Слайд 1КОМПЛЕКС СРЕДСТВ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ
Слайд 2ПЛАН:
Территориальный продукт
Цена территориального продукта
Месторасположение территориального продукта
Продвижение территориального
продукта
Слайд 3Комплекс средств маркетинга территорий
совокупность управляемых параметров, манипуляция которыми позволяет
наилучшим образом удовлетворять потребности человека и экономических субъектов в общественных
благах, услугах и ресурсах территории
Слайд 4Структура:
Территориальный продукт
Цену территориального продукта
Месторасположение территориального продукта
Продвижение территориального продукта
Слайд 5Какие потребности есть у человека в тот момент, когда он
принимает решение о выборе территории?
- территория как конкретное место,
где он намерен жить и/или осуществлять деятельность
Слайд 6ЧТО приобретает потребитель, принимая решение жить и/или вести деятельность на
данной территории?
Слайд 7комплекс ресурсов территории
материально-вещественные блага, которые он сможет получить на данной
территории (в виде доходов, товаров)
общественные блага и услуги, которые он
может получить на территории, социально-экономическая политика, которую проводят органы власти данной территории
Оцениваемые параметры
Слайд 8Территориальный продукт
- можно рассматривать как сложную структуру, состоящую из 3х
элементов:
Слайд 9Территориальный продукт
это конкретные характеристики территории
это конкретное место, где, проживая
и/или осуществляя деятельность, человек будет получать доходы и их тратить
это система организации и качество менеджмента данной территории
Слайд 10
природные ресурсы
климат
месторасположение
развитие транспортного сообщения
виды деятельности
уровень экологической безопасности
статусная нация
и др.
Конкретные характеристики территории
Слайд 11
наличие работы
уровень заработной платы
величина прожиточного минимума
возраст выхода на пенсию и
размер пенсии
совокупность товаров и услуг и т.д.
Конкретное место, где, проживая
и/или осуществляя деятельность, человек будет получать доходы и их тратить
Слайд 12
программа обеспечения жильем молодых специалистов
финансовые доплаты за счет средств местного
бюджета учителям
программа поддержки инвесторов и т.д.
Система организации и качество менеджмента
данной территории
Слайд 13Примеры типов продуктов, предлагаемых частным и государственным секторами
Слайд 14Качество продукта
- эффективность выполнения продуктом заданных функций
Слайд 15Характеристики продукта
- его самые разные элементы:
Для Национального парка:
маркированные пешеходные маршруты
таблички
с указанием названий растений
лодочная пристань
информационные и интерактивные стенды
Для Аэропорта:
таблички
с указанием залов ожиданий, пунктов таможенного контроля и пр.
эстетический вид магазина розничной торговли
расположение магазина в здании аэропорта относительно мест прохода на посадку
Слайд 16Линейка продукта
- группа родственных продуктов, предлагаемых территорией/организацией, выполняющих сходные функции,
но различающиеся по техническим параметрам, стилю или другим характеристикам.
Водопроводная
компания - различные устройства экономии расхода воды:
унитазы с низкой скоростью смывного потока
душевые лейки с низким давлением струи
бочки и цистерны для сбора дождевой воды и пр.
Слайд 17Продукт-микс
включает в себя все различные типы продуктов, предлагаемых территорией/организацией, и
часто отражает разнообразие типов продуктов, идеально выбранных для поддержки ее
миссии и стратегических целей
Слайд 18К примеру,
Продукт-микс энергокомпании
Слайд 19Уровни продукта
1. Сущность продукта
2. Реальный продукт
3. Продукт с
подкреплением
Слайд 20Уровни продукта
1. Сущность продукта - центральная часть продукта в целом.
Она состоит из:
- основных потребностей, которые будут удовлетворены,
- желаний,
которые будут реализованы,
- проблем, которые будут решены за счет потребления этого продукта
Слайд 21Люди покупают:
не сверла - а отверстия определенного диаметра
не косметику -
а надежду на возвращение молодости и красоты
не номер в гостинице
- а возможность выспаться в комфортных условиях
не почтовые марки - а своевременную доставку открытки
Слайд 22Уровни продукта
2. Реальный продукт — включает в себя такие аспекты,
как качество продукта, эксплуатационные характеристики, упаковка, стиль и проект, а
также имя бренда
Слайд 23Уровни продукта
3. Продукт с подкреплением - предусматривает наличие дополнительных характеристик
и услуг, благодаря которым сделка получает ценность, превышающую ожидания покупателей
Слайд 24Примеры уровней продукта в государственном секторе
Слайд 25Разработка и реализация новых программ и услуг
Слайд 26Жизненный цикл продукта – 4 этапа
1. Выведение
2. Рост
3.
Зрелость
4. Упадок
Слайд 282. Цена территориального продукта
Слайд 29Какие затраты будет иметь человек, проживая и/или осуществляя деятельность на
территории?
Слайд 30Цена
- это все объективные затраты потребителя, которые связаны с
приобретением продукта
Слайд 31затраты, связанные непосредственно с приобретением территориального продукта
(билеты на проезд,
аренда контейнеров, транспортные расходы, страховка, затраты на приобретение помещений и
т. д.);
затраты, возникающие непосредственно на территории при проживании и/или осуществлении деятельности
затраты, связанные с добровольным или вынужденным уходом с территории в форме убытка и/или недополученного дохода
(вынужденные переселенцы бросают личное и производственное имущество или получают заниженные размеры компенсаций)
3 группы затрат
Слайд 34Вмененные издержки
- это альтернативные издержки (альтернативная стоимость) использования ресурсов, являющихся
собственностью частного лица (фирмы)
Слайд 35ВЫБОР ТЕРРИТОРИИ
ПРОИСХОДИТ ПРИ СРАВНЕНИИ
совокупных полезностей конкретного территориального продукта с совокупными
затратами,
которые он будет нести, проживая и/или осуществляя деятельность на
этой территории
Слайд 37Денежные и неденежные антистимулы
Слайд 38Установление цены на территориальный продукт
имеет ряд отличий от процесса и
принципов установления цены на товары и услуги:
территориальный продукт не является
результатом какого-то производства, большая часть ресурсов территории уже есть, речь идет об издержках (не только в денежной форме) по сохранению, возобновлению, развитию ресурсов территории
товар является собственностью производителя, который понес определенные затраты на его производство, субъект территориального маркетинга не всегда является собственником всех ресурсов своей территории, и затраты на «изготовление», сохранение, развитие территориального продукта могут быть «оплачены» из бюджетов разных уровней
ряд ресурсов территории вообще не подлежит денежной оценке или существующая денежная оценка носит приблизительный характер и бывает заниженной
территория по ряду ресурсов (минеральные ресурсы) вообще не получает дохода или получает его малую долю и поэтому редко заинтересована в полном покрытии затрат на сохранение, возобновление или развитие этого ресурса
при установлении цены (тарифа) на ряд услуг общественного характера приходится учитывать ряд факторов технического, экономического и политического характера
в территориальном продукте бывает сложно определить риски и потери будущих периодов, иногда уже сегодня следует не допустить растранжиривания данного ресурса, сократить объемы его использования или резко повысить стоимость данного ресурса
Слайд 393. Месторасположение территориального продукта
Слайд 40Территория –это:
точка на карте - объективно существующая, статическая, не
подлежащая изменению локализация, (удобное, выгодное, труднодоступное, удаленное) положение по сравнению
с другими территориальными продуктами
элемент системы движения сырьевых, человеческих, материальных, финансовых, информационных потоков - динамическая характеристика
Слайд 41Территория – это:
1. Административная единица
(часть РФ и федерального округа,
МО, сельские и городские поселения)
2. Экономико-географическая единица
(часть Европы, РФ,
федерального округа, района в ФО)
3. Менеджмент и общность политических и социальных задач
(кооперация МО и субъектов РФ, сотрудничество с др. территориями мира)
4. Территориальная единица
(города и МО «побратимы»)
Слайд 42Размещение территориального продукта «извне»
географическое положение, сопряженность с другими территориями
страны или региона или сопряженность с другими странами
при наличии внешних
границ - количество и качественные параметры пропускных таможенных пунктов
наличие совместных с другими территориями транспортных коридоров, газопроводов, трубопроводов и других коммуникаций
наличие совместных с другими территориями социальных, культурных, научных проектов и т.д.
Слайд 43Распределение и размещение территориального продукта «внутри»
сложившаяся структура расселения жителей
размещение производственных объектов
наличие и размещение инфраструктурных объектов
размещение исторических,
архитектурных и других объектов, представляющих собой культурную ценность
внутренняя транспортная сеть
технологическая возможность развития современных информационных технологий передачи информации и т.д.
Слайд 444. Продвижение территориального продукта
Слайд 45Продвижение продукта
- это совокупность мероприятий по доведению информации о достоинствах
продукта до потенциальных потребителей и стимулированию у них желания его
купить
Слайд 46Основные инструменты
Реклама
персональные (личные) продажи
мероприятия, стимулирующие спрос
организация общественного мнения (PR)
прямой (интерактивный)
маркетинг
Слайд 47Реклама
- платная форма односторонней массовой коммуникации, исходящая от четко
определенного спонсора и служащая в качестве прямой или косвенной поддержки
действий фирмы
Слайд 48Реклама – виды:
в газетах и журналах
на телевидении и радио
прямая
почтовая
наружная
на транспорте
рекламные сувениры и подарки и др.
Слайд 49Персональные (личные) продажи
- это персональная и двусторонняя коммуникация с
целью побудить клиента к немедленному действию, которая одновременно является источником
информации для фирмы
Слайд 50Персональные (личные) продажи - осуществляют:
сотрудники представительств, дипломаты
депутаты
представители отдельных партий
работники исполнительных органов власти
Слайд 51Мероприятия по стимулированию спроса
- предполагают увеличение, ускорение и/или усиление
ответной реакции потребителей территориального продукта за счет использования многообразных средства
стимулирующего воздействия
Слайд 52Мероприятия по стимулированию спроса – виды:
проведение выездных выставок, ярмарок
принятие
на территории целевых программ поддержки инвесторов
проведение презентаций населенных пунктов,
готовых к приему мигрантов
проведение конкурсов на освоение инвестиционных площадок территории с получением победителем конкурса особых условий освоения и т.д.
Слайд 534. Организация общественного мнения
- деятельность по созданию благоприятного отношения
широкой общественности к территории и ее продукции, формирование положительного имиджа
Слайд 54Организация общественного мнения – 3 элемента:
организация связей с общественностью
(public relations) - установление и поддержание двусторонних благожелательных отношений между
руководством территории и ее общественностью
неперсональная деятельность по популяризации и созданию известности территории и ее территориального продукта через использование отзывов в СМИ (publicity) на некоммерческой основе, а также информирование своих клиентов и партнеров о своих новостях
проведение целенаправленной пропаганды для получения выгоды (соц. исследований, общественные приемные, общественные слушания, круглые столы, встречи с коллективами, общественные конкурсы и т.д.)
Слайд 55Прямой маркетинг
- особая форма маркетинга, основанная на прямых непрерывных взаимоотношениях
между продавцом и покупателем при помощи специальных средств коммуникации (Интернет,
электронная почта, коммерческие он-лайн каналы) и направленных на получение определенного отклика или совершения покупки