Слайд 1Кооперационно-сетевые взаимодействия-современный ресурс развития экономики
М к лекц. 8
Методика анализа
кооперационно-сетевых взаимодействий организации (предприятия, сети предприятий)
Слайд 6Анализ современных взаимодействий позволяет выделить четвертый формат взаимодействия - кооперационно-сетевые
взаимодействия
.Кооперационно-сетевые взаимодействия – это прежде всего взаимодействия бизнес-структур на основе
признания общих целей и ценностей, кооперации своих ресурсов или их частей, при сохранении самостоятельности участников и их добровольного лидерства, при соблюдении добровольной связанности, при возможном взаимодействии с властными и общественными структурами, умело гармонизирующих взаимоотношения иерархических, рыночных (квазирыночных) и сетевых структур.
Для анализа кооперационно-сетевых взаимодействий используем комплексный подход на основе метода функционально-средового анализа и проектирования КСВ
Слайд 82. Функционально-средовой метод анализа и проектирования кооперационно-сетевых взаимодействий (КСВ).
Деятельность
всех бизнес-структур в современном рыночном пространстве осуществляется в сложном взаимозависимом
факторном (функциональном и средовом) взаимодействии. Проанализируем условия деятельности конкретной организации через функционально средовой подход (метод) (рис. 1.1).
Любая деятельность конкретной организации (бизнес-единицы) осуществляется в тех условиях, которые в ней сформированы в результате взаимодействия сотрудников, выполняющих соответствующие функции, обеспечивающие действия организации и достижение поставленных перед организацией (учреждением) целей. Это будет внутренняя среда организации. Во внутренней среде организации каждая из функций осуществляется как нацеленные скоординированные действия различных подразделений и отдельных сотрудников для получения конечных результатов деятельности. Деятельность организации осуществляется во взаимодействии с внешней средой, средой взаимодействия и работает в конкурентной среде, выполняя в своей внутренней среде воспроизводящийся динамичный цикл — постоянной адаптации к изменениям указанных выше окружающих сред.
Слайд 9Деятельность организации осуществляется во взаимодействии с внешней средой, средой взаимодействия
и работает в конкурентной информационно-коммуникационной среде, выполняя в своей внутренней
среде воспроизводя щийся динамичный цикл — постоянной адаптации к изменениям указанных выше окружающих сред. Исходя из классического разделения управления на функции и их описания сделанные французским ученым и управленцем А. Файолем и ориентируясь на реалии сегодняшнего бизнеса, следует признать, что каким бы ни было предприятие: простым или сложным, небольшим или крупным, в том числе входящим в сеть предприятий эти группы операций, существенные функции присущи для него всегда. Рассмотрим это на основе функционально-средового подхода (рис 1.1). в основе которого лежит понимание, что предприятие реализует свою деятельность через осуществление соответствующих функций, в том числе в внутри предприятия, в конкурентной среде, в среде взаимодействия и во внешней среде исходя из конкретных условий.
Слайд 10Табл Функционально-средовой анализ деятельности предприятия
Слайд 11Функции предприятий сетевого бизнеса безусловно учитывают особенности сетевого взаимодействия, которые
по Дж. Липнек и Дж. Стэмпс [Lipnack, Stamps, 1994, 1997]
характеризуются следующими пятью ключевыми организационными принципами. [16]
1.Единая цель, общие взгляды, ценности и цели обеспечивают устойчивость сети. Разделяемая всеми участниками концентрация на желаемых результатах поддерживает синхронизацию операций и сетевую направленность (directionality).
2. Независимые члены, каждый участник сети, будь то индивид, компания или страна, в состоянии продолжать независимое существование, получая при этом выгоду от своего положения в рамках сетевой структуры (т. е. выгоды от интеграции).
3. Добровольная связанность, отличительной чертой сетей являются существующие в них сязи, партнеры объединяют силы и ресурсы на добровольной основе;
4. Наличие нескольких лидеров («меньше начальников, больше лидеров»: каждый индивид или группа в сети обладают чем-то уникальным, внося свой вклад в определенной точке или части процесса.
5. Интегрированные уровни: сети являются многоуровневыми. Кооперация осуществляется между индивидами, подразделениями организаций, организациями, которые могут в свою очередь иметь как плоскую, так и иерархическую структуру.
Слайд 12Как отдельные предприятия так и структура кооперационно-сетевого взаимодействия (предпринимательская сеть,
кластер, кооператив, холдинг и др.) имеет внутреннюю среду, работает в
конкурентной среде, в среде взаимодействия и информационно-коммуникационной и во внешней среде.
Слайд 17Кооперационно-сетевые взаимодействия
Повышают производительность фирм и отраслей
Создают возможность для
современного инновационного развития
Формируют новые возможности за счет системного взаимодействия
и обучения
- самостоятельность каждого участника и стремление к результату, согласование действий ведут к большему результату;
- предоставление ресурсов и их совместное использование ведут к экономии масштаба;
- объединенный доступ к опыту лучших, квалифицированным сотрудникам, большей информации, услугам;
- экономия за счет совершенст- вования логистических цепочек;
- профессионализм управления, лучшее использование финансов, материалов, оборудования
- объединенная информация, доступ к новым технологиям позволяют быстрее использовать инновации;
- формируются возможности для взаимодействия новых ресурсов;
- широкое общение позволяет предвидеть новые направления развития и их использовать;
- системные инновации многих лидеров КСВ побуждают других и ведут к ускорению инноваций во в сей цепочке формирования ценности;
- в КСВ возникает существенное снижение рисков
- повышение профессиональных компетенций за счет обмена опытом и решения более сложных задач;
- постоянное взаимодействие руководителей, специалистов и работников создают условия для роста их компетенций;
- укрепление неформальных связей способствуют появлению новых идей в бизнесе и их коллективной реализации;
- более совершенные и расширенные потоки информации по всем видам деятельности и ресурсам.
Рис
Слайд 19Табл 2.3. Оценка кооперационно-сетевого взаимодействия - предприятие-партнеры
Слайд 242.3. Анализ уровней и глубины кооперационно-сетевых взаимодействий
При анализе уже работающего
на рынке предприятия прежде всего желательно уточнить надежность и формы
договоров взаимодействия с поставщиками сырья и ресурсов. На рис 2.1. эти связи предприятия и поставщиков сырья обозначены линиями 1- 5,а по ресурсам, обеспечивающих работу предприятия линиями 6,7.
Проведем анализ их КСВ.
Поставщиками мяса являются 9 индивидуальных предпринимателей (фермеров). Взаимодействия осуществляются на между ними и предприятием строится на долгосрочных договорах поставки. Фермеры получают государственную поддержку по программам развития сельского хозяйства.
Потребительские кооперативы, каждый из восьми объединяют в своем составе на основе Устава более 1730 крестьянских хозяйств. В этом звене следует выделить два уровня взаимодействия а) крестьянское хозяйство - кооператив – объединение осуществляется на основе Устава кооператива, с установлением прав учредителей и органа управления – Правления кооператива и б) взаимодействия- кооператив- предприятие, строятся на основе договоров поставки, определяющих полномочия и ответственность между отдельным кооперативом и предприятием. В этом звене предприятие предусматривает свое участие в финансировании крестьянских хозяйств на приобретение кормов, ветеринарное обслуживание, помощь в приобретении малых автомобилей - рефрижераторов для перевозки мясной продукции на предприятие и др.
Слайд 25Каждое их 7 сельхозпредприятий и мясоперерабатывающее предприятие свои отношения строят
на основе долгосрочных договоров поставки, предусматривающие согласованную на каждый год
цену и объемы поставок. Важным элементом этих отношений являются долгосрочная перспектива продаж мясопродукции, согласованные на год цены, взаимная финансовая и транспортная помощь при непредвиденных ситуациях.
Несколько особо вытраиваются отношения между оптовыми торговыми предприятиями мясной продукции и перерабатывающим предприятием. Эти отношения строятся на разовых компенсационных закупках мяса, в случаях, когда основные поставщики 1,2,3 по каким то причинам не поставили вовремя или в необходимом объеме. Отношения строятся на основе договоров закупки
Слайд 26Отношения с оптовым предприятием (5) поставляющим специи, добавки, приправы, оболочки
для колбасы, упаковочные изделия для полуфабрикатов и др. строятся на
основе долгосрочных договоров-поставки. Предприятие имеет надежного поставщика, специализированного по технологии данного предприятия.
Обеспечение предприятия технологическими ресурсами осуществляется на основе долгосрочных договоров а) с предприятиями монополистами ресурсов ( вода, тепло, пар, канализация). Отношения с предприятиями монополистами выстраиваются с учетом ежегодных изменений утверждаемых им тарифов, соответствующими государственными или муниципальными органами и б) с поставщиками работающими на конкурентом рынке (интернет, телефон, запчасти, ремонтные работы, расходные материалы и др.), с которыми так же постоянно согласовываются условия взаимной работы.
Слайд 27Из проведенного анализа производственно-сырьевого обеспечения деятельности предприятия видно, что в
этом звене можно выделить два уровня кооперационно-сетевого взаимодействия. Первый уровень
КСВ – крестьянские хозяйства- потребительские кооперативы (1730 хозяйств создали 8 кооперативов). Отношения выстраиваются на основе Уставов кооперативов.
Второй уровень КСВ - отношения самостоятельных субъектов бизнеса и перерабатывающего предприятия. Сюда следует отнести с одной стороны предприятие с другой – 9 индивидуальных предпринимателей (фермеров); 8-потребительских кооперативов; 7 сельхозпредприятий; 2 автотранспортных предприятия; 2 поставщика специй, добавок, приправ, оболочки; рыночные поставщики ресурсов (интернет, телефон, ремонт, запчасти, расходные) и поставщики – монополисты ресурсов (тепло, вода, пар, канализация, электроэнергия).
Слайд 28На рыночной основе строятся отношения предприятия с 2 оптовыми предприятиями
поставщиками мясной продукции, у которых закупается сырье в случае неполной
поставки от основных поставщиков (1-2-3). Видно, что коперационно-сетевое взаимодействие на этих двух уровнях некоторым образом страхуется наличием договоров закупки на чисто рыночных отношениях с 2 оптовыми поставщиками мясной продукции. Такие же отдельные случаи имеются при закупке других редко используемых товаров или запасных частей или при оказании аналогичных , в том числе аварийных) работ.
Слайд 29Третий уровень кооперационно-сырьевых взаимодействий выявляется в звене- предприятие- сбыт продукции.
Линии 10-15. Сюда же можно отнести и деятельность потребительского сбытового
кооператива -связи 16,20,21,22 и сбыт без кооператива – связь-17
Предприятие развивает свою дистрибьютерскую сеть (10), работающую на 11 территориях региона. Дистрибьютерами выступают самостоятельных 5 ООО, 6 ИП, работающие на основе договоров долгосрочной дистрибьюции, которые предусматривают регулярные закупки у предприятия определенного объема и ассортимента, для 4-х устанавливается 10 дневная отсрочка оплаты, 7-рассчитываются после получения товара, для 7 из них организована централизованная доставка продукции, остальные 4 получают и вывозят продукцию самостоятельно. Возврат возможен только некачественной продукции.
Слайд 30Мелкооптовая торговля (11) организуется непосредственно на предприятии силами отдела сбыта
и предусматривает приобретение продукции всего ассортимента, малыми и средними предприятиями,
самостоятельный вывоз на основе товарной накладной и расчета до вывоза продукции с территории.
Предприятие через службу сбытовой деятельности (12) участвует в конкурсах на поставку своей продукции всего ассортимента по государственным и муниципальным контрактам (договорам поставки). Основными приобретателями продукции выступают школы, детские сады, больницы, договора поставки заключаются для школ и детских садов на период до5-6 месяцев, для больниц на 12 месяцев. Цены, объемы и фасовки формируются по результатам торгов.
Через собственную сбытовую сеть (13) реализуется весь ассортимент продукции в 7 собственных фирменных магазинах, на основе еженедельных заказов. Цену формирует предприятие, в зависимости от расположения соответствующего магазина. Возврат денег за продукцию через 10 дней, на основе ФЗ № 381.
Слайд 31Предприятие реализует часть своей продукции, через торгово-логистический центр (14) (ТЛЦ)
, с которым заключен долгосрочный договор поставки. Цены, объемы, ассортимент
согласовываются раз в полгода.
С предприятием через ТЛЦ работают две торговые сети (15), заключившие долгосрочные договора поставок продукции. Согласование объемов, упаковок, ассортимента, цен координируется раз в квартал. Расчеты за поставленную продукцию в соответствии с ФЗ 381. С сетями заключен договор на маркетинг продукции и предоставление ей «хороших полок»
Слайд 32Производственное предприятие, с целью наличия большего объема продукции и её
ассортимента, выступило инициаторов создания потребительского-сбытового кооператива, в который вошли, кроме
самого предприятия, три самостоятельных производителя мясной продукции (16, 20, 21, 22. ( ООО-1, ООО-2, ИП-1). В результате возросшего объема и расширения ассортимента с предприятием охотно работают ТЛЦ, поставляющий мясную продукцию в две торговые сети, 4 крупных магазина, 4 столовые и 2 кафе, заключившие долгосрочные договора -закупок.
Потребительско-сбытовой кооператив заключил договора с тремя предприятиями мясопереработки (два ИП и ООО), которые по договору потребительско-сбытового кооператива поставляет продукцию своих предприятий в торгово-логистический центр(17), что формирует больший объем и устойчивый ассортимент и создает благоприятные условия. Цена на эту продукцию, условия, графики поставок и др. согласовывается кооперативом в согласии с ТЛЦ.
Таким образом мы видим, что сбытовая деятельность так же выстроена в формате кооперационно-сетевого взаимодействия третьего уровня,
Слайд 33Кооперационно-сетевые взаимодействия присущи для взаимодействия предприятия с дистрибьютерами (10), собственной
сбытовой сетью (13), в работе с торгово-логистическим центром (14) включая
работы с двумя торговыми сетями (15).
Четвертый уровень кооперационно-сетевых взаимодействий выстроен в работе предприятия с потребительско-сбытовым кооперативом (16), с его членами (17,18,19) и с предприятиями не членами кооператива (20).
В анализируемой сбытовой деятельности присутствуют так же и иерархические отношения при осуществлении мелкооптовой торговли (11) и государственно-муниципальных закупках (12). что следует учитывать при анализе всей работы предприятия.
Задания для СРС
Региональные технологические платформы как
инструмент инновационного развития территории: монография /В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, Д.А. Толстой, А.О. Куимов.–М.:ИНФРА–М ; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016.–343 с. – (Научная мысль).
Kuimov V.V. Contextual-Functional Analysis of the Enterprise Performance. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research 2017,_ Vol 23, No 2_ files C.356-362. ISBN DOI 10/1108/IJEBR-09-2016-0286 Scopus
3. Куимов В.В. Ананина Р.Ф Оценка кооперационно-сетевых взаимодействий через системный подход Российское предпринимательство. — 2017. — Том 18. — № 24. — doi: 10.18334/rp.18.24.38606
Kuimov V.V. E.V. Sherbenko Cooperative -network Inter –action as a Nev Resource of Post-industrial Development/ North-East Asia Academic Forum. 2017/1 (12), Harbin University of Commerce, 8, 2017 S. 233-237
Задание для самостоятельной работы слушателей :
С использованием функционально-средового метода проведите анализ кооперационо-сетевого взаимодействия вашего предприятия. Выделите уровни интеграционных взаимодействий. Покажите наиболее значимые для КСВ узлы (подразделения, организации)