Слайд 1Коммуникативные универсальные учебные действия
Слайд 2 Коммуникативные действия обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнеров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в
диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 3К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 4Уровень развития общения ребенка при поступлении в школу
потребность ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами
общения;
приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
Слайд 5Коммуникативные действия
коммуникация как взаимодействие
коммуникация как сотрудничество
коммуникация как условие интериоризации.
Слайд 6
Коммуникация как взаимодействие
коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо
партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Важной вехой в развитии
детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.
Слайд 7Методики Пиаже
«Левая и правая сторона»
«Братья и сестры»
«Ваза с яблоками»
Методика
«Кто прав?» Г.А. Цукерман.
Слайд 8Основные составляющие организации совместного действия
1. Распределение начальных действий и
операций.
2. Обмен способами действия для получения продукта совместной работы.
3. Взаимопонимание.
4.
Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.
5. Планирование общих способов работы.
6. Рефлексия.
Слайд 9Коммуникация как кооперация.
действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром
этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей
цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
Слайд 10Методика «Рукавичка» Цукерман Г.А.
Методика «Совместная сортировка» Бурменская.
Слайд 11Коммуникация как условие интериоризации
коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим
людям и становления рефлексии.
Слайд 12Методика «Узор под диктовку» Цукерман Г.А.
Методика «Дорога к дому»
Слайд 13Три типа младших школьников
эгоцентричный тип ( составили 18% от общего
числа школьников)
Для них характерен недостаточно высокий уровень положительного отношения к
себе при высокой степени эгоцентризма и эгоизма, которые выражаются в частых проявлениях демонстративного и агрессивного поведения в различных формах. Таких учащихся отличает низкий уровень успешности в общении при недостаточной популярности в группе сверстников. Учащиеся этой группы испытывают наибольшие трудности в развитии коммуникативных умений, связанных с сотрудничеством и взаимодействием в группе (вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать на уроке и в свободном общении).
Слайд 14дружелюбный тип (могут быть отнесены около 50% школьников. )
Эту группу
школьников отличает ярко выраженная позитивная Я - концепция и наличие
положительного отношения к одноклассникам. Следствием этого также является высокий уровень показателей дружелюбия, положительного социометрического статуса в группе, высокий уровень удовлетворенности общением, высокий уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений, а также низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений.
Слайд 15неуверенный тип ( принадлежат 32% школьников).
Эти учащиеся имеют средний
уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений при
негативной Я - концепции и крайне недоверчивом, настороженном отношении к окружающим в сочетании с низким социометрическим статусом. Для них характерен несколько выше среднего уровень внешних проявлений дружелюбия, высокая степень неуверенности и низкие показатели эгоцентризма и эгоизма. Эти учащиеся испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений (умений отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении).
Слайд 16Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов,
а также их последователи:
В.В. Рубцову
и Г.А. Цукерман. В
Слайд 17Правила групповой работы младших школьников
нельзя принуждать детей к групповой работе
или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее
нужно выяснить причину отказа);
совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;
не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.