Слайд 1МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА 6: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Слайд 3
Цели занятия
Ознакомить обучающихся с основами психофизиологического анализа профессиональной деятельности и
уровнями трудовой деятельности.
Рассмотреть основные методы изучения профессии.
Слайд 4
Учебные вопросы
Основы психофизиологического анализа профессиональной деятельности
Человек как субъект трудовой деятельности
Слайд 5ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2011.
Григорьева Н.Н.
Психофизиология профессиональной деятельности. Учебный курс (учебно-методический комплекс). МИЭМП, 2009.
Губарева Л.И.
Психофизиология: Учебное пособие для студентов вузов.-М: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2007.-С.188.
Данилова Н.Н. Психофизиология.-М.: Аспект-Пресс,2007.-С.464.
Психофизиология: Учебник для вузов/Серия «Учебник Нового Века». 3-е изд. Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2007.
Слайд 6 Учебно-материальное обеспечение
- мультимедийный проектор, компьютерная техника;
- слайды
Слайд 7ВВЕДЕНИЕ
Психофизиологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности
методов и частных методических приемов. Познание психофизиологических явлений, закономерностей трудовой
деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по её совершенствованию, обеспечение эффективности и безопасности труда предусматривает получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности. Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психофизиологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов, которые будут рассмотрены в данной лекции.
Слайд 8УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1
ОСНОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 9 Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает
рассмотрение ее как сложного, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося
явления, и поэтому исследование деятельности не ограничивается анализом только психологических составляющих, рассматривается физиологическое обеспечение деятельности и анализ физиологических процессов, ее реализующих.
Слайд 10 Методы изучения профессии
анализ рабочих документов (руководства,
инструкции) – для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности;
наблюдение за
рабочим процессом – для сбора визуальной информации о содержании деятельности; Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном контроле и анализе всех действий и операций, совершаемых специалистом. Наблюдение за работником и его деятельностью часто сопровождается хронометражем – замером времени выполнения каждой операции. Метод наблюдения применим в исследовании рабочих специальностей, не требующих сложного принятия решения и творчества.
Слайд 11
опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки);
самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом
труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением
трудовых задач;
трудовой метод – информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс;
биографический метод – анализ жизненного и профессионального пути;
физиолого-гигиенические методы – изучение условий деятельности;
8) эксперимент (естественный и лабораторный) – изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы).
Слайд 12 Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает анализ психологических
составляющих, а также физиологическое обеспечение деятельности и процессов, ее реализующих.
Именно поэтому психофизиологический анализ деятельности, изучение ее структуры, а также физиологических компонентов и их взаимоотношений с психологическими составляющими является основным направлением в совершенствовании трудовой деятельности человека.
Слайд 13УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2
ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 14Уровни анализа трудовой деятельности:
Нормативно-параметрический уровень: характеристики объекта труда (социально-технические и
социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики
субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда…).
Морфологический уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, объединенные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую.
Слайд 15Функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и
объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в
целом).
Также, рассматривая трудовую деятельность как систему, В.Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа:
Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость. Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются «операторы»); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).
Слайд 16
Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности
при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический
аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).
Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный «вес» отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.
Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или не достижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.
Слайд 17Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях:
-
на уровне деяния как единицы деятельности, которую себе задает сам
человек;
- на уровне действий как процессов, направленных на достижение целей;
- на уровне операций как способов осуществления действий;
- осознаваемые элементы действий – макроэлементы – поддаются сознательному контролю (могут быть самостоятельно поставленные цели, когда работник контролирует направление своего внимания, сознания осмысленно, осознанно);
- микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю.