Разделы презентаций


Консультирование по проблемам морального и эмоционального развития Занятие

Содержание

Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)Анкета: Чем ты любил заниматься в свободное время, когда жил дома?Что бы ты купил, если бы имел много денег?Какое приятное событие в твоей жизни тебе особенно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Консультирование по проблемам морального и эмоционального развития
Занятие 2
Лубовский Дмитрий Владимирович,
Канд.

психол. наук, профессор кафедры
«Педагогическая психология»

Консультирование по проблемам морального и эмоционального развитияЗанятие 2Лубовский Дмитрий Владимирович,Канд. психол. наук, профессор кафедры «Педагогическая психология»

Слайд 2Исследования мотивации
малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)
Анкета:
Чем ты любил заниматься

в свободное время, когда жил дома?
Что бы ты купил, если

бы имел много денег?
Какое приятное событие в твоей жизни тебе особенно запомнилось?
Сочинение: «"...«Что бы я сделал, если бы стал волшебником...»;

Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)Анкета: Чем ты любил заниматься в свободное время, когда жил дома?Что бы

Слайд 3Исследования мотивации
малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)
"...рассказ, в котором подросток должен

был решить, что он купил бы больному другу, руководствуясь своим

вкусом. Вот этот рассказ: «У Сережи есть друг Слава. Он заболел и лежал дома. Сереже дали 3 рубля, он должен был купить что-нибудь для Славы и отнести ему. Сережа не знал, что любит Слава, и решил купить то, что любит он сам. Как ты думаешь, что купил Сережа? Что купил бы ты на его месте, руководствуясь своим вкусом?»...»
Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)

Слайд 4Рассказы, в которых говорилось о правонарушениях. Были использованы четыре рассказа,

в каждом из которых персонаж — сверстник испытуемых — совершает

различные аморальные поступки и преступления, начиная от элементарной нечестности — не сознался в небольшом проступке — и кончая крупной кражей;
Два рассказа из четырех незаконченные — конфликтные. Испытуемому читали рассказ, который обрывается в тот момент, когда герой рассказа стоит перед выбором — поступить согласно правилам морали, но при этом лишиться какого-то удовольствия, или же получить его, но ценой безнравственного поступка;
Подростку предлагалось закончить рассказ и мотивировать предложенный им конец. Для того чтобы закончить рассказ, он сам должен сделать соответствующий выбор.

Исследования мотивации
малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)

Рассказы, в которых говорилось о правонарушениях. Были использованы четыре рассказа, в каждом из которых персонаж — сверстник

Слайд 5Рассказ о папиросах. «Толя часто курил. Однажды у него целый

день не было папирос. Вечером к соседям пришел гость. Он

повесил пальто в прихожей на вешалку. В кармане видна была пачка сигарет. Ответь, как поступил Толя? Как поступил бы ты на месте Толи. Объясни, почему ты поступил бы так, а не иначе.
Рассказ о стекле. «Боря разбил в классе стекло. Никто этого не видел. Учительница, подозревая Борю, спросила: «Это не ты разбил стекло?» Что ответил Боря? Что ответил бы ты на месте Бори? Объясни, почему ты ответил бы так...."

Исследования мотивации
малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)

Рассказ о папиросах. «Толя часто курил. Однажды у него целый день не было папирос. Вечером к соседям

Слайд 6Исследования мотивации
малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)
Рассказ о пляже. «Сереже нужны

были деньги. Он пошел на пляж, подсмотрел человека, у которого

был кошелек, и, когда тот ушел купаться, взял кошелек и убежал. На деньги он купил все, что хотел. Что ты думаешь о поступке Сережи? Стоило ли ему идти на это дело? Почему ты так считаешь?»
Рассказ о ларьке. «Миша задумал взять из ларька дневную выручку, а также вино и продукты. Ночью он взломал замок, взял, что хотел, и спрятал дома на чердаке. Утром его забрали. На след милицию навела собака. Что ты думаешь о поступке Миши? Стоило ли ему идти на это дело? Почему ты так считаешь?...»
Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)Рассказ о пляже. «Сереже нужны были деньги. Он пошел на пляж, подсмотрел

Слайд 7Исследования мотивации
малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)
Беседа:
1. Подчеркни, какие из перечисленных

поступков ты оправдываешь, и объясни почему: 1) Сказать неправду. 2)

Поступить нечестно. 3) Оскорбить человека. 4) Употреблять спиртное. 5) Курить. 6) Сказать неправду, если никто не узнает. 7) Совершить удачную кражу без свидетелей. 8) Совершить неудачную кражу.
2. Можно ли сказать неправду, если это поможет тебе избежать больших неприятностей? 3. Стоит ли красть, если ты уверен, что никто не узнает и ты не попадешься?...»
Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)Беседа:1. Подчеркни, какие из перечисленных поступков ты оправдываешь, и объясни почему: 1)

Слайд 8Исследования мотивации
малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)
Исследование отношения к лжи:
Трижды были

включены в беседу вопросы с меняющимися формулировками:
"...а) Сказать неправду..
б)

Сказать неправду, если никто не узнает.
в) Сказать неправду, если это поможет тебе избежать больших неприятностей.
а) Поступить нечестно
б) Совершить удачную кражу
в) Украсть, если ты уверен, что никто не узнает и ты не попадешься....»
Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)Исследование отношения к лжи:Трижды были включены в беседу вопросы с меняющимися формулировками:

Слайд 9Выявление чувства стыда
"...«Боря стащил в школьном буфете плитку шоколада. Дома

он хотел ее съесть, но в это время пришли родители,

они все узнали. Мать сказала: «Снеси шоколад обратно в буфет». Отец возразил: «Нет, раз он взял, то может его съесть, но завтра в школе мы расскажем об этом». Как бы ты поступил на месте Бори — отнес шоколад или съел его? Объясни, почему ты бы поступил так, а не иначе»....»
Выявление чувства стыда

Слайд 10Выявление чувства раскаяния
данные, полученные от одного из испытуемых:
"...В беседе по

рассказу о разбитом стекле он говорит: «Я бы не сознался.

Я никогда ни в чем не сознавался добровольно». По рассказу о шоколаде: «Съел бы. Я не обратил бы внимания, как в классе отнесутся к этому». По рассказу о папиросах: «Не взял, не стоит размениваться на мелочи». По рассказу о ларьке: «Стоило взять. Деньги никому не мешают». По рассказу о пляже: «Правильно. Если деньги нужны, то не нужно упускать такого случая». На вопрос о том, раскаивается ли он в своих поступках, ответил: «Не раскаиваюсь ни в одном преступлении».
Но в сочинении о волшебнике этот подросток пишет: «Для себя лично я сделал бы одно: родиться и начать жизнь заново, но уже жить не как преступник, а как человек». Это своеобразно выраженное желание нравственного возрождения....»
Выявление чувства раскаянияданные, полученные от одного из испытуемых:

Слайд 11Данные Л. Колберга
Семилетние дети:
более 90% находятся на предконвенциальном ;
Около

10% - на конвенциальном,
десятилетние американские подростки:
60%, находящихся на

преконвенциональном уровне,
около 40% - на конвенциальном.
В 13 лет:
25% подростков на преконвенциональном уровне;
55% подростков, вышедших на конвенциальный уровень
20% подростков, достигших постконвенциального уровня –
16-летние подростки
55% - на конвенциальном уровне,
20% -на преконвенциональном ,
25%- на постконвенциальном.
Данные Л. КолбергаСемилетние дети: более 90% находятся на предконвенциальном ;Около 10% - на конвенциальном, десятилетние американские подростки:

Слайд 12АГРЕССИВНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
за период с 1989 по 1996 г.г.

рост числа подростков с повышенной агрессивностью:
с 35% в 1989 г.

до 61% в 1996 г.
агрессивный тип акцентуации характера обнаруживают 75% 12-14 летних подростков с асоциальным поведением
АГРЕССИВНОСТЬ  В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕза период с 1989 по 1996 г.г. рост числа подростков с повышенной агрессивностью:с

Слайд 13Р.Бэрон и Д.Ричардсон, «Агрессия»
четыре основных детерминанты агрессии:
социальные,
внешние,
Индивидуальные,


биологические.
агрессивное поведение - всегда целостный акт, проявление целостности на

уровне всего человека;
Природа агрессивных форм поведения - не в отдельных психологических образованиях, качествах или свойствах, а в единой структурно организованной и цельной системе человека
Р.Бэрон и Д.Ричардсон, «Агрессия»четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, Индивидуальные, биологические. агрессивное поведение - всегда целостный акт,

Слайд 14Три основных фактора становления агрессивных форм поведения: семья
Р.Бэрон и Д.Ричардсон:

«Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление»;
Характер

семейных взаимоотношений;
Стиль семейного руководства;
Частые наказания, возбуждающие и расстраивающие детей
Три основных фактора становления агрессивных форм поведения: семьяР.Бэрон и Д.Ричардсон: «Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения

Слайд 15Три основных фактора становления агрессивных форм поведения: отношения со сверстниками
дети

в течение пяти лет регулярно посещавшие детский сад, оценивались учителями

как более агрессивные, чем посещавшие детский сад менее регулярно;
Агрессивное поведение связано с положением ребенка в кругу своих сверстников;
Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.
Три основных фактора становления агрессивных форм поведения: отношения со сверстникамидети в течение пяти лет регулярно посещавшие детский

Слайд 16Три основных фактора становления агрессивных форм поведения: СМИ

Три основных фактора становления агрессивных форм поведения: СМИ

Слайд 17Формирование нравственных представлений в подростковом возрасте
Нравственное воспитание неотделимо от духовного

развития;
Нравственность и осознание своего общественного долга;
Соотношение нравственного развития и уровня

овладения своим поведением;
Нравственное поведение и нравственные умения –обычный отрыв нравственных представлений от умения применить их в жизни;
Значение точного, нюансированного выбора нравственного поведения
Формирование нравственных представлений в подростковом возрастеНравственное воспитание неотделимо от духовного развития;Нравственность и осознание своего общественного долга;Соотношение нравственного

Слайд 18Методы работы по формированию нравственных представлений и нравственного поведения
Обсуждение ситуационных

задач с нравственным содержанием:
Описание поступка;
Анализ мотивов и причин поступка;
Анализ особенностей

личности участников ситуации;
Моральная оценка поступка;
Альтернативные варианты поведения;
Использование законченных и незаконченных ситуаций;
Аналитико-оценочные, прогностические и ситуации морального выбора
Методы работы по формированию нравственных представлений и нравственного поведенияОбсуждение ситуационных задач с нравственным содержанием:Описание поступка;Анализ мотивов и

Слайд 19Социоморальной рефлексии диагностика — короткая форма (СРД-КФ; (SRM-SF) Sociomoral Reflection

Measure — Short Form)
1. Подумайте о том, как Вы давали

обещание своему другу. Насколько для людей важно, если они могут держать слово перед друзьями?
2. Что Вы думаете по поводу выполнения обещаний перед любым человеком? Насколько для людей важно, если они могут выполнять обещания даже перед кем-то малознакомым (почти незнакомым)?
3. Насколько для человека важно прощать того, кто причинил ему какой-либо вред?
4. Если говорить в целом, насколько для людей важно говорить правду?
5. Подумайте о том, как Вы помогали Вашей матери или отцу. Насколько для детей важно помогать своим родителям?

Социоморальной рефлексии диагностика — короткая форма (СРД-КФ; (SRM-SF) Sociomoral Reflection Measure — Short Form)1. Подумайте о том,

Слайд 20Социоморальной рефлексии диагностика — короткая форма (СРД-КФ; (SRM-SF) Sociomoral Reflection

Measure — Short Form)
6. Допустим, Ваш друг нуждается в помощи

и может даже умереть, и Вы — единственный, кто может его спасти. Насколько для человека важно (без риска для собственной жизни) спасти жизнь друга?
7. Что Вы думаете о спасении жизни любого человека? Насколько важно для человека (без потери собственной жизни) спасти жизнь незнакомца?
8. Насколько для человека важно жить, даже если он этого не хочет?
9. Насколько для людей важно не брать вещи, принадлежащие другим людям?
10. Насколько для людей важно подчиняться закону?

Социоморальной рефлексии диагностика — короткая форма (СРД-КФ; (SRM-SF) Sociomoral Reflection Measure — Short Form)6. Допустим, Ваш друг

Слайд 21Обоснования ценности выполнения обещаний
«Ты всегда должен сдерживать обещания и никогда

не болтать. Если ты дал обещание другу, будет некрасиво нарушить

его, поскольку тогда он не будет играть с тобой, не будет больше твоим другом. Или он заплачет или ударит тебя. Да и твои родители накажут тебя за ложь и нарушение обещаний».
«Ваш друг, вероятно, что-то делал для Вас и может отплатить добром, если Вы поможете ему, сдержав слово. Помимо всего, Вы можете любить своего друга и, может быть, это Ваш единственный друг. Ложь рано или поздно раскроется, и тогда Вы окажетесь в плохом положении, поскольку с Вами могут расквитаться. Но если это обещание кому-то малознакомому, зачем беспокоиться? Скорее всего, они никогда не узнают, сдержали ли Вы слово».

Обоснования ценности выполнения обещаний «Ты всегда должен сдерживать обещания и никогда не болтать. Если ты дал обещание

Слайд 22Обоснования ценности выполнения обещаний
«Ваш друг верит в Вас, и Вы

не должны предавать это доверие или травмировать чувства. В конце

концов Вы сами предполагаете, что они сдержат свои обещания Вам, и дружба на основе общих чувств много значит. Даже если это не друг, честность — лучшая политика и просто общий этикет. Эгоистично нарушать обещания, и однажды произведя плохое впечатление, Вы много потеряете в глазах людей. Даже с малознакомым человеком Вы можете наладить хорошие отношения и показать, что Вам можно доверять».
«Общество основано на доверии и держать слово необходимо ради социального порядка. Честность — это стандарт, который может принять каждый, и Вы не захотите жить в обществе, где некому доверять. В конце концов обещание ценно само по себе, и отношения без доверия не имеют смысла. Сдержать обещание — это обязательство и дело чести, а нарушение его, даже перед малознакомым, отразится на Вашей целостности. Люди должны быть последовательны и держать слово, что бы они по этому поводу ни испытывали; так заслуживается уважение других людей, не говоря о самоуважении».
Обоснования ценности выполнения обещаний«Ваш друг верит в Вас, и Вы не должны предавать это доверие или травмировать

Слайд 23Дж. Джиббс с соавторами
Два уровня развития —
незрелый (стадии

1 и 2 по Колбергу)
зрелый (стадии 3 и 4);


деление осуществляется по уровню социоморальных обоснований
Дж. Джиббс с соавторами Два уровня развития — незрелый (стадии 1 и 2 по Колбергу) зрелый (стадии

Слайд 24Стадии социоморального развития
Стадии 1 и 2 относительно конкретны или поверхностны,

путают мораль с физической силой (стадия 1) или прагматическими вопросами

(стадия 2).
На стадии 1 - мораль одностороннего авторитета, особенно авторитета физически сильных людей. Описание Ж. Пиаже этой морали как «гетерономной» внешний и ориентированный на авторитет характер морали. Хотя человек на стадии 1 иногда может видеть различные перспективы, он плохо различает координацию этих перспектив: следовательно, принятие перспектив односторонне и часто выражается в абсолютных терминах («всегда» или «никогда»).
Односторонняя гетерономия стадии 1 продолжается на стадии 2 «автономной» моралью социальных взаимодействий. Социоморальные обоснования отражают мораль, которая исходит из перспектив, выводимых из отношений с другими. Стадия 2 представляет собой более «рациональную» мораль, чем стадия 1. «Рациональность» мышления стадии 2 особенно узка в социальной этике, к которой относятся как к практическим отношениям или обмену. Кто-то делает одолжение другу, поскольку тот может вернуть услугу. Мораль стадии 2 все еще остается внешней и поверхностной.
Стадии социоморального развития Стадии 1 и 2 относительно конкретны или поверхностны, путают мораль с физической силой (стадия

Слайд 25Стадии социоморального развития – Зрелый моральный мыслитель
На стадии 3 переходит

прагматику инструментальных предпочтений и обменов, чтобы построить внутренние взаимности или

межличностные ожидания просоциальных чувств, заботы и поведения;
На стадии 4 моральная ценность рассматривается как требование для (а не от) общества или одного из его институтов. Моральные нормы обосновываются апелляцией к основным правам или ценностям, применимых к любому жизнеспособному обществу. Приверженность моральным нормам предполагается как ответственность, обязанность или соглашение, которое субъект принял или должен принять.
Стадии социоморального развития –  Зрелый моральный мыслитель На стадии 3 переходит прагматику инструментальных предпочтений и обменов,

Слайд 26Основные аспекты исследований нравственности (по С.Г. Якобсон)
реальные действия, соответствующие определенным

этическим нормам исследовались путем создания экспериментальных ситуаций, в которых человек

может, повинуясь своим желаниям и не опасаясь последствий, поступить в соответствии или вопреки норме;
этическое сознание, изучаемое методом бесед по поводу различных этических ситуаций;
этические переживания, исследуемые проективными методами
Основные аспекты исследований нравственности (по С.Г. Якобсон)реальные действия, соответствующие определенным этическим нормам исследовались путем создания экспериментальных ситуаций,

Слайд 27Необходимые условия свободного этически правильного выбора
1) наличие двух полярных эталонов,

воплощающих в конкретной форме категории добра и зла;
2) сопоставление

с эталонами человека в целом как личности, а не только отдельных поступков;
3) сопоставление себя и своих поступков с эталонами самим человеком;
4) личное полярное отношение к обоим эталонам.
Необходимые условия свободного этически правильного выбора1) наличие двух полярных эталонов, воплощающих в конкретной форме категории добра и

Слайд 28Основные недочеты исследований нравственности (по С.Г. Якобсон)
1) указанные три объекта

не объединены в едином научном предмете, в результате чего отсутствуют

теоретические представления о закономерных связях между этическим поведением, сознанием и переживанием;
2) этическое развитие не соотносится с развитием личности;
3) считается, что в основе соблюдения всех норм и правил, начиная от правил личной гигиены до высших этических принципов, лежат одни и те же психологические образования, а их усвоение осуществляется по одному механизму.

Основные недочеты исследований нравственности (по С.Г. Якобсон)1) указанные три объекта не объединены в едином научном предмете, в

Слайд 29Три пары эталонов
1. «Пустые» образы - изображения детей, по-разному одетых

и причесанных и наделенных искусственными именами. Детям рассказывалось, что один

из них делит игрушки поровну, а другой оставляет большую часть игрушек себе. Гипотеза: эти образы не должны были вызвать к себе какое-либо отношение, а сопоставление с ними привести к перестройке несправедливого поведения.
2. Характеристики «хороших» и «плохих» мальчиков и девочек, которым были приписаны качества, одобряемые и осуждаемые детьми в сверстниках (принимает всех в игру, дружит с ребятами или, наоборот, дерется, мешает играть).
3. Герои экспериментальных рассказов, в которых плохие мальчик и девочка обижали животных и младших детей, а хорошие приходили на помощь пострадавшим и после нехитрых приключений побеждали зло. Гипотеза: сопереживание героям рассказов, обнаруженное при апробации последних у многих детей, вызовет к этим героям живое отношение и их эффективность в качестве эталонов при перестройке поведения окажется наиболее высокой.

Три пары эталонов1. «Пустые» образы - изображения детей, по-разному одетых и причесанных и наделенных искусственными именами. Детям

Слайд 30Исследования С.Г. Якобсон
сидящий за ширмой ребенок делил на три части

(себе и двум партнерам) 21 - 24 игрушки (машинки или

кукольную одежду), которые дал ему взрослый. Делить предлагалось в любом соотношении, а партнеры не могли видеть, у кого сколько игрушек.
Из 600 детей около 180 поделили игрушки поровну,
примерно 260 оставили себе на несколько штук больше
156 детей давали другим по три-четыре игрушки, оставляя себе 15 - 16.
почти треть детей следует принципу справедливости, несмотря на очевидный соблазн отойти от него; около 43% соблюдают его не в полной мере, и всего четверть откровенно пренебрегает принципом справедливости
Исследования С.Г. Якобсонсидящий за ширмой ребенок делил на три части (себе и двум партнерам) 21 - 24

Слайд 31ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ (А.А. Хвостов)
Методика исследования:
Часть 1
Просим вас ответить

на вопросы. Что именно (какие формы поведения и поступки) вы

считаете для себя недопустимым? Какие действия, наоборот, вы считаете важными и обязательными? Мы просим вас оценить каждый поступок по пятибалльной шкале, обведя кружком на бланке соответствующую цифру: 1 — это совершенно недопустимо; 2 — иногда допустимо; 3 — это не имеет значения; 4 — это довольно важно; 5 —это очень важно.

ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ (А.А. Хвостов) Методика исследования:Часть 1Просим вас ответить на вопросы. Что именно (какие формы поведения

Слайд 32Методика исследования
1. Утаить на суде сведения, бросающие тень подозрений на

невиновного человека.
2. Скрыть от безнадежно больного врачебный диагноз.
3. Негативно высказываться

о человеке в его отсутствие, если он того заслуживает.
4. Выгодно купить вещь сомнительного происхождения (вероятно, краденую).
5. Разгласить служебную информацию, если фирма наносит вред экологии.
6. Помогать бедным родственникам, которые не отличаются трудолюбием.
7. Вскрыть могилу человека для научных целей.
8. Переложить при случае вину на человека, которого трудно поймать «за руку».
9. Выступать за отстрел бродячих животных (собак, кошек и т.д.), если их много развелось.
10. Записывать беседу без уведомления и согласия собеседника.
11. Заявить выгодное фирме мнение, которое противоречит точке зрения профессионала.
12. Выселить бомжей из пустующих помещений.
Методика исследования1. Утаить на суде сведения, бросающие тень подозрений на невиновного человека.2. Скрыть от безнадежно больного врачебный

Слайд 33Методика исследования
13. Скрыть опасность задания, если оно крайне важно для

жизни других.
14. Работать, если нет нужды зарабатывать деньги.
15. Совершить самоубийство

из-за неизлечимой болезни, опасной для окружающих.
16. Присвоить найденные вещи или деньги, которые можно вернуть хозяину.
17. Проводить опасные медицинские эксперименты на людях с их согласия.
18. Жаловаться вышестоящему руководителю на своего непосредственного шефа.
19. Нетрезвым управлять автомобилем, если срочно требуется доставить больного.
20. Работать на любимой малооплачиваемой работе, если семья в тяжелом положении.
21. Применять пытки к террористу, чтобы узнать о месте заложенной бомбы.
22. Спорить на деньги, будучи заранее уверенным в своем выигрыше.
23. В условиях безработицы нанимать «дешевых» зарубежных рабочих.
24. Выступать за принудительные аборты у больных СПИДом, у психически больных.

Методика исследования13. Скрыть опасность задания, если оно крайне важно для жизни других.14. Работать, если нет нужды зарабатывать

Слайд 34Методика исследования
25. Доложить о болезни сотрудника, если она противоречит требованиям

профпригодности.
26. Публиковать частную переписку, если это поможет восстановить справедливость.
27. Симуляцией

получить больничный листок, чтобы поехать на свадьбу друга (подруги).
28. Открыть стол в отсутствие сотрудника, если того требует ситуация.
29. Флиртовать с супругой (супругом) близкого друга (подруги).
30. Уволить многодетного человека, чтобы на его место взять более компетентного.
31. Заниматься охотой ради развлечения.
32. Рекламировать товар в аморальной ТВ передаче, если это увеличит спрос.
33. Пойти на компромисс с бандитом (даже отпустить), если это спасет жизнь невиновных.
34. В присутствии коллег делать язвительные замечания человеку, если он их заслуживает.
35. Украсть лекарство для умирающего.
36. Давать взятки, чтобы просто ускорить дело.

Методика исследования25. Доложить о болезни сотрудника, если она противоречит требованиям профпригодности.26. Публиковать частную переписку, если это поможет

Слайд 35Методика исследования
37. Пройти мимо дерущихся детей.
38. Отказать в помощи, если

человек должен справиться с работой самостоятельно.
39. Подсказать коллеге на квалификационном

экзамене (на права, диплом и т.п.).
40. Жить с супругом (супругой) из жалости.
41. Работать в компании, производящей табак, если вы категорически против курения.
42. Против желания знаменитого умершего опубликовать его переписку и дневники.
43. Прощать жестокие обиды, не мстить за нанесенный вред.
44. Наказать человека строже, чем положено правилами, в случае серьезных последствий.
45. Занизить ученику оценку за плохое поведение.

Методика исследования37. Пройти мимо дерущихся детей.38. Отказать в помощи, если человек должен справиться с работой самостоятельно.39. Подсказать

Слайд 36Методика исследования
Часть 2
Просим вас выразить свое согласие или несогласие с

каждым из приведенных ниже высказываний по следующей шкале: 1 —

абсолютно не согласен; 2 — скорее, не согласен; 3 — затрудняюсь ответить; 4 — скорее, согласен; 5 — абсолютно согласен.
46. Все люди в равной степени достойны уважения.
47. Человек рожден свободным и ответствен за свои действия только перед собой.
48. Достоинство человека определяется в первую очередь его порядочностью.
49. Мораль — это вопрос веры, каждый имеет право следовать своей религии.
50. Все зависит от ситуации; добро часто становится злом, и наоборот.

Методика исследованияЧасть 2Просим вас выразить свое согласие или несогласие с каждым из приведенных ниже высказываний по следующей

Слайд 37Методика исследования
51. Безнравственностью я роняю свое собственное достоинство.
52. Одни рождены

добрыми, другие — порочными, в этом нет ни заслуги, ни

вины.
53. Бороться со злом надо его средствами; добротой зло преодолеть невозможно.
54. Мораль — просто этикет; главное — не нарушать правил и приличий.
55. Главное, чтобы не было стыдно перед собой, а не перед другими.
56. Общество обязательно деградирует без моральных норм.
57. Порок часто приносит больше удовольствия, чем добродетель.
58. Люди часто сами виноваты и вынуждают причинять им неприятности.
59. Человек морален по природе, которой нельзя противоречить.
60. Главное — результат, а не следование правилам и моральным принципам.
61. Добро проявляется только через зло, без него жизнь не будет гармоничной.
62. В поступках всегда следует учитывать интересы и права других людей.

Методика исследования51. Безнравственностью я роняю свое собственное достоинство.52. Одни рождены добрыми, другие — порочными, в этом нет

Слайд 38Методика исследования
63. Мораль слишком часто меняется, чтобы судить о том,

что хорошо и что плохо.
64. За зло мне ответят тем

же, именно поэтому оно недопустимо.
65. Прав тот, кто добивается успеха, а не неудачник со своими принципами.
66. Моральным люди считают то, что для них стало привычным.
67. Моральные нормы соответствуют моим религиозным убеждениям.
68. За безнравственность будет просто стыдно перед другими.
69. Мораль — дело вкуса, каждый волен поступать, как ему подсказывает интуиция.
70. Не все люди достойны того, чтобы с ними церемониться.
71. Все воспитаны по-разному, и негодяй не виноват в том, что он негодяй.
72. Всегда следует думать о благе общества, в котором живешь.
73. Хорошее отношение невыгодно; его часто принимают за слабость и отвечают злом.
74. Каждый свободен сам определять, что и кому он должен.

Методика исследования63. Мораль слишком часто меняется, чтобы судить о том, что хорошо и что плохо.64. За зло

Слайд 39Методика исследования
75. Непорядочность для меня отвратительна.
76. Зло дает человеку важный

опыт и также необходимо, как и добро.
77. Вести себя достойно

— мой долг перед самим собой.
78. Не стоит стараться делать добро; это не ценят и взаимностью не отвечают.
79. Каждый может следовать морали, которая ему ближе.
80. Нравственное поведение само по себе немного стоит.
81. Следует вести себя порядочно, поскольку все люди ждут этого друг от друга.
82. Каждый сам вправе решать, что хорошо, что — плохо.
83. Цель оправдывает средства; поэтому зло иногда необходимо.
84. Безнравственность разрушает любого человека как личность.
85. В природе нет добра и зла, мораль в обществе нужна слабым.
86. Прекрасно само намерение делать добро.

Методика исследования75. Непорядочность для меня отвратительна.76. Зло дает человеку важный опыт и также необходимо, как и добро.77.

Слайд 40Методика исследования
87. Многие люди ведут себя безнравственно, с ними приходится

вести себя так же.
88. Главное — получать удовольствие от своих

поступков, а какие они — неважно.
89. Общество само часто заставляет поступать против своих правил.
90. Следует делать именно то, что хотим получить от других.
91. Многие понимают только силу; с ними нельзя быть добрым.
92. Люди считают моральным прежде всего то, что им выгодно.
93. Не делая добра, нельзя быть счастливым.
94. В обществе справедливо то, что полезно власти; мораль — то же, что пропаганда.
95. Достоинство человека определяется его делами, а не нравственностью.
96. Я сам(а) получаю удовольствие от того, что доставил(а) радость другому.
97. Надо вести себя так, как принято в обществе, даже если я с этим не согласен.
98. Нравственность никого счастливее не делает.
99. Общество само во многом виновато в том, что делает людей такими, какие они есть.
100. С людьми следует поступать так, как они со мной; добро за добро, «око за око».

Методика исследования87. Многие люди ведут себя безнравственно, с ними приходится вести себя так же.88. Главное — получать

Слайд 41ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ (А.А. Хвостов)
«Конформист-лицемер»:
практически всегда занимает некоторое «промежуточное»

положение;
выраженный конформизм, убеждение, что следует вести себя как принято,

даже если с этим не согласен;
более других ориентированы на определенную «взаимность» : приходится вести себя определенным образом не по собственным убеждениям, а потому, что так ведут себя другие;
конформисты, без выраженного мнения ни по одной из моральных дилемм, ни по одной из нравственной позиций.
ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ (А.А. Хвостов) «Конформист-лицемер»:практически всегда занимает некоторое «промежуточное» положение; выраженный конформизм, убеждение, что следует вести

Слайд 42ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
«Принципиальный гуманист»
отличается высокой принципиальностью, а также четким следованием

правилам при искреннем уважении к личности и правам других людей;
Главным

образом руководствуются запретами — для них очень многое «нельзя», но очень мало что «важно», или надо;
они против многих действий, но за какие-то определенные поступки не выступают.
некоторая «запретительность», а не активность морального сознания.
ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ«Принципиальный гуманист»отличается высокой принципиальностью, а также четким следованием правилам при искреннем уважении к личности и

Слайд 43ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
«Хладнокровный эгоист-дарвинист»
Данный тип людей придерживается точки зрения, что

в нашей жизни все подчиняется «закону джунглей»: каждый сам за

себя. Ты никому ни в чем и ничем не обязан.
человек рождается свободным, ответственен только перед собой (47), и вовсе не следует учитывать права и интересы других (62).
«Homo homini lupus est» — «Человек человеку волк». Этот тип считает, что существует множество вещей, в которые не обязательно «ввязываться», принимать живое участие. Например, допустимо уволить многодетного человека, чтобы нанять на работу более компетентного сотрудника (30), пройти мимо дерущихся детей (37), студенты также склонны отказать в помощи, если человек сам может справиться с задачей (38).

ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ«Хладнокровный эгоист-дарвинист»Данный тип людей придерживается точки зрения, что в нашей жизни все подчиняется «закону джунглей»:

Слайд 44ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
«Самоотверженная женщина»
Они гораздо «стыдливее» всех остальных. Больше

других считают, что за безнравственность им будет стыдно перед другими

(68). Ориентируется на ответственность перед собой, считая, что важнее, чтобы не было стыдно перед собой, а не перед другими (55). Н
Не являются конформистами, поскольку не согласны и с тем, что следует вести себя, как принято, даже если с этим не согласны (97), что мораль — это просто этикет (54)
Эмоциональность: непорядочность отвратительна.
ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ«Самоотверженная женщина» Они гораздо «стыдливее» всех остальных. Больше других считают, что за безнравственность им будет

Слайд 45Диагностика семейных факторов морального развития Опросник PARI, шкалы
Вербализация
Чрезмерная забота
Зависимость от

семьи
Подавление воли
Ощущение самопожертвования
Опасение обидеть
Семейные конфликты
Раздражительность
Излишняя строгость
Исключение внутрисемейных влияний
Сверхавторитет родителей

Диагностика семейных факторов морального развития   Опросник PARI, шкалыВербализацияЧрезмерная заботаЗависимость от семьиПодавление волиОщущение самопожертвованияОпасение обидетьСемейные конфликтыРаздражительностьИзлишняя

Слайд 46Диагностика семейных факторов морального развития Опросник PARI, шкалы
Подавление агрессивности
Неудовлетворенность ролью хозяйки
Партнерские

отношения
Развитие активности ребенка
Уклонение от конфликта
Безучастность мужа
Подавление сексуальности
Доминирование матери
Чрезвычайное вмешательство в

мир ребенка
Уравненные отношения
Стремление ускорить развитие ребенка
Несамостоятельность матери
Диагностика семейных факторов морального развития  Опросник PARI, шкалыПодавление агрессивностиНеудовлетворенность ролью хозяйкиПартнерские отношенияРазвитие активности ребенкаУклонение от конфликтаБезучастность

Слайд 47Опросник PARI – примеры вопросов
Если дети считают свои взгляды правильными,

они могут не соглашаться со взглядами родителей.
Хорошая мать должна оберегать

своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни.
Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.
Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.
Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.
Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.
Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.
Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.
Опросник PARI – примеры вопросовЕсли дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.Хорошая

Слайд 48ОПРОСНИК АСВ - шкалы
Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+

и Г-)
Гиперпротекция (шкала Г+).
Гипопротекция (шкала Г-).
Потворствование (шкала У+).


Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-).
Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т- и З+, З-)
Требования к ребенку
Требования-обязанности
Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+).
Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-).
Требования-запреты
Чрезмерность требований-запретов (шкала З+).
Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З-).
Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С-)
Чрезмерность санкций (шкала С+) (тип воспитания «жесткое обращение»).
Минимальность санкций (шкала С-).

ОПРОСНИК АСВ - шкалыУровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-)Гиперпротекция (шкала Г+). Гипопротекция (шкала Г-).

Слайд 49ОПРОСНИК АСВ - шкалы
Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)
Расширение сферы

родительских чувств (шкала РРЧ)
Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК)
Воспитательная

неуверенность родителя (шкала ВН)
Фобия утраты ребенка (шкала ФУ)
Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)
Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств (шкала ПНК)
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК)
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола

ОПРОСНИК АСВ - шкалыНеустойчивость стиля воспитания (шкала Н) Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)Предпочтение в подростке детских

Слайд 50Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Принятие
Кооперация
Авторитарная гиперсоциализация
Гиперопека

и симбиоз
Воспитание по типу маленького неудачника

Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)Принятие КооперацияАвторитарная гиперсоциализацияГиперопека и симбиозВоспитание по типу маленького неудачника

Слайд 51Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера)
1. Наибольшее удовлетворение

я получаю от:
A. Одобрения моей работы; В. Сознания того, что работа

сделана хорошо; С. Сознание того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры; В. Известным игроком; С. Выбранным капитаном команды. 3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход; В. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удо­вольствием углубляют свои знания в этом предмете; С. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера)1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:A. Одобрения моей работы; В.

Слайд 52Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера)

Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика