Слайд 1
НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В.В.Чубаровский
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ
И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
МОСКВА 2010
НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН
Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ»
«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и
социального благополучия» -преамбула устава ВОЗ.
Слайд 3
INEQUALITIES IN YOUNG
PEOPLE`S YEALTH
Health Behaviour in School-Aged Children Study:
WHO Collaborative
Cross-National Study
International report from the 2005/2006 survey
ЗДОРОВЬЕ И
ПОВЕДЕНИЕ
ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© WHO, 2008
www.hbsc.org
Слайд 4Число 11-летних школьников,
которых запугивали по крайней мере 2 раза
в течение последних месяцев (%)
www.hbsc.org
Д 21%
М 23%
Слайд 5Число 15-летних школьников,
которые употребляли гашиш
в течение последних 30-ти
дней (%)
www.hbsc.org
Д 3%
М 6%
Слайд 6Число 11-летних школьников, вовлечённых в драки по крайней мере 3
раза
в течение последних 12-ти месяцев (%)
www.hbsc.org
Д 11%
М 33%
Слайд 7Число 15-летних школьников,
у которых было сексуальное общение (%)
www.hbsc.org
Д 24%
М
Слайд 8Число абортов в России
2007 г. – 1,4 млн. (10% -
у подростков)
В 2007 г. у 15-ти летних девочек состоялись 2.441
роды и 700 абортов
Слайд 9Сферы определяющие состояние психического благополучия школьника
Макросоциальная
Микросоциальная
Личностная – психобиологические свойства
Слайд 10ВЕДУЩИЕ МАКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
резкое расслоение общества по
материальному признаку;
обнищание значительных социальных групп, в том числе отвечающих
за охрану здоровья и формирование личности детей и подростков;
отсутствие общепризнанных нравственно-этических общественных ценностей и противоречивые представления о социально одобряемых формах и способах психической адаптации формирующейся личности;
распад общественных организаций, осуществлявших как педагогические функции, так и организацию свободного времени учащихся;
крайне негативного влияния средств массовой информации, пропагандирующих зачастую криминальные ценности, насилие, перверзные формы сексуального поведения, терпимого отношения к употреблению ряда психоактивных веществ;
навязчивая реклама алкоголя, табакокурения;
развитие индустрии развлечений, в частности, широкое распространение игровых салонов, стимулирующих патологические формы зависимости от азартных игр;
отсутствие эффективного медико-психологического контроля над преобразованиями в образовательной сфере, ведущих к резкому увеличению информационной нагрузки и психоэмоциональному перенапряжению;
негативные тенденции состояния психического здоровья части педагогов и увеличение значения дидактогений в психической дезадаптации учащихся.
Слайд 11Ведущие микросоциальные факторы влияющие на психосоциальное благополучие ребёнка
Внутрисемейные –специфика воспитания,
структура семьи, отношения родителей, алкоголизм родителей, материальное положение, наличие симблингов
и прочее.
Особенности школьной обучающей и формирующей личность среды – отношение ребёнка с педагогами, состояние здоровья преподавателей, ролевые отношения в формальной микрогруппе, успеваемость, соответствие интеллектуальной нагрузки психофизиологическим возможностям ребёнка, психологический климат в педагогическом коллективе, наличие доминирующих ценностных ориентиров и пр.
Особенности неформальной микрогруппы – организация свободного времени ребёнка, участие в неформальных подростковых группировках с признаками «автономной морали», ролевые функции ребёнка, чрезмерные интеллектуальные нагрузки и пр.
Слайд 12ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА
Состояние психического и физического здоровья ребёнка;
Особенности психотипа (преморбидные
свойства);
Уровень психофизиологического развития;
Особенности высших психических (духовных) сиойств личности
Слайд 13Распределение старших подростков -учащихся школы «Лукоморье» и обычных школ на
группы здоровья
Слайд 14РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ И СТРУКТУРА ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ПОДРОСТКОВОМ КОНТИНГЕНТЕ УЧАЩИХСЯ
ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА
Слайд 15Распространенность пограничной психических расстройств и расстройств поведения в школе здоровья
«Лукоморье» и традиционных школах (‰)
Слайд 16
РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ И СТРУКТУРА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ КОНТИНГЕНТЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ЗДОРОВЬЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА
Слайд 17
Распространенность акцентуаций характера среди учащихся обычных школ, профессионального училища и
школы здоровья «Лукоморье»
Слайд 18ШКОЛА, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ: ОТ ДЕКЛАРАЦИИ ДО ДЕЙСТВИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ
КОНЦЕПЦИЯ
(Кучма В.Р. – 2009)
ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ
ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-УЧАЩИЙСЯ-РОДИТЕЛИ»
Слайд 19Выводы:
Состояние психосоциального здоровья подрастающего поколения страны требует разработки и осуществления
экстренных, комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макросоциальном, микросоциальном
и личностном уровнях;
Предложенная и апробированная медико-психолого-педагогической модель школы здоровья «Лукоморье» обеспечивает эффективную психопрофилактику в отношении пограничной психической патологии и гармоничного протекания пубертатного криза;
Междисциплинарность проблем охраны психосоциального здоровья учащихся требует разработки и внедрения в программы подготовки специалистов медиков, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.