Слайд 1Контрольная работа на тему: «Физиологические особенности ребенка грудного возраста»
Слайд 2Грудной возраст
– это период жизни ребенка
от до
Это время интенсивного роста и развития детского организма.
1 года
1 месяца
Слайд 3
Рост и масса тела
В первый год жизни ребенка отмечается
наибольшая скорость роста тела в длину и темп нарастания массы
тела.
Слайд 4Окружность головы и груди ребенка
Слайд 5Особенности черепа:
1) У ребенка мозговой отдел черепа в восемь
раз больше лицевого, у взрослого в 2,5 раза.
2) Наличие
родничков, т.к. кости черепа еще не срослись. Малый родничок зарастает к 2-3, а большой – к 12-15 месяцам жизни. Всего родничков – 6.
3) Высокий темп роста костей черепа.
4) У ребенка соотношение размера головы к длине туловища 1/4, у взрослого 1/8/
Слайд 6
Зубы
1-й год жизни – время появления первых «молочных зубов».
6 мес.
8
мес.
10 мес.
12 мес.
Слайд 8 У грудного ребенка позвоночник почти полностью состоит из хрящей, не
имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову (2-2,5 месяца), у
него появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. Когда ребенок начинает самостоятельно садиться и сидеть (7-8 месяцев), у него появляется изгиб в грудной части позвоночника - выпуклостью назад. При ходьбе (к одному году) появляется поясничный изгиб, выпуклостью вперед.
Слайд 9Развитие движений в положении лежа
Слайд 13Грудная клетка
У грудного ребенка грудная клетка имеет пирамидальную форму, ребра
у него, в отличие от ребер взрослого, расположены горизонтально. Это
делает его дыхание более поверхностным. Первые два года жизни идет быстрый рост грудной клетки.
Слайд 14Особенности таза
У грудного ребенка таз состоит из трех не сросшихся
между собой костей: подвздошной, седалищной, лобковой. Сращивание этих костей начинается
только с 5-6 лет и завершается в школьном возрасте.
Слайд 15Мышечная система
интенсивно развивается в первый год жизни ребенка.
Вначале созревают
мышцы шеи
(2,5-3 месяц)
и наконец, мышцы таза и ног
(11-12 месяц)
затем
мышцы туловища и рук
(5-6 месяц)
Слайд 16 В первые месяцы жизни ребенка тонус мышц-сгибателей намного превышает тонус
мышц-разгибателей. К 3-4 месяцам сгибание перестает быть преобладающим – характерная
поза новорожденного меняется.
Слайд 17Кожа грудного ребенка
Величина кожной поверхности по отношению к весу у
грудного ребенка больше, чем у взрослого. Также как орган выделения
кожа ребенка функционирует интенсивнее. Потовые железы развиты слабо, сальные хорошо функционируют с момента рождения. Кожа у детей первого года жизни тонкая, легко ранимая. В ней содержится большое количество кровеносных сосудов. При неправильном уходе легко появляются опрелости, гнойнички, которые могут быстро распространяться. Потовые железы кожи недоразвиты, сальные — активно функционируют. Подкожная клетчатка у новорожденного хорошо развита.
Слайд 18Пищеварительная система
Органы пищеварения еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста
4,5–5 месяцев ребенок питается в основном грудным молоком. У грудных
детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2–2,5 раза больше пищи, чем взрослому.
Слайд 19Из-за слабой развито-
сти мышечного слоя
пищевода, возможно
небольшое обратное
движение проглочен-
ной
пищи в ротовую
полость. Между пищеводом и
желудком нет
перегородки, поэтому, заглатывая при сосании
воздух, дети часто срыгивают. В этом случае
ребенка нужно подержать несколько минут в
вертикальном положении.
Слайд 20 Мышечный слой кишечника недоразвит, поэтому в нем часто накапливаются газы
и происходит вспучивание живота. В результате ребенок становится беспокойным. Для
вывода газов рекомендуется помассировать живот или положить малыша на несколько минут на живот.
Слайд 21У грудных детей в силу анатомических и физиологических особенностей расстройство
стула встречается очень часто. В его кишечнике хуже, чем у
взрослого, усваивается вода, а токсические вещества наоборот сильнее. К тому же ферментативная активность желудка, кишечника и поджелудочной железы слабая, пища хуже переваривается. Все это предрасполагает к жидкому стулу.
Слайд 22Особенности выделительной системы
За первый год жизни ребенка масса почки увеличивается
в 3 раза. Если при рождении масса почки составляет 11-12
г, то к году 36-37 г.
Почки расположены несколько выше, чем у взрослых.
У грудных детей имеет место непроизвольное испускание мочи.
Мочеиспускание учащено: 12-15 раз в сутки.
Слайд 23Лимфатическая система почечных лоханок у детей связана с лимфатической системой
кишечника более тесно, чем у взрослых. В связи с этим
у детей возможно распространение кишечных бактерий из кишечника в почечные лоханки, что приводит к возникновению в них воспалительного процесса (пиелит).
К тому же одним из частых заболеваний детей грудного возраста является пиелонефрит, который может быть спровоцирован тем, что моча у еще не обладает противомикробными свойствами, кроме того мочевой пузырь еще не в состоянии полностью опорожняться.
Болеют им преимущественно девочки это связано с более коротким и широким мочеиспускательным каналом.
Слайд 24Особенности дыхательной системы
У грудных детей строение органов дыхания ещё не
до конца развито. Дифференцировка и рост органов дыхания у ребёнка
продолжаются ещё несколько лет с момента рождения. Но, особенно быстро органы дыхания растут в первый год жизни. Детские дыхательные пути отличаются от взрослых тем, что они меньше и достаточно узкие, слизистая оболочка недоразвита, поэтому более сухая и ранимая, а в результате рыхлости клетчатки ещё и менее эластичная.
Слайд 25Гортань располагается выше, чем у взрослых ребенок одновременно может дышать
и глотать.
Каркас нижних дыхательных путей ребёнка очень мягкий, что значительно
снижает защитную функцию слизистой и повышает риск проникновения инфекции.
Легкие ребенка относительно велики. К годовалому возрасту их масса утраивается.
У грудных детей дыхание аритмичное глубокое дыхание сменяется поверхностным, паузы неравномерны.
Слайд 26Особенности сердечно-сосудистой системы
Относительная масса сердца грудного ребенка достаточно велика, примерно
1 % от массы тела.
В первые годы жизни сердце усиленно
растет, к 8 месяцам его масса увеличивается вдвое.
Частота сердечных сокращений грудного ребенка неустойчива, но в среднем достаточно большая – 100-130 ударов минуту.
Величина артериального давления у детей одного возраста значительно колеблется. Средняя величина 100/60 мм рт. ст.
Слайд 27Особенности сенсорных систем
От рождения до 3 — 5 лет
происходит интенсивное развитие тканей глаза.
В первые месяцы после рождения
у детей имеется дальнозоркость (гиперметропия).
В 6 месяцев появляется цветовое зрение, а к 6 —9 месяцам формируется стереоскопическое зрение. Ребенок видит мелкие предметы, различает расстояние.
Слайд 28Уши ребенка достаточно морфологически развиты с самого рождения. С первых
часов жизни ребенок способен к восприятию звука. С 7-8 недель
жизни ребенок поворачивает голову в сторону звука.
Нервные механизмы обоняния начинают функционировать со 2-го по 4-й месяц жизни. В это время ребенок начинает дифференцировать запахи: приятные, неприятные.
Вкусовое восприятие у ребенка сформировано с рождения. Вкусовые рецепторы у ребенка занимают относительно большую площадь, чем у взрослого. Порог вкусовой чувствительности у новорожденного выше, чем у взрослого человека.
Слайд 29По мере развития ребенка меняется чувствительность к тактильным ощущениям. Сначала
тактильные ощущения воспринимаются телом: ребенок любит, чтобы его качали, носили,
пеленали, массировали ножки и ручки. Грудной ребенок к трем месяцам чувствует предметы, к которым прикасается пальчиками на мгновение. К пяти месяцам кроха пытается потрогать все, что окружает его.
Слайд 30Сон
Ребенок первого года жизни спит большую часть суток.
0-3 месяца:
16-17 часов в сутки
3-6 месяцев: 14-15 часов в сутки
7-12 месяцев:
13-14 часов в сутки
Слайд 31Развитие речи
На 3-м месяце появляются первые голосовые реакции (гуление).
начинается речевое
подражание.
Со второго полугодия жизни ребенок начинает понимать речь,
К концу первого
года жизни, словарный запас – 10-12 слов.
Слайд 32Список литературы
М.М. Безруких и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка).
– М.: Академия, 2003. С.-323-343.
Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. Анатомия и
физиология детского организма. – М. Просвещение, 1986. – 287 с.
М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. Анатомия и физиология детей и подростков. – М. Академия, 2002. – 456 с.