Разделы презентаций


Компьютерная презентация по педагогике на тему: Детский воспитательный

Содержание

ПланПонятие «коллектив», признаки коллектива, его функции, структура и основные типы.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.Роль детского коллектива в развитии личности.Этапы и уровни развития детского коллектива.Основные условия развития детского коллектива.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Компьютерная презентация по педагогике на тему: «Детский воспитательный коллектив»

Компьютерная презентация по педагогике на тему: «Детский воспитательный коллектив»

Слайд 2План
Понятие «коллектив», признаки коллектива, его функции, структура и основные типы.
Разработка

теории коллектива в трудах отечественных педагогов.
Роль детского коллектива в развитии

личности.
Этапы и уровни развития детского коллектива.
Основные условия развития детского коллектива.
ПланПонятие «коллектив», признаки коллектива, его функции, структура и основные типы.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.Роль детского

Слайд 3Понятие «коллектив», признаки коллектива, его функции, структура и основные типы
Детский

коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие ,

имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Коллектив – это группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью.

Коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.
Понятие «коллектив», признаки коллектива, его функции, структура и основные типыДетский коллектив – это такая группа детей, которую

Слайд 4Детский коллектив – важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности.


Детский воспитательный

коллектив – 1) созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих

общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2) группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Первичный коллектив – это такой коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.
Детский коллектив – важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности.Детский воспитательный коллектив – 1) созданная система коллективистически, высоконравственно

Слайд 5Коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива,

чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив.
Признаки коллектива:
наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;
систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;
соответствующая организация совместной деятельности;
систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;
наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;
атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
развитые критика, самокритика, сознательная дисциплина.
Коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности

Слайд 6Функции коллектива:
Организационная функция – детский коллектив становится субъектом управления

своей общественно-полезной деятельностью.
Воспитательная функция – детский коллектив становится носителем

и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений.
Функция стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Структура коллектива

Староста

Актив – наиболее деятельные и уважаемые школьники

Временные коллективные органы
(советы, штабы)

Собрание воспитанников

Функции коллектива: Организационная функция – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью. Воспитательная функция – детский

Слайд 7Основные типы детских коллективов
По характеру деятельности:
организованные на основе разнообразной деятельности

(классы, отряды);
организованные на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы);
организованные

на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.
2. По возрастному составу:
одновозрастные;
разновозрастные.
Основные типы детских коллективовПо характеру деятельности:организованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды);организованные на основе одного вида деятельности

Слайд 8Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
20-е гг. ХХ века

– центральной задачей было создание сплоченного коллектива школьников.
Луначарский А.В. считал

основной целью воспитания – всестороннее развитие личности, которая сможет жить в гармонии с другими. На основе коллектива могут развиваться особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности.
Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили проблемы, имеющие практическое значение: активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы его организации.
Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов20-е гг. ХХ века – центральной задачей было создание сплоченного коллектива

Слайд 9С.Т. Шацкий был руководителем школы-коммуны, доказал на практике возможность организации

детского коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной

формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности ребенка.

А.С. Макаренко внес весомый вклад в разработку теории и практики коллектива, глубоко обосновал концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему прав и обязанностей, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости , принцип гласности были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
С.Т. Шацкий был руководителем школы-коммуны, доказал на практике возможность организации детского коллектива и подтвердил действенность первичного школьного

Слайд 10В.А.Сухомлинский реализовал удачную попытку построения ЦПП. Основа воспитательной системы творческого

развития личности – идея направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Он сформулировал принципы, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива.

С начала 60-х гг. ХХ века проблемой коллектива заинтересовались общественные науки: философия, социальная психология, социология, юриспруденция, криминалистика.
Педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Кротов), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова).
В.А.Сухомлинский реализовал удачную попытку построения ЦПП. Основа воспитательной системы творческого развития личности – идея направленного развития у

Слайд 11Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества,

отражающую присущие ему отношения, свойственную ему атмосферу, принятую в нем

систему человеческих ценностей. Детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития.
В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как:
массовое, групповое и индивидуальное в коллективе;
проблема коллективного целеполагания;
формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива;
идентификация и обособление в коллективе в их единстве;
единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции;
тенденции развития коллектива как субъекта воспитания.
Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую присущие ему отношения, свойственную ему атмосферу,

Слайд 12Роль детского коллектива в развитии личности

Детский коллектив – основная база

накопления детьми позитивного социального опыта. Ребенок с поступлением в школу

становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает сам. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. Это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.

В коллективе формируются такие личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение.

В коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция.

В условиях коллектива трудовая деятельность стимулирует проявление взаимоответственности, взаимопомощи, воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
Роль детского коллектива в развитии личностиДетский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Ребенок с

Слайд 13Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность стимулирует обмен духовными ценностями, формирование эстетического

отношения к действительности. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию детей,

вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Коллектив открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность стимулирует обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности. Эти виды деятельности способствуют

Слайд 14Этапы и уровни развития детского коллектива
Этапы развития коллектива по А.С.

Макаренко
Первый этап – в качестве средства, сплачивающего коллектив, должно выступать

единоличное требование учителя. Группа еще не является коллективом. Когда в группе появляется мажорный стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение действующего актива, можно говорить о том, что группа становится коллективом.
Второй этап – основным проводником требований к личности должен быть актив. Здесь вступает в силу метод параллельного воздействия, т.к. педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.
Третий этап – появление системы самоуправления коллектива: наличие органов коллектива и наделение их реальными полномочиями. Именно с полномочиями появляются обязанности и необходимость в самоуправлении.
Этапы и уровни развития детского коллективаЭтапы развития коллектива по А.С. МакаренкоПервый этап – в качестве средства, сплачивающего

Слайд 15Этапы развития коллектива по Л.И. Новиковой
Стадия сплочения коллектива;
Стадия превращения коллектива

в инструмент воспитания всех учащихся;
Стадия, когда важнейшей заботой коллектива становится

корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
Этапы развития коллектива по Л.И. НовиковойСтадия сплочения коллектива;Стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся;Стадия, когда важнейшей

Слайд 16Уровни развития детского коллектива
Группа – конгломерат – нижний уровень формирования

коллектива; группа ранее не знакомых детей, оказавшихся на одном пространстве

и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия ситуативны и поверхностны. Если группа получает свое название, то она становится номинальной группой, с заданными целями, видами деятельности, условиями взаимодействия с другими группами.
Группа – ассоциация – это группа, в которой произошло начальное объединение, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием.
Группа – кооперация – это реально и успешно действующая организационная структура с высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества.
Группа – автономия – это группа с высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам. В ней происходит процесс обособления, эталонизации, внутренней слитности и спаянности.
Уровни развития детского коллективаГруппа – конгломерат – нижний уровень формирования коллектива; группа ранее не знакомых детей, оказавшихся

Слайд 175. Группа – корпорация – лжеколлектив; это замкнутая, изолированная от

других группа, противопоставляющая себя другим группам.
6. Группа – коллектив –

группа, которая выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, органичная часть более широкой общности.

5. Группа – корпорация – лжеколлектив; это замкнутая, изолированная от других группа, противопоставляющая себя другим группам.6. Группа

Слайд 18Основные условия развития детского коллектива
В качестве важнейших средств формирования коллектива

выступают разнообразные виды деятельности школьников.
Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением

ряда условий: умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.
Организация перспективных устремлений воспитанников – закон движения коллектива.
Организация самоуправления.
Накопление и укрепление традиций.
Основные условия развития детского коллективаВ качестве важнейших средств формирования коллектива выступают разнообразные виды деятельности школьников.Деятельность воспитанников должна

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика