Слайд 1Консалтинг в связях
с общественностью
Слайд 2НЕМНОГО ИСТОРИИ:
В 90-е годы ХХ века консалтинг понимался как работа
специалистов или специализированных организаций по правовому, финансовому, маркетинговому консультированию предприятий,
как набор средств и методов по преодолению кризиса организации.
Слайд 3СЕГОДНЯ:
под консалтингом понимают такой вид интеллектуальных услуг, который связан с
решением сложных проблем предприятия в сфере управления и коммуникационного развития.
Таким образом, с одной стороны, консалтинг – это широкий комплекс консультационных и практических услуг, с другой, – услуги в управлении и организации бизнеса, согласовании интересов различных групп внутри организации.
Слайд 4Исторически первым видом внешних профессиональных консалтинговых услуг были услуги юридические.
В конце ХIХ века, по мере усложнения социально-экономического знания, начинает
формироваться новая область – консультирование по экономике и управлению, т.е. менеджмент-консалтинг.
Консалтинг в сфере связей с общественностью системно развивается начиная с ХХ века. Однако отдельные услуги консультантов политическим лидерам предоставлялись и ранее.
Слайд 5В начале XX в. область деятельности консалтинга возросла. Появились первые
профессиональные консультанты, такие, как Фредерик Тейлор, Артур Д. Литтл, Тоуэрс
Пэррин и Гаррингтон Эмерсон. Последние два основали свои консалтинговые фирмы. В 1914 г. в Чикаго Эдвин Буз организовал службу деловых исследований «Буз-Аллен энд Хамилтон». Появились консультационные фирмы по управлению человеческими ресурсами, сбытом и маркетингом, а также финансовыми ресурсами. В 1925 г. Джеймс О. МакКинси и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию, давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консалтинговым фирмам — «МакКинси энд компани» и «А.Т. Карни».
Слайд 6В 30-х гг., после мирового экономического кризиса и Великой депрессии
в США, управленческое консультирование (консалтинг) завоевало признание во всех промышленно
развитых странах. Однако его объем и области применения оставались ограниченными. Услугами консультантов пользовались в основном крупные промышленные фирмы. Однако появился спрос на консультирование государственного сектора и военного комплекса, что сыграло немаловажную роль во время Второй мировой войны.
Слайд 7Послевоенный период называют «золотыми годами» консультирования. Именно в то время
спрос на консультационные услуги начал расти особенно интенсивно. Это было
обусловлено послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением научно-технического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов.
Слайд 8Консалтинг получил столь широкое распространение, что в США в 70-х
гг. на каждые 100 управляющих в промышленности приходился один консультант.
В
1999 г. в России, по оценкам Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), существовало около 350-ти консалтинговых фирм. Реальное же количество консультантов-одиночек и внутренних консультантов подсчитать почти невозможно.
Слайд 9Отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать
начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе
связанное с частным бизнесом. Цивилизованный облик рынок консалтинговых услуг приобрел несколько позже.
Российский консалтинг был непрофессиональным. Грамотные специалисты были наперечет, а бизнесмены в большинстве своем уверенно считали себя слишком компетентными в любых вопросах, чтобы обращаться в специализированные консалтинговые агентства и платить деньги за "непонятные" услуги.
Слайд 10Основным источником кадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору
стали научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое
самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.
Слайд 11Основная проблема консалтинговых организаций
в России –
это собственное выживание
и неуверенность в абсолютной компетенции своих специалистов, в силу быстро
меняющихся условий рынка. Другая проблема потребления консалтинговых услуг – это стремление руководителей компаний все проблемы решать самим.
Слайд 12Сферу консалтинговых услуг быстро развили американцы, которые считали, что главная
задача специалиста по консалтингу – это «взгляд со стороны». При
этом специалисту по консалтингу должна быть максимально предоставлена информация о компании, её акциях, той нише на рынке, которую она занимает. Только подробное знание всех дел поможет найти необходимый выход. В нашей стране фирмы стараются скрыть от посторонних людей многие финансовые или правовые моменты, поэтому эффективность консалтинговых услуг не является высокой.
Слайд 13Обычно к помощи консалтинговых компаний прибегают в тех случаях, когда
фирма нуждается в реорганизации своей коммуникационной политики, или в случае,
когда коммуникационная практика абсолютно точно зашла в тупик.
С другой стороны, к консалтинговым услугам ранее часто прибегали западные компании, которые пришли на российский рынок со своими товарами и услугами и хотели лучше представлять своего конечного потребителя.
Слайд 14Существуют следующие виды консультирования: экспертное, процессное и обучающее.
При экспертном
консультировании консультант производит диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их
внедрению.
При процессном консультировании консультанты постоянно взаимодействуют с клиентом, оценивают его идеи, предложения, проводят при его содействии анализ проблем и подготовку решений.
Наконец, при обучающем консультировании консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает основу для их появления, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров и пособий.
Слайд 15В сфере маркетинга отдельно выделяются
следующие виды консультационных услуг:
- реклама
и стимулирование сбыта;
- корпоративный образ и отношения с общественностью;
- дизайн;
-
исследования рынка;
- стратегия маркетинга;
- разработка новой продукции;
- ценообразование;
- розничная продажа и деятельность дилеров;
- обучение сбытовой деятельности.
Слайд 16В сфере информационного PR-обеспечения наиболее актуальны следующие виды консалтинга:
- состояние
внутренней информированности работников о деятельности органов управления;
- состояние обратной связи
в системе: «орган управления – работник»;
- электронная издательская деятельность;
- информационное сопровождение вывода на рынок новых продуктов (услуг).
В последние годы особое место приобрело консультирование по вопросам антикризисного управления предприятиями, в рамках которого особое положение занимает консультирование по управлению рисками.
Слайд 17В последнее время все больше экспертов обращает внимание на некоторую
переориентацию деятельности консалтинговых компаний на средний и мелкий бизнес.
Центрами
российского консалтинга продолжают оставаться Москва и Санкт-Петербург.
Слайд 18
СПЕЦИФИКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ
В РОССИИ
1) До 15 % директоров не
рискуют доверять решение своих проблем консультантам со стороны. Кроме того,
руководители компаний «напуганы» высокими ценами на консалтинговые услуги, опасаются привлечь дилетантов и практически не имеют информации о консультантах и видах предоставляемых ими услуг.
Слайд 19В России работают следующие виды консультационных компаний:
- квазиконсультационные компании –
эти компании, как правило, не имеют постоянного штата консультантов и
являются чисто фиктивным юридическим образованием (расчётный счёт для «сбрасывания денег»).
- мелкие российские консалтинговые фирмы (численность персонала от 3-х до 20-ти человек). Достоинство и одновременно недостаток таких фирм состоит в их малом размере. С одной стороны, их услуги не стоят дорого, поскольку им не сложно содержать себя. С другой, - и возможности их невелики, особенно в плане сбора информации.
- средние и крупные консалтинговые российские фирмы (штат работников от 20-ти человек и выше). Качество услуг высокое при разнообразии этих услуг. Но одновременно и очень высокая цена на эти услуги.
- иностранные консалтинговые фирмы. В их число входят консалтинговые подразделения иностранных крупных фирм; филиалы чисто консалтинговых крупных корпораций.
Слайд 20
Иностранные фирмы, действующие на российском рынке, имеют два основных
преимущества:
1) наличие «торговой марки», устраивающей западных партнёров клиента;
2) получение заказов
от западных корпораций через головную консультационную фирму.
Слайд 21Прогноз развития рынка консалтинговых услуг.
В условиях кризиса в целом происходит
снижение спроса на консультационные услуги. Первыми страдают западные компании. Квазиконсультационные
фирмы кризис практически не затронул. А средние российские компании или переориентировались, или их финансовое будущее сомнительно.
С другой стороны, компании, чтобы сэкономить деньги, прибегают к услугам частных консультантов. Но используют их услуги «по знакомству».