Непрерывной –образовательной деятельности
По ознакомлению детей с малыми фольклорными формами
«Методы и приемы технического развития у дошкольников»
Воспитатели МДОУ «Детский сад№5»
Александренко Н.С
Прудиус Н.А.
непрерывной -образовательной деятельности
По ознакомлению детей с малыми фольклорными формами
«Методы и приемы и технологий речевого развития у дошкольников
«Методы и приемы развития речи у детей дошкольного возраста»
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
»
Слайд 3
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В
детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в
работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети
выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматриваниии и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методывоспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Слайд 6Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания,
оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность
педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между
Слайд 7явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и
подсказывающими.
Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при
обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Слайд 9
Цель:развитие интереса и любви к жанрам художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей
о малых формах фольклора: русскми народными песенками, загадками, небылицами, потешками.
Развивающие:
Упражнять
в ритмичном и выразительном произношении знакомых потешек: «Петушок», «Пошел котик на торжок», «Вышла кисонька на мост» и т.д.
Развивать артикуляционный аппарат, внимание, память. Стимулировать речевую активность.
Упражнять в использовании здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастик «Ой бычок, мой бычок», дыхательная гимнастика «Петушок»)
Воспитательные:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Интеграция областей: «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация».
Методы организации познавательной деятельности .
-Методы получения новых знаний
-Беседа
-демонстрация
Методы выработки учебных учений и накопление опыта учебной деятельности
-упражнение
Методы эмоционального стимулирования
-создание ситуации успеха
-поощрение
-использование игр и игровых форм организации учебной деятельности
Методы развития познавательного процесса
-формирование готовности к восприятию
-стимулирование занимательным содержанием.
Методы организации взаимодействия воспитанников и накопления социального опыта.
-создание ситуаций совместных переживаний.
Предварительная работа:
-чтение и заучивание русских народных сказок («Маша и медведь», «Колобок», «Семеро козлят».)
Слайд 10
-разучивание и пение песен «Заинька по пляши», «Два веселых гуся»,
«Жил был у бабушки серенький козлик».
-Чтение и заучивание потешек «Вышла
кисонька на мост», «Петушок, петушок».
-разучивание русских народных игр:
«Мыши водят хоровод», «Как на нашем на лугу», «Гуси-гуси».
Материал: Русские народные костюмы взрослых и детей, костюм сороки.
Плоскостные изображения потешек: «Вышла кисонька на мост», «Петушок, петушок».
Игрушки –кошка, уточка с утятами, кот, шапочка птиц, петушок,бычок , русская изба, лавочки, ведра, коромысло, самовар, угощение для детей.