Слайд 1Качество контроля аудита в России и За рубежом
Слайд 2Понятие «качество аудита»
Первый подход. Качество аудиторских услуг и качество аудиторского
заключения является прямым результатом профессиональной компетентности и опыта аудиторов.
Слайд 3Второй подход. Качество в аудите определяется рейтингом аудиторской фирмы, который
учитывает такие позиции, как, например, конкурентные преимущества, показатели финансовой деятельности,
продолжительность работы компании на рынке аудиторских услуг, опыт и квалификация аудиторов, количество клиентов, размер компании.
Слайд 4Третий подход. Качество аудита – это соответствие требованиям аудиторских стандартов
и других нормативных актов по аудиторской деятельности. Выполнение требований стандартов
обеспечивает уверенность пользователей в приемлемом качестве аудиторских услуг и создает основу для доверия мнению аудитора.
Слайд 5Четвертый подход – измерение качества аудита с позиции оказанной аудиторской услуги.
О качестве предлагаемых аудиторской фирмой услуг с полным основанием можно
судить только по результатам аудиторской проверки или оказания других услуг.
Слайд 6Пятый подход. Качество аудита определяется сочетанием соответствия одновременно стандартам и
стоимости. Подход к качеству на основе затрат подразумевает действительную стоимость
аудиторской услуги исходя из качественных характеристик. В целом необходимо соблюдать принцип наибольшей пользы от затраченных ресурсов.
Слайд 7Шестой подход – качество аудита как результат участия потребителя в оценке
качества аудиторской проверки. Привлечение клиентов к оценке качества проведенного аудита
возможно путем анкетирования и опросов.
Слайд 8Седьмой подход. Качество – это соответствие скрытым потребностям клиентов. Аудиторская
фирма должна предугадывать будущее, еще не осознанные запросы потребителей и
формировать современные взгляды на качество аудиторской деятельности.
Слайд 9Контроль качества аудита в РФ
Согласно п. 3 ст. 1 Закона
об аудиторской деятельности цель аудита - «выражение мнения о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации».
Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связана с вероятностью того, что некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными.
Слайд 10В статье 14 «Контроль качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов»
Федерального закона «Об аудиторской деятельности» закреплена система, в которой определены
соответствующие уровни контроля качества аудита:
Федеральный уровень
Уровень профессиональных аудиторских объединений
Внутрифирменный контроль качества
Слайд 12Федеральный уровень
Согласно п. 2 ст. 14 уполномоченный федеральный орган устанавливает
систему проверки качества работы аудиторских организаций внешними проверяющими и может
проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Слайд 13Уровень профессиональных аудиторских объединений
Согласно п. 2 ст. 14 и п.
4 ст. 20 аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям предоставлено право «самостоятельно
или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами».
Слайд 14Внутрифирменный контроль качества
Согласно п. 1 ст. 14 аудиторские организации и
индивидуальные аудиторы обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества
проводимых ими аудиторских проверок.
Слайд 16Внешние проверки качества работы аудиторских фирм осуществляются на основании следующих
документов:
на федеральном уровне - Программа проверки соответствия лицензионным требованиям и
условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (утверждена Минфином России 11.03.2005);
на профессиональном уровне - Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26.05.2005 (протокол № 36).
Слайд 17Цель контроля качества аудита
Считается обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов установленным критериям качества. Под контролем качества аудита следует
понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) установленным критериям качества.
Слайд 18Контроль Качества Аудита В Соответствии С Международными Стандартами
Координацию деятельности профессиональных
организаций в области бухгалтерского учета и аудита на международном уровне
осуществляет неправительственное профессиональное объединение аудиторов и бухгалтеров — Международная федерация бухгалтеров (МФБ).
Слайд 19Основополагающим документом в системе стандартов
по обеспечению качества профессиональных аудиторских услуг
является Положение об обязательствах организаций членов МФБ 1 «Обеспечение качества»,
принятое Советом МФБ.
Слайд 20СМСАУ МФБ
Разработка стандартов и практических рекомендаций по обеспечению качества аудита
на уровне аудиторской фирмы находится в компетенции Совета по международным
стандартам аудита и уверенности (СМСАУ) МФБ. В рамках этой деятельности СМСАУ МФБ приняты следующие документы:
международный стандарт по контролю качества (МСКК) 1 «Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и выполняют другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам»
международный стандарт аудита (MCA) 220R «Контроль качества аудита отчетной финансовой информации».
Слайд 21Комитет по практической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса МФБ опубликовал официальный
документ: «Техническое задание на проект: разработка руководства по контролю качества
для применения в практической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса»