Слайд 1КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
биология 6 класс
Слайд 2Решите биологические задачи
Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие
из них более древние?
Почему так считаете?
Задача №1
Рис. 1
Рис.
2
Слайд 3Задача №2
Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие
изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?
Рис.
3
Слайд 4Задача №3
Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили
на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения?
Ответ поясните.
Рис. 4
Слайд 5Задача №4
Тело рыб очень разнообразно по форме:
у лещей высокое и
сильно сжатое
с боков
скатов – сплюснутое в
спинно-брюшном направлении
у акул - торпедообразное
В связи с чем могли развиться такие особенности строения?
Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7
Слайд 6Основные процессы, регулирующие и координирующие жизнедеятельность организмов
регуляция
раздражимость
координация
чувствительность
Слайд 7РАЗДРАЖИМОСТЬ
ОБЩЕЕ СВОЙСТВО ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ;
СПОСОБНОСТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ОПРЕДЕЛЁННОЙ РЕАКЦИЕЙ.
Слайд 8ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
СВОЙСТВО ЛЮБОГО ОРГАНИЗМА ВОСПРИНИМАТЬ РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И
ОТ СОБСТВЕННЫХ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ.
Слайд 9РЕГУЛЯЦИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ, УПОРЯДОЧИВАНИЕ.
Слайд 10КООРДИНАЦИЯ
СОГЛАСОВАНИЕ, СОПРОДЧИНЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ КАКИМИ-ЛИБО ДЕЙСТВИЯМИ, ЯВЛЕНИЯМИ, ПОНЯТИЯМИ.
Слайд 11 Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие, что простейшие
организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов.
Изучите рисунки на стр. 100 и 101 учебника.
Слайд 12Светочувствительный глазок (стигма) – специальный органоид светоощущения
Слайд 13Инфузория туфелька имеет особые волокна, которые пронизывают её и координируют
работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным,
а движение инфузории – хаотичным.
Слайд 14Движения простейших
Та́ксисы Тропизмы
Слайд 15Та́ксис
(от древнегреческого τάξις — строй, порядок, расположение по порядку) — двигательные реакции
в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам,
некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.
Слайд 16Тропизмы
(от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста
или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).
Слайд 17 Работу всех органов, их связь
с окружающей средой у
сложноорганизованных животных регулируют
нервная и эндокринная системы.
Слайд 18В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития:
1-й этап –
диффузная, или сетчатая система (гидра);
2-й этап – узловая нервная система (дождевой
червь);
3-й этап – нервная трубка (человек).
Слайд 19Диффузная нервная система — представлена у кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное
нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном
раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ — реагирует все тело.
Слайд 20 Узловая нервная система ,
или
сложная ганглионарная система — представлена у членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая
часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы — ганглии. У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними — единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков).
Слайд 21Нервная трубка
зачаток центральной нервной системы у хордовых;
в ходе эволюции видоизменяется
в головной и спинной мозг.
Слайд 22РАССМОТРИМ СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ
Слайд 23Работа с учебником:
В учебнике на стр.104 изучите рисунок «строение головного
мозга позвоночных животных», определите:
отделы головного мозга;
размеры отделов головного
мозга разных животных;
предположите вес головного мозга позвоночных, представленных на рисунке.
Найдите в учебнике (§14) информацию о коре больших полушарий головного мозга.
Слайд 24В основе нервной деятельности лежат
РЕФЛЕКСЫ
-
НАЙДИТЕ В §14 УЧЕБНИКА ИНФОРМАЦИЮ О РЕФЛЕКСАХ;
- ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ.
УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС
БЕЗУСЛОВНЫЙ
РЕФЛЕКС
Слайд 25Рефлекс
– это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение,
осуществляемая при посредстве нервной системы.
Слайд 26Эндокринная система -
(греч. endon внутри + krino отделять, выделять) — система
желез внутренней секреции.
Эндокринные железы, которые образуют эту систему, выделяют в
кровь около 20 видов разных химических веществ, которые называются гормонами.
Кровь доносит гормоны к определенным тканям, которые называются мишени. Это ткани, чувствительные к определенным гормонам, такие, на которые эти гормоны могут оказать длительное воздействие.
Слайд 27Рассмотрим строение эндокринного аппарата на примере человека
Слайд 28Гипофиз
Гипофиз выделяет гормоны, регулирующие деятельность других желез, так же он
влияет на рост, управляет работой желез груди, выделяющих молоко, способствует
вырабатыванию этого молока, управляет количеством выделяемой мочи, приказывает яичкам мужчины производить сперму, а яичникам женщины яйцеклетку.
Слайд 29Регуляция у растений
Химическая координация у растений осуществляется так
называемыми
ростовыми веществами, которые можно считать аналогом гормонов
животных.
Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе.
Слайд 30 Гормональная регуляция по сравнению с нервной осуществляется гораздо
медленнее, но даёт более длительный эффект.
Слайд 31СПАСИБО)))
Домашнее задание:
Читать параграф №14, вопросы 1,2,3 письменно, вопросы 5-14
устно.