Слайд 1Композиция и структура сочинения
Смирнова Наталья Геннадьевна,
Кодяева Лариса Абрамовна,
Ганич Елена
Николаевна,
учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ №12 с УИИЯ»
г.о. Электросталь
Слайд 2Сочинение - это
«вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей,
знаний на заданную тему»
(С.И. Ожегов.)
Слайд 3Тема текста - это
то, о чем говорится в тексте.
Тема- суждение
Тема-вопрос
Тема-понятие.
Слайд 4Способы раскрытия темы
Суждение – докажи.
Вопрос – ответь.
Понятие – опиши.
Слайд 5Идея – главная мысль
тема –суждение: заключается в формулировке темы;
тема-вопрос:
заключается в ответе на вопрос;
тема-понятие: самостоятельное формулирование идеи
Слайд 6Подбор материала
произведения одного автора;
героев;
узкие темы для раскрытия основной мысли;
цитаты.
Слайд 7КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
вступление
основная часть
заключение
Слайд 8ВСТУПЛЕНИЕ
вводит в тему;
дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая
стоит за предложенной темой.
Слайд 9ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ
историческое (о времени, когда было написано произведение, или о
времени, изображённом в повести, рассказе…),
аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в
формулировку темы, раздумья над тем или иным словом),
биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме),
сравнительное (проведение литературных параллелей),
личностное («от я»)
цитатное
Слайд 10ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой;
проверка того, насколько верно
понята тема.
Слайд 15Задача заключения –
подвести итог;
обобщить сказанное;
завершить текст, еще
раз обратив внимание на самое главное.
Слайд 16ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
заключение-вывод:
новая информация, которая имеет обобщающий характер;
заключение-следствие:
то, что выходит за
рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность
темы, проблемы…).
Слайд 17ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
цитатное;
личностное;
открытое.
Слайд 18Знания о структуре и композиции сочинения поможет школьникам излагать свои
мысли и чувства логично и грамотно в соответствии с Нормами
оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Слайд 19Эссе как жанр сочинения
Привлечь…
Удивить…
Эпатировать…
Слайд 20Эссе (искусство)
А) Эссе в переводе с французского – «попытка, проба, опыт, набросок,
который сочетает в себе подчёркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым
изложением материала».
Б) Эссе – это прозаическое произведение (этот признак не является обязательным) небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно – окрашенное слово. (Литературный энциклопедический словарь,1987 г.)
Слайд 21Классификация эссе
По содержанию: философские, исторические, литературно-критические, публицистические, историко-библиографические, беллетристические, автобиографические.
По
литературной форме: рецензии, лирические миниатюры, заметки, странички из дневника, письма
и др.
По виду: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.
Слайд 22Законы жанра
Предельная открытость автора, его позиции, мысли.
Театр одного актёра, где
нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч
прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.
Эссе состоит из нескольких абзацев (от 3-х до 10-ти), оптимальный размер эссе 6 абзацев.
Слайд 23Жанровые особенности
Необычное вступление;
Небольшой объем;
Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка;
Склонность
к парадоксам;
Установка на диалог с читателем;
Свободная композиция;
Внутреннее смысловое единство;
Вывода чаще
всего нет, вопрос остается открытым;
Афористичность, образность, эмоциональность, абстрактность;
Индивидуальная импровизация.
Слайд 24Изобразительно-выразительные средства языка:
Антитеза
Гипербола
Метафора
Олицетворение
Градация
Разговорная лексика
Риторические вопросы
Вводные слова
Вопросительные, побудительные предложения
Слайд 25Композиция
1.Вступление
а) магнит нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать
его;
б) утверждение – заявлена главная идея эссе и его структура;
2.Основная
часть
а) информационный центр – это предложение, которое сообщает читателю главную идею абзаца
б) дополнительные предложения поясняют информационный центр абзаца.
3.Заключение
«Конец – делу венец». Совет, вывод, мнение.
Слайд 26Напишем эссе
Тема
Материалы
Концентрация идей
Три кита
Сначала скелет, потом кожа
Стиль
Корректировка
Честный взгляд на вещи
Новаторство
Слайд 27Сочинение-рассуждение как жанр
Размышлять…
Рассуждать…
Осмысливать…
Слайд 28
Что такое рассуждение?
Рассуждение – это тип речи, в котором автор
размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-
следственные связи между
явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.
Основная коммуникативная цель
рассуждения – убедить, объяснить.
Слайд 29Сочинение-рассуждение предполагает:
умение школьника утверждать и отстаивать свою точку зрения,
продуманно
вести спор,
опровергать то, что противоречит его взглядам, мнениям
при сравнительном анализе художественных произведений.
Слайд 30Композиция
рассуждения как типа речи
Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде
положения, нуждающегося в доказательстве).
Основная часть. Доказательство (собственная аргументированная оценка проблемы):1,
2, 3.
Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса).
Определим содержание каждой части плана.
Слайд 32Существует три вида рассуждений:
рассуждение-доказательство
рассуждение - объяснение
рассуждение-размышление
Слайд 33Соблюдайте закон жанра
Рассуждение подразумевает
крепкую логическую связь
аргументов.
Слайд 34В качестве грамматической связи
часто используются вводные слова
во-первых,
во-вторых,
следовательно,
таким образом,
итак, наконец
например,
по моему
мнению,
как мне кажется,
на мой взгляд,
скорее всего
Слайд 35В качестве грамматической связи
часто используются союзы
однако, поскольку,
хотя, так как, в результате
потому что, чего, если,
для того
чтобы, так что,
несмотря на, в связи с чем
Слайд 36В качестве грамматической связи
часто используются речевые обороты
попытаемся разобраться…,
я согласна
с тем, что…,
об этом свидетельствует…,
из этого следует, что…,
предположим, что…,
это зависит
от…
я могу с уверенностью утверждать
Слайд 37
«Я как живу, так и пишу, свободно и свободно...»
А. С.
Грибоедов