Слайд 1Тренинг для учителей
«Конфликты и пути их решения».
Составила: Базга
О.М.
Педагог – психолог
г.Радужный, МБОУ СОШ №6
Слайд 2 Один философ сказал: „..тот,
кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции,
берет под свой контроль ритм истории..." (Г. Дарендорф)
Слайд 3Игра – приветствие
Цель: включение в работу.
Слайд 4 Знакомство с целями и правилами тренинга:
Целью тренинга является:
осознание причин,
механизмов и разновидностей конфликтов;
освоение методов поиска решений в конфликте;
использование конфликтной
ситуации для личного роста;
овладение приемами общения в конфликте;
освоение приемов предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении.
Правила работы в группе:
искренность в общении;
принцип активности;
каждый участник говорит за себя, от своего имени;
прислушаться друг к другу, не перебивать друг друга;
общение между всеми участниками и ведущим по: И.О. - вы, И.О - ты, И. - вы, И. - ты.
Слайд 5Упражнение «Руки»
Инструкция: соедините ладони на
уровне груди, а затем надавите правую ладонь на левую.
Слайд 6Упражнение «На мостике».
Задача игроков – пройти как можно быстрее
на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим
в пропасть.
Слайд 7Упражнение «Толкалки»
Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг
напротив друга, вытянув вперёд руки , оперитесь ладонями на ладони
партнёра.
Задача: сдвинуть своего противника с места.
Слайд 8Упражнение «Я свой»
Задача ведущего -
доказать, что он свой, и попасть внутрь круга.
Ведущий может использовать разные способы:
Попытаться уговорить двух наиболее доброжелательных к нему игроков;
2. Попробовать силой или хитростью ворваться в круг.
«Пути решения конфликтов»:
Прежде чем реагировать на действие другого лица
необходимо выяснить:
Почему данный человек поступил так, а не иначе.
Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.
Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное
время не контактировали друг с другом.
Не злоупотреблять официальной властью.
Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, лучший вариант это извиниться).
Уметь учитывать интересы друг друга.
Воспринимать критику своих коллег.
Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.
Дисциплинированность в работе.
Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).
Слайд 10
Во время конфликтной ситуации можно
использовать два вида утверждений:
1. «Я-утверждение» - один из наиболее эффективных
средств выражения своих эмоций, это понимание своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Используя «я-утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации.
2. «Ты-утверждение» ведёт к углублению конфликта, при этом предъявляем обвинение и осуждаем других людей.
Слайд 11Упражнение «Другими словами»
Высказывания:
«Он должен заботиться обо мне». («Мне хочется,
чтобы он заботился обо мне»);
«Ты не должна была ходить на
ту вечеринку». («Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку»);
«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);
«Ты должна была предвидеть возможные трудности». («Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности»); «Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);
«Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);
«Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);
«Он меня унизил». («Мне было неприятно»);
«Прекрати меня злить!» («Я начинаю злиться»);
«Ты должна мне дать программу, книгу» («Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу»).
Слайд 12Упражнение «Айм Сори»
Задача игроков:
по определенному сигналу, каждый участник находит себе пару и ладонью,
локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера.
Оба участника пары извиняются любым способом: «сори, извините пожалуйста, простите, сожалею о случившимся» или на любом другом языке в любой другой форме. И т..д. (фразы : «Ах, что вы. Это я вас задела» «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну, что вы, какой пустяк, это вы меня простите» -в данном случае неприемлемы)
Слайд 13Упражнение «Согласие»
Инструкция: Упражнение выполняется в
парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог
в мирное русло, затем пары меняются местами.
1. «Ты совсем с ума сошла!» - «Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди»;
2. «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» - «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать»;
3. «Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!» - «Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника»;
4. «На нашей работе по – настоящему работаю только я!» - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу».
Слайд 14
Упражнение «Стулья и их тяжелая судьба»
Инструкция: Все вы получили
инструкцию, которой должны придерживаться. При этом вы не должны показывать
ее текст кому – то другому.
Все участники получают (распечатанную на бумаге) одну из трёх инструкций:
1.Поставьте все стулья в круг. У вас 10 минут.
2.Поставьте все стулья около двери. У вас на это 10 минут.
3.Поставьте все стулья около окна. У вас на это 10 минут.
Инструкции распределяются между членами группы поровну, каждой из них должна следовать треть группы.
Слайд 15Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
Инструкция:
разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше
позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов. На работу даётся 10 минут.
Слайд 16
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения
противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов
и потребностей одного человека.
Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, целей...
Конфликт - состояние, которое возникает , когда стороны имеют несовместимые стремления
Конфликт - это проявление несогласования интересов, несогласие между сторонами, когда каждая стремится сделать так, чтобы было принято именно ее позицию.
Конфликты бывают:
- межличностные
- между личностью и группой
- внутри группы
- межнациональные
- межгосударственные
Стадии конфликта:
-Рост напряженности в отношениях
- Открытое противоборство
- Решение конфликта
- Завершение открытого противоборства
Межличностные конфликты.
Они могут протекать в форме:
- соперничества - старание к доминированию
- спора - расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем
- дискуссии - обсуждение спорного вопроса
Слайд 18Различают две стороны конфликта: конструктивные и деструктивные.
Конструктивные конфликты:
Конфликт вскрывает «слабое
звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);
Конфликт
даёт возможность увидеть скрытые отношения;
Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;
Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Деконструктивные конфликты:
Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;
Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
Представление о победителях или побежденных как о врагах;
Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Слайд 19Рефлексия:
Что было полезно, интересно для вас?
Может вы что- то узнали
нового о себе или о члене коллектива?
Что бы вы хотели
изменить в тренинге, если будет такая же тема?
Слайд 20Притча «Солнце и ветер».
Однажды
солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее.
Вдруг они
увидели путешественника, что шагает по дороге, и
решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать
плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у
него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и
дул на человека сильным порывом, но человек только лучше
застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру.
- Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно,
солнце начало нежно пригревать путешествующему спину,
руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он
расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем
его снял.
Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.
Слайд 21
Литература:
Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для
подготовки и проведения. "Речь" Санкт - Петербург, 2008;
Агеева И. А.
Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. "Владос" Москва, 2004;
Фопель К. Групповая сплоченность. "Генезис" Москва, 2010;
Монина Г.Б. Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
Источник шаблона презентации:
Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида.
г. Балашов
Сайт:http://pedsovet.su/
Интернет-ресурсы.
http://rylik.ru/clipart/vector/object-vector/34284-empty-notepad-papers-vector.html
http://gis-lab.info/forum/viewtopic.php?style=4&f=1&t=2149