Слайд 1Основные категории дидактики и их характеристика
Презентацию выполнила студентка группы ЗМ-44.04.01-11
Красильникова
А.Е.
Слайд 2Это теория образования и обучения, отрасль педагогики.
Это наука о преподавании
и учении, система корректно обоснованных утверждений и гипотез, касающихся явлений,
зависимостей и закономерностей преподавания-учения, способов их преобразования.
Дидактика
(от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению)
Слайд 3Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке
(1571 —1635) для обозначения искусства обучения.
Неизменными со времен
Ратке остаются
и основные
задачи дидактики —
разработка проблем чему
учить и как учить;
современная наука
интенсивно исследует
также проблемы: когда,
где, кого и зачем учить.
Слайд 4философские
частнонаучные, т. е. специфические для данной науки.
Кроме
того, появилась необходимость выделения особой группы понятий‒ общенаучных.
Дидактика активно
пользуется и понятиями, заимствованными в смежных науках (психологии, кибернетике и др.).
Все научные понятия делятся на две основные группы:
Слайд 5 (связь, общее, единичное, противоречие, причина, следствие, возможность, действительность, качество,
количество, бытие, сознание, практика и др.), отражающие наиболее общие черты
и связи, стороны и свойства действительности. Они помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой дидактики и той части действительности, которую она изучает.
Философские категории
Слайд 61. (
2.
Частнонаучные категории
Слайд 7Общенаучные понятия:
система, структура, функция, элемент, оптимальность, состояние, организация, формализация, модель,
гипотеза, уровень и др.
Понятия, заимствованные в смежных науках:
психологии (восприятие, усвоение, умственное
развитие, запоминание, умения, навыки), кибернетике (обратная связь, динамическая система) и др.
Слайд 8 Преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а
также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
Основные
категории дидактики
Слайд 9Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач
обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения
знаний.
Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.
Слайд 10Обучение — совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их взаимодействие,
направленное на достижение поставленной цели.
Образование — система приобретенных в процессе
обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Слайд 11Знания — отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей,
в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.
Умения — овладение способами
(приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Слайд 12Цель (учебная, образовательная)—то, к чему стремится обучение, будущее, на которое
направлены его усилия.
Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических
умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся
необходимо овладеть
в процессе обучения.
Слайд 13Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему
необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (от лат.
forma — внешний вид, оболочка)—способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Слайд 14Методы обучения – это способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся,
направленной на усвоение содержания образования.
Средства обучения, т. е. все то, что
обеспечивает учебный процесс. К средствам обучения относятся учебники, технические средства, учебное оборудование и т. п.
Слайд 15Результаты (продукты обучения) — то, чего достигает обучение, конечные следствия
учебного процесса, степень реализации намеченной цели.