Разделы презентаций


Лекция 6. Философия XVII-XVIII века

Содержание

«Знания – сила (власть)» Ф. Бэкон1543 г. - «Об обращении небесных сфер» Николай Коперник1687 г. - «Математические начала натуральной философии» Исаак Ньютон

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 6. Философия XVII-XVIII века
Научная революция

Лекция 6.  Философия XVII-XVIII векаНаучная революция

Слайд 2«Знания – сила (власть)» Ф. Бэкон
1543 г. - «Об обращении

небесных сфер» Николай Коперник
1687 г. - «Математические начала натуральной философии»

Исаак Ньютон
«Знания – сила (власть)» Ф. Бэкон1543 г. - «Об обращении небесных сфер» Николай Коперник1687 г. - «Математические

Слайд 3Научная революция --
радикальное изменение процесса и содержания научного познания,

связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к

новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания (Новая философская энциклопедия).
Научная революция -- радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и

Слайд 4Причины (предпосылки) научной революции XVII века
Реформация, распространение и утверждение в

Европе протестантизма
Гуманизм эпохи Возрождения
Развитие капиталистических отношений

Причины (предпосылки) научной революции XVII векаРеформация, распространение и утверждение в Европе протестантизмаГуманизм эпохи ВозрожденияРазвитие капиталистических отношений

Слайд 5Черты научной революции 17 века
Изменение образа мира (гелиоцентризм, опыт «других»

культур)
Создание собственно научного метода (автономия от теологии и философии). Научный

дискурс опирается на данные опыта и необходимых доказательств. Наука не свободна от философских допущений
Становление экспериментального естествознания
Изменение целей познания: не «что?», а «как?». Научные знания должны быть практически полезными
Научные знания объединяют в себе теорию и практику, науку и технику. Снимается иерархия умственного и физического труда
Быстрый рост и совершенствование научного инструментария:
Черты научной революции 17 векаИзменение образа мира (гелиоцентризм, опыт «других» культур)Создание собственно научного метода (автономия от теологии

Слайд 6Черты научной революции 17 века
1610 г. - телескоп Галилея
1632 г.

– водяной термометр Ж. Рея
1643 г. – барометр Торричели
1660 г.

– пневматический насос Бойля, микроскоп Мальпиша
1665 г. микроскоп Левенгука
1673 г. циклоидный маятник Гюйгенса
Черты научной революции 17 века1610 г. - телескоп Галилея1632 г. – водяной термометр Ж. Рея1643 г. –

Слайд 7Черты научной революции 17 века
Развитие математики (алгебра, аналитическая геометрия, математический

анализ, дифференциальные и интегральные исчисления), появление экспериментально-математического естествознания. Лидер естествознания

– механика, наука о движении тел
Происходит профессионализация науки
Наука становится социальным институтом ( научный язык, научные издания, научное сообщество, научные учреждения):
1560 г. - «Академия тайн природы» в Неаполе
1603 г. – «Академия рысьеглазых» в Риме (Галилей)
Нач. 60-х гг. 17 в. – под патронажем Карла II Лондонское королевское общество («Ничего со слов»)
1666 г. – Парижская Академия (Кольбер, 1-ый министр Людовика XIV)


Черты научной революции 17 векаРазвитие математики (алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ, дифференциальные и интегральные исчисления), появление экспериментально-математического

Слайд 8Мировоззренческие принципы новоевропейской науки
Натурализм. Природа самодостаточна и существует по объективным

естественным законам. Законы природы универсальны
Комбинаторность. Каждый элемент мира представляет собой

сочетание различных форм и элементов
Квантитатизм. Внимание к количественным характеристикам явлений, «познать - значит измерить»
Детерминизм. Господство причинно-следственных связей, определенность всех событий
Аналитизм. Исследование предмета путем разложения ешго на фундаментальные составляющие
Стремление к завершенной системе знаний и фиксации истин в окончательном виде
Механистическое и метафизическое истолкование природы


Мировоззренческие принципы новоевропейской наукиНатурализм. Природа самодостаточна и существует по объективным естественным законам. Законы природы универсальныКомбинаторность. Каждый элемент

Слайд 9Галилео Галилей (1564-1642 гг.)
Физика, механика, астрономия, методология научного исследования
«Пробирных дел

мастер»(о кометах)
«Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и

коперниковой»
«Беседы и математические доказательства двух новых наук» (кинематика и сопромат)
Галилео Галилей (1564-1642 гг.)Физика, механика, астрономия, методология научного исследования«Пробирных дел мастер»(о кометах)«Диалог о двух главнейших системах мира

Слайд 10Философско-методологические идеи Галилея
Теория «двух книг»: «Писания» – книга божественного откровения,

природы – книга божественного творения и настоящий предмет философии.
1-ая –

истинна, но ошибочны могут быть ее толкования. Она необходима для морального поучения.
2-ую необходимо не толковать, а познавать через наблюдения и размышления.
Высказывает идеи о процессуальности истины, ее конкретности и точности. Наше познание бесконечно и ничтожно по сравнению с божественным познанием, но достижение объективных истин возможно.
Философско-методологические идеи ГалилеяТеория «двух книг»: «Писания» – книга божественного откровения, природы – книга божественного творения и настоящий

Слайд 11«Я утверждаю, что человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно

и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа; таковы

чистые математические науки, геометрия и арифметика; хотя Божественный разум знает о них бесконечно больше истин…, но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективности равно Божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности, чем эта, не существует ( Диалог о двух главнейших системах мира)
«Я утверждаю, что человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет

Слайд 12Философско-методологические идеи Галилея
Отказывается от полного доверия чувственному опыту и здравому

смыслу. Законы природы могут быть сформулированы не на основе наблюдений,

а путем эксперимента (опыта в сконструированных и идеализированных условиях), служащего подтверждением рациональной гипотезы.
Экспериментальное естествознание должно сочетаться с дедуктивно-математическим анализом результатов опыта.
Идеализирует реальность и делает возможным применение математики к описанию природных явлений

Философско-методологические идеи ГалилеяОтказывается от полного доверия чувственному опыту и здравому смыслу. Законы природы могут быть сформулированы не

Слайд 13«Философия написана в этой величественной Книге (я имею в виду

Вселенную), которая всегда открыта нашему взору, но читать ее может

лишь тот, кто сначала освоит язык и научится понимать знаки, которыми она начертана. Написана же она на языке математики, и знаки ее – треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без которых нельзя понять ни единого из стоящих в ней слов, а не понимая их смысла, остается лишь блуждать в темном лабиринте» (Пробирных дел мастер).
«Философия написана в этой величественной Книге (я имею в виду Вселенную), которая всегда открыта нашему взору, но

Слайд 14Исаак Ньютон (1643-1727 гг.)
Математика, оптика, механика, астрономия
«Математические начала натуральной философии»

– 1687 г

Исаак Ньютон (1643-1727 гг.)Математика, оптика, механика, астрономия«Математические начала натуральной философии» – 1687 г

Слайд 15Философско-методологические идей Ньютона
Законы природы объективны, неантропоморфны, опытно доказуемы, единообразны, действуют

с необходимостью
Соединение аналитического и синтетического метода.
«Как в математике, так и

при испытании природы, при исследовании трудных вопросов, аналитический метод должен предшествовать синтетическому. Этот анализ заключается в том, что из экспериментов и наблюдений посредствам индукции выводят общие заключения и не допускают против них никаких возражений, которые не исходили бы из опытов и других надежных истин. Хотя полученные посредствам индукции … результаты не могут еще служить доказательством всеобщих заключений, но все же это – наилучший путь делать заключения, который допускает природа вещей» (Оптика)

Философско-методологические идей НьютонаЗаконы природы объективны, неантропоморфны, опытно доказуемы, единообразны, действуют с необходимостьюСоединение аналитического и синтетического метода.«Как в

Слайд 16Философско-методологические идей Ньютона
Опыт и наблюдения как основа выдвижения гипотезы. Гипотезы

должны подчиняться природе явлений, а не пытаться подчинить ее себе,

минуя доказательства. « Гипотез не измышляю»
Гипотеза должна иметь предсказательную силу, то есть давать возможность практически значимых следствий
Эмпирическая методология. Научные объяснения – это математическое описание фактов, фиксируемых в опыте. «Не должно требовать от природы других причин, сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений» («бритва Оккама»)
Механицизм – общий принцип в понимании природы.
Субстанциональная концепция пространства и времени


Философско-методологические идей НьютонаОпыт и наблюдения как основа выдвижения гипотезы. Гипотезы должны подчиняться природе явлений, а не пытаться

Слайд 17Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
Разум богаче, чем чувства. В ней изначально

содержатся врожденные идеи или логические принципы
Идея – это мысль
Общие идеи

– это ясное видение ума, а ощущения субъективны, смутны, без разума не понятны
Интеллектуальная интуиция – это прямое усмотрение умом идеи
Одна из самых очевидных идей – это идея субстанции, первоосновы бытия. Субстанция – основа единства природы и всеобщности познания
Наилучший метод – это дедукция, как выведение из общих очевидных положений
Истина достигается разумом. Она является соответствием наших идей и вещей
Бытие и мышление тождественны, логическое соответствует физическому, бытие познаваемо (оптимизм)

Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Врожденных идей не существует. «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»
Идея – это образ, отражение реальной вещи
Очевидны только ощущения, общие идеи – абстрактны и смутны
Интуиция – это чувственная очевидность
Субстанция – одна из самых смутных идей. Реально мы имеем дело только с конкретными свойствами конкретных вещей
Наилучший метод – индукция, как наведение из данных опыта, дает новые, хотя и вероятностные знания
Истина – это согласование одних идей с другими или результат соглашения между людьми. Она изменчива и относительна
Бытие не сводимо к мышлению и потому непознаваемо(скептицизм или агностицизм)

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)Разум богаче, чем чувства. В ней изначально содержатся врожденные идеи или логические принципыИдея –

Слайд 18Френсис Бэкон (1561-1626)
Барон Веруламский, герцог Сент- Албанский, лорд-канцлер
Родоначальник эмпиризма
«

О достоинстве и приумножении наук». «Новый Органон», «Новая Атлантида»

Френсис Бэкон (1561-1626)Барон Веруламский, герцог Сент- Албанский, лорд-канцлерРодоначальник эмпиризма « О достоинстве и приумножении наук». «Новый Органон»,

Слайд 19«Наука может и должна изменить условия человеческой жизни … Это

инструмент, сконструированный человеком в целях достижения всеобщего братства и прогресса:

там, где имеет место сотрудничество, преклонение перед природой, желание ясности благодаря науке, эти ценности должны укрепляться… Власть человека над природой не дело исследователя одиночки, хранящего в секрете свои достижения, но обязательно плод деятельности организованного содружества ученых. В каждую эпоху знание имеет четкую функцию, любая реформа в этой области – это всегда так же реформа культурных институтов, а не только образа мысли людей, занятых интеллектуальной деятельностью.»
«Наука может и должна изменить условия человеческой жизни … Это инструмент, сконструированный человеком в целях достижения всеобщего

Слайд 20Эмпиризм Ф. Бэкона
«Знать –значит уметь. Знание – сила» Противопоставляет средневековому

созерцательному познавательному идеалу знания, которые стимулируют человека к действию. Истинность

определяется не «благородством» или «достоинством» предмета, а обоснованностью и практической эффективность знания.
Результаты науки делятся на опыты светоносные и плодоносные:
1-ые более ценны, так как проливают на законы природы и причины явлений
2-ые фактические знания и их практическое применение
Опыт – источник знания, единственный критерий истины и основание всякой науки. «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает , сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может» («Новый Органон»)
Эмпиризм Ф. Бэкона«Знать –значит уметь. Знание – сила» Противопоставляет средневековому созерцательному познавательному идеалу знания, которые стимулируют человека

Слайд 21Классификация видов знания на основе способностей человеческой души («О достоинстве

и преумножении наук»):
Память – история (архив фактов)
Воображение – поэзия (эмоции

и чувства – данные для экспериментальной психологии)
Разум – философия (физика, метафизика и науки о человеке )
Задача метафизики: формальные причины, то есть основания всего сущего, «законы чистого действия»
Задача физики: исследование материальной и движущей причины, то есть выявление в опытном исследовании проявлений законов в природе
Целевые причины – это умозрительные знания, они либо не существуют, либо не доступны нашему познанию. Наука должна отвечать на вопросы «что?», «как?», «из чего?», а не «зачем?»
Прикладные науки: механика (приложение знаний физики) и естественная магия («плоды» метафизики)
Метафизика – это «общая мать всех наук», соединяющая в себе общие принципы познания
Классификация видов знания на основе способностей человеческой души («О достоинстве и преумножении наук»):Память – история (архив фактов)Воображение

Слайд 22Учение об «идолах» (предрассудки, ошибки познания)
Идолы рода (idola tribus) присущи

самой природе человека, его разуму и чувствам. Ум «уподобляется неровному

зеркалу, которое примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном виде»
Идолы пещеры (idola specus) – это индивидуальные особенности человеческой физиологии, психики, черт характера, воспитания, это влияние эмоциональной сферы, желаний, интересов.
Идолы площади (idola fori) порождаются речевым общением. Слова говорят не о том, что есть вещь сама по себе, а о том, что она значит для людей. Слова=знаки, а не сами вещи
Идолы театра (idola theatri) порождаются слепой верой в авторитеты, в традиционные философские доктрины («философский театр»), религиозные догмы и суеверия. «Истина – дочь времени, а не авторитета».
Учение об «идолах» (предрассудки, ошибки познания)Идолы рода (idola tribus) присущи самой природе человека, его разуму и чувствам.

Слайд 23Развитие индуктивного метода
Критика аристотелевского силлогизма (дедуктивная логика), который не дает

новых знаний, проясняя уже имеющиеся положения. Научный метод – это

необходимость максимальной опоры на разум в понимании фактов – индукция
Пути познания:
Путь паука – путь догматика
Путь муравья – путь эмпирика, который обобщает факты без выводов
Путь пчелы – путь ученого
Развитие индуктивного методаКритика аристотелевского силлогизма (дедуктивная логика), который не дает новых знаний, проясняя уже имеющиеся положения. Научный

Слайд 24Развитие индуктивного метода
Индукция полная и неполная. Истинная индукция, дающая максимально

достоверные и новые знания, основываясь на эксперименте и анализе полученных

данных
Стадии исследования:
Собирание материалов, фактов, находимых в природе
Исследование наиболее простых свойств, им принадлежащих (плотность, температура, вес и т.д.)
Для раскрытия причин и связей, порождающих эти свойства, необходимо провести исследование по направлениям:
А. таблица присутствия
Б. таблица отсутствия
В. таблица степеней
Г. таблица сравнения
4. «Сбор плодов» – выводы о природе исследуемого свойства
! Искать не только подтверждающие, но и опровергающие факты!
Развитие индуктивного методаИндукция полная и неполная. Истинная индукция, дающая максимально достоверные и новые знания, основываясь на эксперименте

Слайд 25Рене Декарт (1596-1650)
Французский философ и ученый
«Правила для руководства ума», «Рассуждения

о методе», «Размышления о первой философии», «Первоначала философии», «Описание человеческого

тела», «Страсти души»
Рене Декарт (1596-1650)Французский философ и ученый«Правила для руководства ума», «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии», «Первоначала

Слайд 26Предмет философии и основные методологические принципы
Единство наук отождествляется с философией.

Сравнивает философию с деревом, корни которого - метафизика, ствол –

физика, а ветви – частные науки ( механика, медицина, этика и т.д.)
Объективная истина имеет всеобщий характер, она достижима посредством разума
Противопоставил умозрительной схоластической философии «практическую философию, при помощи которой… сделаться хозяевами и господами природы»
Истинность не сводится к непосредственной полезности, а связана с глубиной постижения «книги мира». Внимание не к опытному знанию, а к познающему уму, творящему истину. Разум движется от самых общих положений метафизики, к частным положениям физики, доходя до конкретных наук, дающих плоды. Дедукция
Степень научности любой отрасли знания связывает со степенью ее математизации. «Всеобщая математика»
Предмет философии и основные методологические принципыЕдинство наук отождествляется с философией. Сравнивает философию с деревом, корни которого -

Слайд 27Основные правила дедуктивного метода («Рассуждения о методе»)
Первое – никогда не

принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым

с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Основные правила дедуктивного метода («Рассуждения о методе»)Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не

Слайд 28Поиск несомненной истины - методологическое сомнение
Распространение принципа скептицизма на все

положения философии. Сомневаться можно и должно во всем содержании нашего

знания. Цель: поиск достоверного, несомненного знания, истин
Чувственное восприятие недостоверно, следовательно недостоверны наши знания о внешних вещах, включая и собственное тело.
Надежным элементом выступает сам факт сомнения, то есть определенное состояние человеческого разума. Сомневающийся мыслит и, следовательно, мышление делает наше существование неоспоримым фактом. «Cogito ergo sum». Это первая и высшая интуитивная истина, доступная человеку
Факт нашей мысли оказывается достовернее факта существования нашего тела и вообще внешней реальности. Истины обнаруживаются в разуме человека

Поиск несомненной истины - методологическое сомнениеРаспространение принципа скептицизма на все положения философии. Сомневаться можно и должно во

Слайд 29Учение о врожденных идеях
Человек – это мыслящее существо. Мысль самостоятельна,

не имеет физических характеристик, нематериальна и всегда содержательна
«Ведь человеческий ум

содержит в себе нечто божественное, в чем посажены первые семена полезных мыслей так, что часто, как бы они не были заглушены посторонними занятиями, они вопреки всему приносят самопроизвольные плоды».
Врожденные идеи (ideae innatae): полная независимость от внешних предметов и чувств, ясность отчетливость и простота, независимость от воли. Интеллектуальные идеи (Бог, субстанция, число, протяженность, существование) или аксиомы (целое больше части). Врожденность – предрасположенность к проявлению этих идей в определенных познавательных ситуациях.
«Под интуицией, я подразумеваю не шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение плохо слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько лёгкое и отчётливое, что не остается совершенно никакого сомнения в том, что мы разумеем»
Учение о врожденных идеяхЧеловек – это мыслящее существо. Мысль самостоятельна, не имеет физических характеристик, нематериальна и всегда

Слайд 30Связь между мыслящим Я и внешним миром обнаруживается в идее

Бога как гаранта всякого существования. Существование Бога – вторая истина
Опирается

на онтологическое доказательство существования Бога (Ансельм Кентерберийский): Бог есть совершеннейшее существо, то есть имеющее все признаки совершенства, а значит и признак существования. И добавляет, что мысль о Боге, присутствующая в человеческом интеллекте указывает на реальное существование божественного существа как источник такой мысли.
Разум человека требует в качестве своего источника более совершенной причины – абсолютного Разума, безошибочно мыслящего Бога. Бог не способен обмануть человека в его высших познавательных проявлениях
Связь между мыслящим Я и внешним миром обнаруживается в идее Бога как гаранта всякого существования. Существование Бога

Слайд 31Учение о субстанции (дуализм Декарта)
Субстанция – это вещь, которая для

своего существования не нуждается в другой вещи. Это абсолютно самостоятельное,

не сотворенное, вечное начало. В собственном смысле слова – это Бог (субстанция первого порядка)
Сотворенный мир – субстанция материальная (протяженность) и духовная (мышление). Это субстанции второго порядка, зависят только от Бога и самостоятельны по отношению друг к другу. Законы мира, материального и духовного, определяются Богом, действуют постоянно и всюду. Законы материальной и духовной реальности различны, но синхронизированы
Психофизический параллелизм
Учение о субстанции (дуализм Декарта)Субстанция – это вещь, которая для своего существования не нуждается в другой вещи.

Слайд 32Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677)
«Богословско-политический трактат»
«Этика»
«Об усовершенствовании разума»
«Основы философии Декарта, доказанные

геометрическим способом»

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677)«Богословско-политический трактат»«Этика»«Об усовершенствовании разума»«Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»

Слайд 33Учение о единой субстанции (монизм)
«Под субстанцией я разумею то, что

существует само по себе и представляется само через себя… Под

атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции, как составляющее ее сущность. Под модусом я разумею состояние субстанции, то есть… то, что существует в другом и представляется через что то другое».
«Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанцию, состоящую из бесконечного множества атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность».
Учение о единой субстанции (монизм)«Под субстанцией я разумею то, что существует само по себе и представляется само

Слайд 34Учение о единой субстанции (монизм)
Субстанция, как первопричина всех вещей, единственна,

это Бог, имманентный природе. Субстанция=Бог=Природа. Бог – это природа порождающая

и природа порожденная(пантеизм)
Характеристики субстанции: абсолютная самостоятельность, единственность и бесконечность во времени и пространстве, причина самой себя и познается через саму себя, исходный полюс бытия
Два известных атрибута субстанции – протяженность и мышление. Модусы, конкретные проявления субстанции – единичные вещи, имеющие и протяженность, и мышление как 2 атрибута. Модусы конечны во времени и пространстве, зависимы от Бога (причины) и изменчивы
Детерминизм. Свобода определяется степенью разумности, глубиной проникновения в мировой божественный порядок
Учение о единой субстанции (монизм)Субстанция, как первопричина всех вещей, единственна, это Бог, имманентный природе. Субстанция=Бог=Природа. Бог –

Слайд 35Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
«Теодицея»
«Новые опыты о человеческом разуме»
«Монадология»

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)«Теодицея»«Новые опыты о человеческом разуме»«Монадология»

Слайд 36Учение о множестве субстанций (плюрализм)
Мир нельзя объяснить механически, он полон

сил, которые служат источником его постоянного развития. Субстанция – это

сила. Главная характеристика субстанции – способность к действию.
Монада проста, неделима, не изменяется под влиянием других монад, но способны к само изменениям, каждая из них уникальна. Монада – это микромир и отражение мирового порядка в целом. Монады не материальны, это духовные «точки»
Монады различаются по степени совершенства и полноты восприятия и отражения мировой гармонии:
Простые монады (пассивное восприятие, неясные представления) – неорганический мир
Монады –души (ощущения и более ясные представления) – органический мир
Монады – духи ( сознание) – человек
Высшая монада – Бог, который предустанавливает гармонию мира
Учение о множестве субстанций (плюрализм)Мир нельзя объяснить механически, он полон сил, которые служат источником его постоянного развития.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика