спал в кадке (3) и про водяного (4) который имел прекрасное помещение под колёсами.
Слайд 38Пунктуация в сложном предложении.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Принарядившийся Азазелло
уже не походил на того разбойника (1) в виде (2) которого (З) являлся Маргарите в Александровском саду (4) и поклонился он Маргарите чрезвычайно галантно.
Слайд 39Пунктуация в сложном предложении.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В Греции
классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.
Слайд 40Пунктуация в сложном предложении.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По
вечерам (1) когда затихал ветерок (2) и от нагретой земли исходило тёплое парение (3) такая наступала кругом благодать (4) и так всё казалось прочным и вечным (5) что ни во что не верилось.
Слайд 41Пунктуация в сложном предложении.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Фильм
произвёл на нас сильное впечатление (1) и (2) когда мы возвращались из кинотеатра домой (3) то вспоминали меткие фразы (4) которыми так и сыпал главный герой.
Слайд 42Пунктуация в сложном предложении.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ночь
кончилась (1) и (2) когда взошло солнце (3) стало тепло (4) вся природа ожила.
Слайд 43Пунктуация в сложном предложении.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лось
так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.
Слайд 44Пунктуация в сложном предложении.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он
смотрел мутными глазами на арестованного (1) и некоторое время молчал (2) мучительно вспоминая (З) зачем на утреннем безжалостном ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом (4) и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.