Разделы презентаций


Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики

Содержание

Зависимость.Зависимость – подчинение другим ( другому) при отсутствии самостоятельности, свободы, навязчивое влечение, переходящее в манию.Этапы формирования зависимости:1. Этап первых проб к способу действия, улучшающему психическое состояние при фрустрации и сильных негативных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики
Молчанов

Сергей Владимирович,
кандидат психологических наук,
доцент факультета психологии
МГУ имени

М.В. Ломоносова

Компьютерная и игровая зависимость. Методы диагностики и основы профилактики Молчанов Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент факультета

Слайд 2Зависимость.
Зависимость – подчинение другим ( другому) при отсутствии самостоятельности, свободы,

навязчивое влечение, переходящее в манию.
Этапы формирования зависимости:
1. Этап первых проб

к способу действия, улучшающему психическое состояние при фрустрации и сильных негативных переживаниях,
2. Этап систематического обращения к способу
3. Этап формирования зависимости,
4. Этап личностной деструкции ( личностные изменения, изменения образа жизни, десоциализация)
Зависимость.Зависимость – подчинение другим ( другому) при отсутствии самостоятельности, свободы, навязчивое влечение, переходящее в манию.Этапы формирования зависимости:1.

Слайд 3Интернет-зависимость (ИЗ) – есть или нет?
ИЗ – нет в
Международной

классификации болезней – МКБ-10,
Руководстве по диагностике и статистике психических

расстройств DSM-IV.
Исследования специалистов в области психического здоровья ( США, Швейцария) – 73% - да, есть ИЗ (Войскунскй А.Е., 2010)
Интернет-зависимость (ИЗ) –  есть или нет?ИЗ – нет в Международной классификации болезней – МКБ-10, Руководстве по

Слайд 4ИЗ – понятие введенное А. Голдбергом. (1995).
ИЗ – непреодолимое

влечение к пользованию Интернетом, стремление войти в Интернет и неспособность

выйти из него.
ИЗ – понятие введенное А. Голдбергом. (1995). ИЗ – непреодолимое влечение к пользованию Интернетом, стремление войти в

Слайд 5Симптомы интернет-зависимости по К.Янгу.
— чувство озабоченности нахождением в Интернете; — потребность

постоянно увеличивать время нахождения в сети для получения чувства удовлетворения;


— постоянные безуспешные попытки контролировать, урезать или прекращать использование Интернета;
— чувство беспокойства, депрессии, раздражительности при попытке сократить или прекратить использование Интернета;


Симптомы интернет-зависимости по К.Янгу.— чувство озабоченности нахождением в Интернете; — потребность постоянно увеличивать время нахождения в сети

Слайд 6Симптомы интернет-зависимости по К.Янгу.
— нахождение в сети дольше, чем планировалось;


— риск потери значимых отношений, работы, образования или карьеры из-за

нахождения в сети;
— ложь членам семьи, терапевту или другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в Интернет-активность;
— использование Интернета как способа ухода от своих проблем или освобождения от негативных эмоциональных состояний (например, чувства беспомощности, вины, тревоги, депрессии).

Симптомы интернет-зависимости по К.Янгу.— нахождение в сети дольше, чем планировалось; — риск потери значимых отношений, работы, образования

Слайд 7Симптомы интернет-зависимости по А.Е.Войскунскому
— неспособность и нежелание отвлечься от Интернета

даже на короткое время;
— досада и раздражение при невозможности

использовать Интернет, навязчивые мысли о возобновлении использования;
— тенденция к увеличению времени, проводимому в сети;
— почти навязчивое стремление получать свежую информацию о новинках Интернета;
— готовность тратить на обеспечение работы Интернета все большее количество средств, часто в ущерб другим важным покупкам;
— ложь о количестве времени, проводимом в сети;

Симптомы интернет-зависимости по А.Е.Войскунскому— неспособность и нежелание отвлечься от Интернета даже на короткое время; — досада и

Слайд 8Симптомы интернет-зависимости по А.Е.Войскунскому
— склонность забывать о других важных делах

(работа, учеба, домашние дела, встречи и т.д.);
— злоупотребление тонизирующими

средствами;
— нежелание принимать критику своего образа жизни от других людей;
— готовность мириться с разрушением семьи и потерей работы из-за чрезмерного применения Интернета;
— сокращение или избегание физической активности, оправдывая это необходимостью работы в Интернете;
— пренебрежение личной гигиеной из-за стремления провести в сети как можно больше времени;
— драйв (специфическиий подъем настроения и забывание о доводах в пользу прекращения работы в Интернете)

Симптомы интернет-зависимости по А.Е.Войскунскому— склонность забывать о других важных делах (работа, учеба, домашние дела, встречи и т.д.);

Слайд 9Физиологические признаки интернет-зависимости
синдром каптального канала,
сухость глаз,
мигрени,
боли в

спине,
сбой режима питания,
расстройства сна,
пренебрежение личной гигиеной

Физиологические признаки интернет-зависимостисиндром каптального канала, сухость глаз, мигрени, боли в спине, сбой режима питания, расстройства сна, пренебрежение

Слайд 10Стадии формирования Интернет-зависимости у подростков:
1) неадекватное состояние благодушия и

беспечности при работе в Интернете,гипертрофия игровых желаний; игнорирование реальности и

нарушения социальной адаптации, в том числе учебных обязанностей, пропуск занятий;
2) функциональные нарушения познавательной деятельности, снижение общей работоспособности; в большинстве случаев соматизация зависимости, усталость и раздражительность; сокращение времени на еду и прием пищи перед монитором; конфликты с родителями из-за чрезмерного времени, проводимого за компьютером; снижение настроения из-за прекращения работы в Интернете и навязчивое стремление ввернуться в него; отрицание наличия зависимости; резкое нарастание симптомов дезадаптации.

Стадии формирования Интернет-зависимости у подростков:  1) неадекватное состояние благодушия и беспечности при работе в Интернете,гипертрофия игровых

Слайд 11Стадии формирования Интернет-зависимости у подростков:
3) снижение или исчезновение чувства

удовольствия от пользования Интернетом при сохранении навязчивого стремления к пользованию,

расстройство волевой и эмоциональной сферы, игнорирование состояния своего здоровья, внешнего вида, требований гигиены; высокая конфликтность с социальным окружением, полная социальная дезадаптация.

Стадии формирования Интернет-зависимости у подростков: 3) снижение или исчезновение чувства удовольствия от пользования Интернетом при сохранении навязчивого

Слайд 12Виды зависимости от Интернета (К.Янг)
компьютерная зависимость,
компульсивные навигаторы сети,
перегруженность

информацией,
кибер-коммуникативная зависимость,
кибер-сексуальная зависимость.

Виды зависимости от Интернета (К.Янг)компьютерная зависимость, компульсивные навигаторы сети, перегруженность информацией, кибер-коммуникативная зависимость, кибер-сексуальная зависимость.

Слайд 13Методики диагностики интернет-зависимости
1. Методика Кимберли Янг ( модификацияБэрд К, Вульф

Е. 2001).
2. Методикаинтернет-зависимости Чен (Chen Internet Addiction Scale – CIAS).
3.

Методика методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети Интернет (Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н.).
Методики диагностики интернет-зависимости1. Методика Кимберли Янг ( модификацияБэрд К, Вульф Е. 2001).2. Методикаинтернет-зависимости Чен (Chen Internet Addiction

Слайд 14Методика интернет-зависимости Чен (Chen Internet Addiction Scale – CIAS).
Шкала компульсивных

симптомов
Шкала симптомов отмены
Шкала толерантности
Шкала внутриличностных проблем и проблем связанных со

здоровьем
Шкала управления временем
2 типа надшкальных критериев –
А) Интегральные (ключевые) симптомы непосредственно самой Интернет-зависимости включающий в себя первые 3 шкалы
Б) Критерий негативных последствий использования интернета (последние 2 шкалы).
Сумма всех шкал является интегральным показателем ИЗ.
Методика интернет-зависимости Чен (Chen Internet Addiction Scale – CIAS).Шкала компульсивных симптомовШкала симптомов отменыШкала толерантностиШкала внутриличностных проблем и

Слайд 15Модель когнитивных способов переработки социальной информации (Crick, Dodge, 1994), (Lemerise,

Arsenio, 2000).
Составляющих переработки социальной информации, связанных между собой:
восприятие

информации (включая декодирование),
интерпретация информации,
прояснение целей, построение возможных ответных действий,
решение о действии,
реализация действия.
Модель когнитивных способов переработки социальной информации (Crick, Dodge, 1994), (Lemerise, Arsenio, 2000). Составляющих переработки социальной информации, связанных

Слайд 16На первом этапе происходит декодирование сигналов и знаков - внешних

и внутренних. Декодирование основывается на предшествующем опыте, определенной "базе данных",

которая включает содержимое памяти, усвоенных правил поведения и социальных схем, а также различных социальных знаний. "База данных" и процесс декодирования непрерывно связаны: декодирование происходит на основе предшествующего опыта, а также создает новый опыт самим фактом переработки новой информации.
На первом этапе происходит декодирование сигналов и знаков - внешних и внутренних. Декодирование основывается на предшествующем опыте,

Слайд 17Второй этап - интерпретационный. Интерпретация социальной информации строится на основе

каузальных атрибуций, установок, приписывания целей и мотивов, оценки успешного опыта

прежних взаимодействий, самооценки. Интерпретация социальных знаков нередко происходит практически одновременно с их декодированием, при этом сама интерпретация основывается так же, как и декодирование, на предшествующем опыте, и может потребовать дополнительного декодирования внешних и/или внутренних сигналов.

Второй этап - интерпретационный. Интерпретация социальной информации строится на основе каузальных атрибуций, установок, приписывания целей и мотивов,

Слайд 18На третьем этапе происходит прояснение целей и принятие субъектом решения

о том, какую цель (внешнюю или внутреннюю) он преследует в

социальном контакте. Цели, с одной стороны, определяются уже имеющимся опытом, с другой, конструируются на основе наличной ситуации с учетом декодирования и интерпретации непрерывно поступающей информации в конкретной ситуации. Определение цели, по сути, является ключевым мотивационным источником для дальнейших действий. При прояснении целей важны регуляционные механизмы, позволяющие наиболее эффективно конструировать цели на основе прошлого опыта и наличной ситуации.

На третьем этапе происходит прояснение целей и принятие субъектом решения о том, какую цель (внешнюю или внутреннюю)

Слайд 19Четвертый этап связан с продумыванием ответных реакций. Возможные ответные реакции

строятся на основании определения цели и "базы данных", аккумулирующей прошлый

социальный опыт. При отсутствии готовых моделей поведения в той или иной ситуации, или при невозможности применить ранее используемые схемы взаимодействия с социальным окружением на этом этапе конструируется новый паттерн поведения на основе декодирования и интерпретации актуальной социальной ситуации. Большим преимуществом в переработки социальной информации на четвертом этапе является возможность создания широкого спектра возможных ответных реакций.

Четвертый этап связан с продумыванием ответных реакций. Возможные ответные реакции строятся на основании определения цели и

Слайд 20Пятый этап предполагает выбор предпочитаемого ответного поведения. На этом этапе

осуществляется оценка реакций, выработанных на предыдущем этапе, анализ ожидаемых последствий,

оценка самоэффективности в данной ситуации и собственно выбор действий. Выбор предпочитаемого действия неразрывно связан с предшествующим опытом, однако требует мысленного возврата к тем вариантам ответных реакций, которые продуцировались на предшествующем этапе. Каждый вариант действий оценивается с точки зрения его эффективности для личности и социальной ситуации в целом, как с точки зрения возможности реализации, так и в аспекте краткосрочных и долгосрочных последствий. После оценки всех вариантов ответного действия выбирается наиболее оптимальный способ поведения с точки зрения индивидуальных и социальных последствий, ценностей, ожидаемого результата.

Пятый этап предполагает выбор предпочитаемого ответного поведения. На этом этапе осуществляется оценка реакций, выработанных на предыдущем этапе,

Слайд 21Игровая зависимость. Негативное воздействие на развитие подростков
— в упрощении

и примитивизации мышления в решении жизненных задач;
— низкой коммуникативной

компетентности, самоизоляции, одиночестве;
— усилении тенденций эгоцентризма и формировании эгоизма как ли ностной черты;
— низком уровне морального развития, недостаточной доброжелательности и доверия к миру;
— нарушениях эмоционально-волевой сферы
— низкой эмпатии, дисфории, безнадежности, склонности к депрессивным состояниям, безволии;
— десоциализации и агрессивности, склонности к агрессивному поведению.

Игровая зависимость. Негативное воздействие на развитие подростков — в упрощении и примитивизации мышления в решении жизненных задач;

Слайд 22Синдромы геймерства
синдром выигрыша (эйфория, чувство превосходства, усиление влечения к игре),


синдром проигрыша (подавленность, дисфория, самоосуждение, раздражительность, усиление стремления к игре

в сочетании с неспособностью отказа от игры),
синдром игрового азарта (неконтролируемый азарт, влечение к игре)

Синдромы геймерствасиндром выигрыша (эйфория, чувство превосходства, усиление влечения к игре), синдром проигрыша (подавленность, дисфория, самоосуждение, раздражительность, усиление

Слайд 23Профилактика интернет зависимости
— строгое ограничение времени, отводимого этим занятиям;

профилактика условий, способствующих уходу детей в виртуальный мир и игровую

зависимость: неправильный стиль воспитания, нарушение взаимоотношений с близкими и сверстниками, низкая самооценка, неразвитая сфера интересов, высокий уровень тревожности и многие другие компоненты психологического неблагополучия детей и подростков;
— жесткий и неукоснительный контроль над содержанием игр, направ- ленный на исключение сюжетов с насилием, жестокостью, сексуальной рас- пущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой


Профилактика интернет зависимости— строгое ограничение времени, отводимого этим занятиям; — профилактика условий, способствующих уходу детей в виртуальный

Слайд 24Деятельность в интернете
Время в интернете
Активность вне интернета

Деятельность в интернетеВремя в интернетеАктивность вне интернета

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика