Слайд 1КОНЦЕПЦИЯ
развития инклюзивного образования в Республике Казахстан
Слайд 2Концепция разработана в соответствии со статьей 30 Конституции Республики Казахстан,
нормами Законов Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»,
«О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «Об образовании», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, которыми определяется необходимость обеспечения равных прав и возможностей получения среднего общего образования всеми гражданами республики независимо от национальности, языка, пола, социального положения и состояния здоровья.
Слайд 3В республике на январь 2009 года по данным республиканской психолого-медико-педагогической
консультации выявлено 149246 детей с ограниченными возможностями в развитии.
Обучение детей
данной категории осуществляется в 35 специальных детских садах и 228 специальных группах в организациях дошкольного образования общего назначения, в 101 специальной (коррекционной) школе и 820 специальных классах при общеобразовательных школах.
Сегодня в республике свыше 16 тысяч детей с ограниченными возможностями интегрированы в среду их нормально развивающихся сверстников, из них свыше 3000 детей дошкольного возраста посещают 395 детских садов, более 12000 детей школьного возраста обучаются в 769 общеобразовательных школах
Слайд 4 Концепция инклюзивного образования строится на основании следующих
принципов:
1.организация ранней диагностики и коррекционно-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями
в развитии;
2.обязательное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, интегрированного в общеобразовательный процесс;
3.определение для каждого ребенка возможной и полезной формы интеграции
Слайд 5Основными направлениями развития инклюзивного образования являются следующие:
1. Формирование толерантного отношения
общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии.
Для внедрения Концепции
инклюзивного образования в повседневную практику необходимо формирование позитивного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии. С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, средств массовой информации (СМИ), благотворительных организаций, коммерческих структур и других неправительственных организаций.
Слайд 6 2. Создание нормативной правовой базы, призванной определить:
статус интегрированного
ребенка, в том числе обеспечение его специальным образовательным «полисом», позволяющим
получать необходимую коррекционно-педагогическую помощь;
статус общеобразовательных организаций, принимающих ребенка с ограниченными возможностями;
статус, новые функции и структурные изменения в специальных (коррекционных) организациях образования в связи с выполнением ими консультативно-методической работы по сопровождению интегрированных детей в организациях образования общего типа.
Слайд 7 3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с
ограниченными возможностями в развитии.
Для своевременного выявления, диагностики и консультирования детей
с ограниченными возможностями в развитии необходимо функционирование диагностико-консультативной службы, состоящей из двух последовательных этапов:
выявления (скрининга) детей с риском отклонений в развитии в организациях родовспоможения и первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
комплексной, углубленной диагностики психического развития в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).
Слайд 8 4. В общеобразовательной среде должны быть предусмотрены различные варианты
включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого
ученика возможного и полезного для его развития варианта включения:
обучение ребенка по общеобразовательной или по индивидуальной программе в общем классе или группе детского сада и получение им специальной коррекционно-педагогической помощи;
основное школьное время ребенок обучается в специальном классе по специальной программе (язык, чтение, математика), другую часть времени он занимается по обычной общеобразовательной учебной программе (ИЗО, технология, физкультура, музыка) вместе с учениками своего возраста;
ребенок посещает только специальный класс и учится там по специальной программе, но при этом он принимает непосредственное участие в жизни школы: совместные завтраки, совместные посещения воспитательных мероприятиях и досуга, участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях.
В зависимости от степени выраженности недостатков в развитии дети получают образование в полном или неполном объеме учебной программы общеобразовательной школы.
Слайд 9Психолого-медико-педагогическое сопровождение интегрированных детей.
Все дети с ограниченными возможностями в развитии
должны получать специальную коррекционно-педагогическую, социальную, медицинскую и психологическую поддержку в
соответствии с их особыми потребностями, установленными в психолого-медико-педагогической консультации. В ПМПК в результате комплексного обследования определяется вид и форма образования для каждого ребенка, составляется комплексная программа реабилитации и разрабатываются рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту
Слайд 106. Профессионально-трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии.
Инклюзивное образование
предполагает право получения лицами с ограниченными возможностями профессионального образования в
общеобразовательном пространстве на всех уровнях: в профессиональной школе, колледже, вузе при создании необходимых условий и среды.
Слайд 117. Программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение образования общего типа для удовлетворения
особых потребностей детей.
8. Кадровое обеспечение
Слайд 129. Материально-техническое оснащение организаций образования общего типа для удовлетворения особых
потребностей детей.
Детям должны быть созданы условия:
для физического доступа (пандусы, лифты,
поручни, специально оборудованные места общего пользования и пр.);
для организации процесса обучения (рабочее место в классе, устройства для чтения и письма, современное оборудование для звукоусиления, специальные наглядно-дидактические пособия и комплекты).
Слайд 13 10. Проведение специальных научных исследований.
Учитывая новизну, социальную значимость,
сложность, комплексность проблем, связанных с развитием инклюзивного образования в республике
необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований.
11. Включение родителей и общественных организаций в процесс развития инклюзивного образования.