Слайд 1Концепция “естественного права”
Томаса Гоббса.
Выполнила:
студентка ДЭБ-302
И Наталья
Слайд 2Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes) (5 апреля 1588— 4 декабря 1679) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественног
договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившим распространение в таких
дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. Автор многих сочинений, среди которых наибольший вклад в развитие политической мысли внесли: "Элементы законов, естественных и политических" (1640); "О гражданине" (1642); "О теле" (1655); "О человеке" (1658); "Человеческая природа" (1650); "О политическом теле" (1650); "Левиафан" (1651); "О свободе и необходимости" (1656); "Бегемот, или Долгий парламент" (1668)
Слайд 3Биография
Родился в графстве Глостершир(Королевство Англия), в семье не
отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма
потерявшего работу. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году.
В 1610 году стал наставником лорда Гардвика из аристократической семьи Уильяма Кавендиша (впоследствии графа Девонширского). До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти графа Девонширского был наставником его сына, путешествовал с ним по Италии (где в 1636 году посетил Галилео Галилея) и в 1637 году вернулся в Англию.
На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Галилео Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер.
Слайд 4Цель всего творчества Гоббса - создание философского подхода к изучению
политики, который был бы свободен от постоянно оспариваемых субъективных оценок.
Потому образцом для политической науки мыслитель назвал точные методы геометрии Евклида и механики Галилея, на основе которых должно появиться новое знание о политике, обществе и праве, способное предотвращать гражданские войны и обеспечивать мир.
Подобное намерение, разумеется, в значительной мере утопично, ибо даже ученый не может быть полностью нейтрален по отношению к политической реальности. Это подтвердили жизнь и сочинения самого Гоббса.
Вместе с тем в трудах философа был провозглашен один из главных принципов грядущей эпохи Просвещения - убеждение во всесилии разума и науки. Философию как "науку о телах" Гоббс подразделял на две тесно связанные части: философию природы, мыслящую об естественных телах, и философию государства и общества (Philosophia civilis) как учение об искусственном теле – Государстве (политика) и естественном одушевленном теле – Человеке (этика).
Слайд 5Человек у Гоббса – часть природы и подчиняется он ее
естественным законам.
Ради понимания человека мыслитель рассматривал взаимосвязанные философские, социальные, правовые,
политические и психологические аспекты. Гоббс предложил оригинальную концепцию естественного права.
Если один из властителей дум того времени Гуго Гроций (1583–1645) трактовал естественное право как неизменную истину и нравственное предписание, определяющие правильное с морально-этической точки зрения поведение человека,
то естественное право для Гоббса есть "свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его собственному суждению и разумению, является наиболее подходящим для этого средством".
Слайд 6Аналогична интерпретация естественного закона: это "предписание или найденное разумом общее
правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для
его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни".
Естественные законы Гоббс на основе дедукции выводит из общих принципов:
1) люди преследуют только свои интересы (психологический эгоизм);
2) равенство людей (нет таких аргументов, которые бы поддерживали тезис о неравенстве людей от рождения, ведь и физически слабый человек может убить более сильного);
3) естественные причины конфликтов (ограниченная возможность распоряжаться материальными благами, взаимное недоверие, гордыня);
4) естественное состояние – это состояние войны;
5) стремление к миру (но не миролюбие).
Слайд 7 К естественным законам, а их в "Левиафане"
перечислено 19, Гоббс относил:
правило, согласно которому человек должен искать
мира и поддерживать его, если таковое вероятно, однако это правило не противоречит тому, что в случае невозможности достичь мира человек вправе защищать себя всеми имеющимися средствами, вплоть до лишения другого жизни (данная часть Первого естественного закона есть содержание естественного права);
2) взаимный отказ от прав "в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты", т.е. от прав, присущих человеку в догосударственном, иначе - естественном, состоянии (кроме права на самозащиту как основной побудительной причины вступления в договор), что создает условия для заключения соглашения;
3) обязательность исполнения соглашения, в соответствии с которым устанавливается критерий справедливости (справедливо соблюдать соглашение);
4) закон возвращения полученного блага;
Слайд 85) принцип приспособления к другим (источник общительности);
6) при наличии
гарантий на будущее можно простить раскаявшегося (милосердие);
7) при отмщении
следует руководствоваться правилом выгоды, получаемой после совершения отмщения и т.д.
Первые три закона природы создают общие условия для выхода из естественного состояния (конечно, если они соблюдаются), все остальные законы (Гоббс считал, что на деле этих законов больше 19) характеризуют по преимуществу общие свойства соглашений или поведения в государственном состоянии.
Их совокупность формирует мораль, причем Гоббс подчеркивал, что в рамках философии этические добродетели, обусловленные вышеозначенными законами, имеют значение постольку, поскольку способствуют поддержанию мира.
В основе политической философии Гоббса - пессимистическое представление о природе человека, пребывающего во власти страстей и стремящегося к их максимальному удовлетворению.
Поэтому всякие межличностные отношения содержат мощный конфликтный потенциал: "человек человеку – волк" (homo homini lupus est), который на уровне общества, не ограниченного никакой властью или силой, т.е. в естественном состоянии, реализуется как "война всех против всех" (bellum omnia contra omnes).
Слайд 9Сами по себе естественные законы недостаточны для выхода из такого
состояния: нужна власть, которая служила бы гарантом соблюдения соглашений между
людьми, применяя силу для сохранения или восстановления справедливости. Власть возлагается на одного правителя или ассамблею ("собрание людей").
Власть создается путем общественного договора (точнее, множества договоров) между людьми, которые взаимно отказываются от своих естественных прав (свобод), передавая их правителю, не участвующему в таком договоре подданных (чтобы избежать неурядиц и споров в управлении ими), а значит, продолжающего распоряжаться всей полнотой естественных прав, от которых отказались подвластные при заключении договора.
В силу этого источник легитимности власти - только факт общественного договора, следовательно, такая власть абсолютна (едина, неделима, распространяется на всех, включая даже Церковь), ибо появляется там и тогда, где и когда заключен договор.
Слайд 10Власть предполагает наличие государства как "множества людей, объединенных в одном
лице", создание которого венчает переход от естественного к гражданскому состоянию:
"Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромного множества людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты" ("Левиафан", глава XVII).
Суверен в подобных условиях - "носитель этого лица", который "обладает верховной властью". Государство устанавливается или путем "приобретения" (верховная власть завоевана силой), или "установления" (в результате добровольного соглашения людей из страха друг перед другом).
Гоббс предложил классификацию государств:
монархия (суверен – один человек, причем это наилучший вид, поскольку обеспечивает бoльшую преемственность и компетентность власти, уменьшает опасность гражданской войны, так как монарх не может не прийти к согласию с самим собой и т.д.);
демократия ("народоправство", т.е. власть в руках всех, кто хочет ее представлять);
аристократия ("верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан").
Слайд 11Вне зависимости от способа установления и вида государства оно должно
выполнять функции охраны мира и обеспечения блага народа как высшего
государственного закона.
Гоббс уподобляет государство Левиафану (библейскому чудовищу) и "смертному" (земному) Богу, а также искусственному телу, в котором развита специализация всех частей-"органов" (законы выполняют роль нервов, разума и воли, суверен – душа государства и т.п.) и для которого характерны сходные с человеческими состояния (мир между подданными – здоровье, внутриполитическая нестабильность – болезнь, а гражданская война – смерть).
Раз Левиафан - одновременно и чудовище, и "смертный бог", то его сила имеет "эпистемологический характер", ибо заключена в способности определять значения слов в языке людей и заставлять (в т.ч. силой) всех подданных согласиться с определенным пониманием добра и зла, что означает уменьшение или даже отсутствие какой бы то ни было фракционности, ведущей к гражданской войне.
В целом политический порядок (организация) выступает у Гоббса искусственным образованием, создаваемым людьми путем отказа от "прав на все", и фактором мира, без которого невозможно обеспечить индивидуальную и коллективную безопасность. Основная черта политической организации – суверенитет как власть, имеющая абсолютный и принудительный характер. Можно утверждать, что концепция власти и государства Гоббса явилась одной из первых современных концепций государства, к которой обращаются по сей день.