Слайд 1Концептуальные основы, Структура, основное содержание и особенности ФГОС ДО
Некрасова Анна
Анатольевна
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры дошкольного и начального образования
Тверского областного
института усовершенствования учителей
Слайд 4Содержание ООП
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 5Социально-коммуникативное развитие
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Слайд 6Социально-коммуникативное развитие
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
Слайд 7Социально-коммуникативное развитие
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 8Познавательное развитие
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных
действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных
представлений
Слайд 9Формирование первичных представлений:
о себе, других людях, объектах окружающего мира,
о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 10Речевое развитие
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение
активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 11Художественно-эстетическое развитие
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
Слайд 12Художественно-эстетическое развитие
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и
др.).
Слайд 13Физическое развитие
приобретение опыта двигательной деятельности:
выполнение упражнений, направленных на развитие
физических качеств: координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию крупной и мелкой моторики обеих рук;
выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
Слайд 14Физическое развитие
овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции
в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Слайд 15Виды деятельности для детей дошкольного возраста (3 года - 8
лет)
игровая
коммуникативная
познавательно-исследовательская
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой
труд
конструирование
изобразительная
музыкальная
двигательные формы активности ребенка.
Слайд 17Часть, формируемая участниками образовательных отношений
должна учитывать:
образовательные потребности, интересы
и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в
частности, может быть ориентирована на:
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
сложившиеся традиции Организации или Группы
Слайд 18Условия реализации ООП
3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования:
к
психолого-педагогическим,
кадровым,
материально-техническим
финансовым условиям реализации Программы,
к развивающей предметно-пространственной
среде.
Слайд 19Требования к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.4.)
должна быть:
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
безопасной.
Слайд 20Оценка индивидуального развития детей
(п. 3.2.3.)
При реализации Программы может проводиться
оценка индивидуального развития детей.
в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)
Результаты могут использоваться исключительно для:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Слайд 21Целевые ориентиры ДО
Требования к результатам освоения Программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Слайд 22Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Слайд 23ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
и прежде всего в игре;
ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Слайд 24ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Слайд 25Возможности применения целевых ориентиров (п. 4.4.)
Являются ориентирами для:
а) построения образовательной
политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих
для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
формирования Программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Слайд 26Возможности применения целевых ориентиров (п. 4.7.)
выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы
настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Слайд 27Возможности применения целевых ориентиров (п. 4.3.)
не подлежат непосредственной оценке, в
том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга),
не являются основанием для
их формального сравнения с реальными достижениями детей.
не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей7.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников8.
Слайд 28не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так
и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Возможности применения целевых ориентиров (п. 4.5.)