Слайд 1«Конструктор
по разработке программ наставничества
в образовательной организации»
Ульянова Елена Софична,
преподаватель
кафедры воспитания и социализации АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития
образования»,
ulianova_es@viro.edu.ru
Слайд 2Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в
том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145);
методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145)
Слайд 34. Структура управления реализацией целевой модели наставничества в деятельности образовательных
организаций
4.7. Функции образовательных организаций, осуществляющих внедрение целевой модели наставничества:
разработка и
реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
реализация программ наставничества;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
назначение куратора внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации;
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
внесение в формы федерального статистического наблюдения данных о количестве участников программ наставничества и предоставление этих форм в Министерство просвещения Российской Федерации;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества (в ведении образовательных организаций);
обеспечение формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
Слайд 4Куратор
4.8. Куратор назначается решением руководителя образовательной организации, планирующей внедрить целевую
модель наставничества. Куратором может стать представитель образовательной организации, представитель организации
- партнера программы, представитель региональной некоммерческой организации, организации любой формы собственности, чья деятельность связана с реализацией программ наставничества, волонтерской деятельностью, образованием и воспитанием обучающихся.
К зоне ответственности куратора относятся следующие задачи:
сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения);
контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества;
контроль проведения программ наставничества;
участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;
решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели;
мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных причастных к программе лиц.
Слайд 5Реализация целевой модели наставничества в образовательной организации. Этапы программы
4.1.
Реализация программы наставничества в образовательных организациях включает семь основных этапов.
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
Слайд 64.10. Комплект примерных нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели
наставничества в субъектах Российской Федерации.
4.10.2. Распорядительный акт образовательной организации о
внедрении целевой модели наставничества на уровне организации, включающий:
основания для внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации;
сроки внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации;
назначение ответственных за внедрение и реализацию целевой модели наставничества в образовательной организации с описанием обязанностей;
назначение ответственных за материально-техническое обеспечение программы наставничества в организации;
сроки проведения мониторинга эффективности программ наставничества;
планируемые результаты внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации (Приложение);
утверждение положения о программе наставничества в образовательной организации;
утверждение дорожной карты внедрения целевой модели наставничества.
Слайд 74.10.3. Положение о программе наставничества в образовательной организации является организационной
основой для внедрения целевой модели наставничества, определяет формы программы наставничества,
зоны ответственности, права и обязанности участников, а также функции субъектов программы наставничества.
Типовое положение о программе наставничества может включать в себя:
описание форм программ наставничества;
права, обязанности и задачи наставников, наставляемых, кураторов и законных представителей наставляемых в случае, если участник программы несовершеннолетний;
требования, выдвигаемые к наставникам, изъявляющим желание принять участие в программе;
процедуры отбора и обучения наставников;
процесс формирования пар и групп из наставника и наставляемого (наставляемых);
процесс закрепления наставнических пар;
формы и сроки отчетности наставника и куратора о процессе реализации программы наставничества;
формы и условия поощрения наставника;
критерии эффективности работы наставника;
условия публикации результатов программы наставничества на сайте образовательной организации и организаций-партнеров;
форма соглашения между наставником и наставляемым, а также законными представителями наставляемого в случае, если участник программы несовершеннолетний;
формы согласий на обработку персональных данных от участников наставнической программы или их законных представителей в случае, если участники несовершеннолетние.
Слайд 84.10.4. Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества включает в себя
следующую информацию:
сроки реализации этапов программ наставничества;
мероприятия по информированию педагогического и
родительского сообществ о проводимых мероприятиях по реализации программ наставничества;
мероприятия по привлечению наставников к реализации программ наставничества.
Слайд 9Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной
ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
«ученик – ученик»
«учитель – учитель»
«студент – ученик»
«работодатель – ученик»
«работодатель – студент»
Слайд 104.10.3. Положение о программе наставничества в образовательной организации является организационной
основой для внедрения целевой модели наставничества, определяет формы программы наставничества,
зоны ответственности, права и обязанности участников, а также функции субъектов программы наставничества.
Типовое положение о программе наставничества может включать в себя:
описание форм программ наставничества;
права, обязанности и задачи наставников, наставляемых, кураторов и законных представителей наставляемых в случае, если участник программы несовершеннолетний;
требования, выдвигаемые к наставникам, изъявляющим желание принять участие в программе;
процедуры отбора и обучения наставников;
процесс формирования пар и групп из наставника и наставляемого (наставляемых);
процесс закрепления наставнических пар;
формы и сроки отчетности наставника и куратора о процессе реализации программы наставничества;
формы и условия поощрения наставника;
критерии эффективности работы наставника;
условия публикации результатов программы наставничества на сайте образовательной организации и организаций-партнеров;
форма соглашения между наставником и наставляемым, а также законными представителями наставляемого в случае, если участник программы несовершеннолетний;
формы согласий на обработку персональных данных от участников наставнической программы или их законных представителей в случае, если участники несовершеннолетние.
Слайд 11Положение о программе наставничества может включать в себя следующие структурные
элементы:
Титульный лист
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Права и обязанности
участников программы наставничества
Раздел 3. Результаты реализации программы наставничества
Раздел 4. Перечень документов, регламентирующих реализацию программы наставничества
Раздел 1. Общие положения содержит основные характеристики программы наставничества в образовательной организации.
В этом разделе должны быть раскрыты:
цели и задачи, которые образовательная организация собирается решать с помощью программы наставничества;
форма (ы) наставничества; здесь указываются причины выбора той или иной формы наставничества в соответствии с целями, задачами, направленными на устранение разных образовательных «дефицитов».
Слайд 12Раздел 2. Права и обязанности участников программы наставничества
В данном
разделе закрепляются
зоны ответственности (общие и персональные) наставников и наставляемых;
права
наставников, наставляемых и законных представителей наставляемых в случае, если участник программы несовершеннолетний;
особенности выбора и назначения наставников;
требования, выдвигаемые к наставникам, изъявляющим желание принять участие в программе;
процедуры отбора и обучения наставников;
процесс формирования пар и групп из наставника и наставляемого (наставляемых); процесс закрепления наставнических пар.
Слайд 13Раздел 3. Результаты реализации программы наставничества
формы и сроки отчетности
наставника и куратора о процессе реализации программы наставничества;
формы и условия
поощрения наставника;
критерии эффективности работы наставника;
условия публикации результатов программы наставничества на сайте образовательной организации и организаций-партнеров.
Слайд 14Раздел 4. Перечень документов, регламентирующих реализацию программы наставничества
К документам,
регламентирующим реализацию программы наставничества, могут быть отнесены:
настоящее Положение;
приказ руководителя образовательной
организации и/или представителя организации бизнес-партнера, предприятия реального сектора экономики или социальной сферы о назначении наставников;
план работы наставника;
журнал наставника;
отчеты о деятельности наставника и наставляемого;
анкеты и анализ результатов анкетирования наставника и наставляемого;
протоколы заседаний педагогического и методического советов, на которых рассматривались вопросы наставничества.
соглашения между наставником и наставляемым, а также законными представителями наставляемого в случае, если участник программы несовершеннолетний;
согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы или их законных представителей в случае, если участники несовершеннолетние.
Слайд 16Примерное положение о программе наставничества
(форма «ученик» - «ученик»)
Общие положения
1.3. Целью программы
наставничества является разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными
потребностями.
1.4. Основными задачами реализации программы наставничества являются:
помощь обучающимся в реализации лидерского потенциала;
улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций;
создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации;
формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
1.5. В соответствии с поставленными целями и задачами в образовательной организации закрепляется наставничество в форме «ученик-ученик».
Слайд 18Контакты для консультаций:
lab-vospit@viro.edu.ru – кафедра воспитания и социализации АОУ ВО
ДПО «ВИРО»;
Ульянова Елена Софична,
ulianova_es@viro.edu.ru
тел. 8 (8172) 75-82-92