Слайд 2ФИО, годы жизни.
2. Место рождения, социальное происхождение.
3. Образование: учебные заведения,
специальность, владение иностранными языками.
4. Начало литературной деятельности:
первое опубликованное произведение, его
жанр.
5. Этапы литературного пути: литературное направление, премии.
6. Интересные факты биографии, псевдоним.
7. Перечень самых известных произведений с указанием жанров.
Слайд 3 Анализ явления пьесы
1. Условное название явления,
его место в композиции пьесы.
2. Место и время действия, описание
декораций.
3. Герои, занятые в явлении, характеристика их поступков и слов.
4. Краткое содержание происходящих событий.
5.Смысл явления (авторская идея).
6. Художественные и языковые особенности (диалог, монолог, ремарки, речевая характеристика, авторские приемы).
7. Вывод(о мастерстве автора, о героях, о отношении к авторской задумке и др.)
Слайд 4 Анализ эпизода(рассказа)
1. Место эпизода
в композиции художественного произведения: часть, глава, условное название.
2. Место и
время событий, композиция и сюжет (краткое содержание).
3. Герои эпизода, характеристика через поступки.
4. Смысл эпизода (идея автора).
5. Художественные особенности, литературные приемы : диалог, монолог, описание интерьера, пейзажа, художественные детали, авторские отступления, антитеза, кольцевая композиция и др.
6. Языковые особенности: речь автора, героев, изобразительно-выразительные средства(лексика и синтаксис, интонация).
7. Читательские выводы( понимание авторского замысла, мастерство писателя в изображении героев, восприятие текста).
Слайд 5 Анализ стихотворения
1.Смысл названия, история создания,
жанр.
2. Композиция (количество строф, строк в строфе, начало, концовка стиха).
3.
Содержание каждой строфы (пересказ своими словами).
4. Тема и идея автора (где, в каких строчках изложена).
5.Художественные особенности (рифма, стихотворный размер, литературные приемы, средства выразительности – метафоры, эпитеты, сравнения олицетворения, образы, символы, звукопись и т.д.).
6. Языковые особенности (интонация, лексика – книжная, разговорная, диалектная; стиль – высокий, низкий, синтаксис).
7. Вывод (читательское восприятие текста, идеи, мастерство автора).
Слайд 6Сравнительная характеристика героев (сочинение)
1.Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.
Место героев в произведении.
2.Общественное, семейное положение героев, обстановка, в которой
они живут
3.Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном плане;
• в отношении с окружающими людьми.
4.Что отличает двух героев.
5.Для чего автор сопоставляет этих героев, значение героя в раскрытии идеи произведения.
6.Отношение автора к героям.
7.Ваше отношение к данным персонажам.
Шаблон анализа эпизода
В
(такой-то) главе романа ...(название, автор) есть эпизод, который условно можно назвать ... В нем автор рассказывает о ...
События эпизода происходят в ... , вечером(ранним утром утром, днем, ночью...)
Автор подробно ( или несколькими штрихами) описывает место (интерьер, пейзаж), где начинаются события: ... (цитата)
Героями этого отрывка являются.... Писатель обращает внимание читателя на художественные детали, которые помогают нам понять характеры героев: ... Мы судим о героях прежде всего по их поступкам, поведению: ...
Смысл этого эпизода в том, что...
Даже в небольшом отрывке текста автор использует различные художественные приемы:...(диалог, описание пейзажа, прием антитезы и т.д. - привести примеры!)
Речь героев говорит о многом: (о принадлежности к определенной социальной среде , об образовании, о профессии - привести конкретные примеры!)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что...