Слайд 1Контекстные задачи как способ формирования у школьников навыков решения практических
проблем и функциональных умений
Русакова Е.В.
Слайд 2Перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности
1. Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
2. Делать выводы, формулировать
ответ в понятной форме.
3. Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
4. Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.
5. Понимать методы научных исследований.
6.Перечислять явления, факты, события.
Слайд 3Перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности
7.
Сравнивать объекты, события, факты.
8. Объяснять явления, события, факты, анализировать их
и характеризовать.
9. Составлять конспект, план и т. д….
Слайд 4Основные этапы формирования любого умения:
Первый этап: ученику предлагается попробовать
сделать то, что он никогда раньше не делал. При этом
приобретается первичный опыт выполнения какого-либо нового действия.
Второй этап: формируется новое знание (способ действия) и осуществляется тренировка его в применении.
Третий этап: контролируется правильность применения нового знания и устанавливается его связь с имеющимися знаниями.
Слайд 5 Мне нравится использовать контекстные задачи на уроках и внеурочной
деятельности, которые формируют у школьников навыки решения реальных практических проблем
и функциональных умений, открывают возможности для оценивания уровня развития творческого потенциала личности. Такие задачи отражают реальные ситуации из бытовой, производственной, общественной жизни; при этом основной единицей их содержания является проблема
Слайд 6 Контекстные задачи, которые я использую в своей деятельности,
способствуют формированию у школьников навыков решения практических проблем и функциональных
умений.
Слайд 7 Контекстные задачи открывают широкие возможности для оценивания уровня
развития творческого потенциала личности, учат генерировать мысли, работать в команде,
связывать теоретические знания и практическое применение этих знаний
Слайд 8Принципы разработки контекстных задач
1.Принцип доступности.
2.Принцип актуальности.
3.Принцип
учёта возрастных особенностей учащихся.
Слайд 9 Занятие элективного курса в 11 классе по теме:
«Применение производных карбоновых кислот»
Слайд 10Разминка
1.Какая карбоновая кислота находится в сливочном масле в
виде сложного эфира с глицерином, выделяется в свободном виде при
«прогоркании» масла, обладает резким запахом и неприятна на вкус?
кислота!
CH3-(CH2)2-COOH
Название по международной систематической номенклатуре - бутановая кислота.
Слайд 12 2.Назовите карбоновую кислоту, которая содержится в жире козьего
молока.
Слайд 13Это капроновая кислота!
CH3-(CH2)4-COOH Название «капроновая» эта кислота получила от латинского
слова «Capra» – коза. Название по международной систематической номенклатуре -
гексановая кислота.
Слайд 14 3.Какая кислота имеет формулу C6H8O6 и является водорастворимым витамином,
участвующим в биохимических окислительно-восстановительных процессах человеческого организма? Что это за
витамин?
Слайд 15Это-аскорбиновая кислота!
Или… витамин С!
Слайд 164. В 1714г по указу Петра I в Петербурге был
заложен аптекарский сад. Там выращивали лекарственные растения. Листья одного из
таких растений, помещённые в молоко, предохраняют его от скисания. Из его корней можно получить жёлтый краситель, а из волокон-сети, не гниющие в воде. Листья используются для приготовления здоровой и полезной пищи. Личный опыт с этим растением способен довести до слёз. Кислоту, содержащуюся в этом растении, также входит состав жгучих выделений муравьёв, пчёл, медуз. Что это за растение? Что это за кислота? Где её используют?
Слайд 17Это крапива! Кислота-муравьиная (метановая). Используют её:
1. как пищевая добавка-консервант E236;
2.как
антиобледенитель;
3. при дублении/выделке
натуральных кож и изделий из них;
4.как протравливающий
агент при финишном окрашивании тканей в текстильной промышленности;
6. в техпроцессах производства различных резин в качестве коагулянта.
HCOOH
Слайд 18 5.Какие функциональные производные карбоновых кислот являются ацилирующими агентами
и применяются для получения ацетил-целлюлозы, винилацетата, красителей, лекарств, синтетических полимеров,
карбоксилатных каучуков?
Слайд 19Это- ангидриды карбоновых кислот!
КАУЧУКИ
ЛЕКАРСТВА
СИНТЕТИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ
Слайд 20Исследование продолжается!
Ребята, вы разделены на две группы: группа №1 и
группа №2. Вам необходимо:
Выбрать руководителя группы (у вас 10 секунд).
Выбрать
представителя группы, который будет искать информацию в Интернете для всей группы согласно индивидуальному заданию (у вас 10 секунд). 3. Распределить обязанности в группе: кто
будет записывать уравнения химических
реакций на доске, кто будет отвечать на
вопросы задачи перед всеми участниками
и кто будет проводить эксперимент и демонстрировать его результаты ( у вас 30 секунд).
Слайд 21 3. Решить задачу, выполнив все задания к ней.
(у вас на это будет 10 минут).
4. Записать
уравнения соответствующих реакций на доске.
5. Продемонстрировать результаты эксперимента и прокомментировать их.
6. Ответить на все вопросы задачи.
7. Заслушать информацию по индиви-
дуальным заданиям.
5. Проанализировать правильность
своих ответов и оценить свою работу.
Слайд 22Индивидуальные задания
Для группы №1: найти в сети Интернет
информацию «История возникновения химических волокон. Полиэфирные волокна»
Для группы
№2: найти в сети Интернет
информацию о применении нитрилов
и амидов как производных
карбоновых кислот.
Ответы запишите в программе
Microsoft Word. (используйте картинки)
Слайд 23Задача №1.
Из целлюлозы - основного вещества древесины - получают бумагу,
пироксилин(взрывчатое вещество для производства бездымного пороха), негорючую плёнку, органическое стекло,
пластики, красители и ацетатные волокона, из которых ткут мягкую, эластичную ткань – искусственный шёлк. Он мало сминается и пропускает ультрафиолетовые лучи. Ацетатные волокна – сложные эфиры уксусной кислоты и целлюлозы – трёхатомного спирта:
C6H7O2
ОН
ОН
ОН
n
Остатки β - глюкозы
Слайд 24Задания:
1. Запишите уравнения реакции получения ангидрида уксусной кислоты.
2. Запишите
уравнения реакции взаимодействия целлюлозы с уксусным ангидридом с образованием диацетилцеллюлозы
для производства ацетатного волокна и негорючей кино- и рентген - пленок )
3. Запишите уравнения реакции взаимодействия целлюлозы с уксусным ангидридом с образованием триацетилцеллюлозы ( для получения прочных пластмасс, красителей, электроизоляционных пленок лаков и т.д.)
Слайд 254. Исследуйте ацетатное волокно на устойчивость к растворам кислот и
щелочей и характер горения:
4.1. Повторите правила безопасной работы в кабинете
химии (см. таблицу на столе)
4.2. Закрепите в держателе пробирок несколько ацетатных волокон и исследуйте а) скорость горения, запах продуктов горения, какой характер имеет остаток после сгорания.
4.2. Проанализируйте действие конц. растворов кислот и щелочей на волокно:
Слайд 262 часа назад ваш учитель поместила несколько волокон в пробирку
№1 с концентрированным раствором серной кислоты и несколько волокон в
пробирку №2 с концентрированным раствором щёлочи. Отметьте наличие(отсутствие) изменений. Соблюдайте технику безопасности!
Запишите уравнения реакций на доске.
Слайд 27Задача №2.
Ежедневно миллионы людей пользуются мылом, ставшим необходимым
атрибутом жизни современного человека. Мыло было «изобретено» в Вавилоне приблизительно
шесть тысяч лет назад, но кем и когда – точно неизвестно.
Слайд 28 По видам мыло бывает глицериновое, детское,
жидкое туалетное, кусковое, лечебно-косметическое, прозрачное, твердое туалетное, хозяйственное. Считается, что
лучший антисептик – это хозяйственное мыло. Мыла- смеси растворимых (натриевых, калиевых, аммонийных) солей высших карбоновых кислот. Пример состава мыла:
C17H35COONa
(СТЕАРАТ НАТРИЯ)
Слайд 29Задания:
Объясните, почему у женщин, изображённых на картине французского художника Жана
Франсуа Милле «Прачки», - красные руки?
Напишите уравнение реакции гидролиза
мыла, предположив, что прачки пользовались твёрдым, натриевым, мылом.
3. Ответить на вопрос:
в чем преимущества
использования
синтетических
моющих средств
по сравнению с мылом?
Слайд 304.Проведите опыт: «Получение нерастворимых солей жирных кислот»
4.1. Повторите правила безопасной
работы в кабинете химии (см. таблицу на столе)
4.2. В пробирку
поместите кусочек твердого мыла, прилейте к нему 8–10 мл дистиллированной воды, взболтайте и подогрейте полученный раствор. Разделите раствор по двум пробиркам, добавьте в первую – раствор хлорида кальция, во вторую – раствор сульфата меди.
4.3. Объясните изменения, происходящие в каждой пробирке.
Соблюдайте технику безопасности!
Запишите уравнения реакций на доске.
Слайд 31ОТВЕТЫ К ЗАДАЧЕ №1.
1.Получение
уксусного ангидрида:
2. Получение
диацетилцеллюлозы:
3. Получение
триацетилцеллюлозы:
4. Ацетатное волокно растворяется в концентрированном
растворе серной кислоты и
плохо растворяется
в растворе щёлочи. Здесь оно омыляется, приобретая
жёлтый оттенок.
Слайд 32 Ацетатное волокно горит желтым пламенем, распространяя специфический кисловатый
запах и образуя наплыв темного цвета, который после охлаждения легко
раздавливается пальцами. Если пламя погасить, то волокно медленно тлеет с выделением струйки дыма.
Слайд 33Ответ 1 группы на индивидуальное задание
Полиэфирные волокна
Полиэфи́ры (или полиэ́стеры) — высокомолекулярные соединения, получаемые поликонденсацией многоосновных кислот или их ангидридов с многоатомными спиртами. Известны природные (янтарь, древесная смола, шеллак и др.) и искусственные полиэфиры. Практическое применение получили глифталевые смолы, полиэтилентерефталат, полиэфирмалеинаты и полиэфиракрилаты.
полиэфирные волокна - синтетические волокна, формуемые из расплава полиэтилентерефталата. К полиэфирным волокнам относится лавсан. Превосходят по термостойкости большинство натуральных и химических волокон: при 180°С они сохраняют прочность на 50%. Полиэфирные волокна сравнительно атмосферостойки. Полиэфирные волокна устойчивы к действию ацетона, четырёххлористого углерода, дихлорэтана и др. растворителей, микроорганизмов, моли, плесени, коврового жучка.
Слайд 36ОТВЕТЫ К ЗАДАЧЕ №2.
1. В горячей воде происходит гидролиз солей
карбоновых кислот с образованием щёлочи, которая и раздражает руки.
2. Гидролиз
стеарата натрия:
Преимущества синтетически моющих средств:
они не теряют своей моющей способности
даже в жесткой и морской водах, так как их
кальциевые и магниевые соли растворимы.
Также, среда их водных растворов-нейтральна
(в отличие от растворов мыла - щелочной)
3.
Слайд 374. Образуются стеараты кальция (осадок белого цвета) и меди (бирюзово-зелёного
цвета):
2С17Н35COONa+CaCl2 (С17Н35COO)2Са+2NaCl
2С17Н35COONa+CuCl2
(С17Н35COO)2Cu+2NaCl
СТЕАРАТ КАЛЬЦИЯ
СТЕАРАТ МЕДИ
Слайд 38Ответ 2 группы на индивидуальное задание