Слайд 1
Корнелий и Апостольский собор.
Перед тем, как мы приступим к обсуждению
истории Корнелия, мы должны посмотреть историю обращения эфиопского евнуха (Деян.
8, 26 -40).
Слайд 2
Пророчество Исайи 56, 3: «И да не говорит евнух «вот
я сухое дерево».
Ограничение снято Иисусом Христом.
Таким образом евнухи могли стать
иудеями и членами Церкви.
Для Луки этот человек был скорее прозелитом.
Из Деяний 10 -11 видно, что Лука видел в Корнелии первого обращенного язычника.
Слайд 3Лука использовал простую легенду об обращении благочестивого язычника Корнелия.
Подобие
этой легенды рассказу об обращении евнуха
Оба рассказа оригинально
были типичными легендами об обращении.
Слайд 4Оба рассказа отражают состояние Церкви перед спором в Антиохии (Гал.
2, 11)
«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично
противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?»
Слайд 5
Тогда отдельные язычники были иногда приняты в Церковь, без того,
чтобы это вызывало какие-либо трудности
Слайд 6
Несомненно, что ранняя Церковь проявляла колебания, что касается принятия
язычников, по крайней мере до начала более организованной миссии апостолом
Павлом. Однако это не значит, что обращенных язычников не было. Несколько изолированных случаев обращения язычников, как в случае с благочестивым Корнелием, не вызвали такого сопротивления как широкомасштабная миссия, организованная апостолом Павлом.
Слайд 7Следовательно, мы должны спросить, что Лука добавил к этой простой
легенде.
Кажется, что вся 11 глава является построением Луки. Это
посторенние с небольшими изменениями главы 10, и делает из отдельного случая универсальный принцип. Принцип принятия язычников применен ко всей Церкви, которая представлена лидерами на собрании в Иерусалиме.
Слайд 8Более того, проблема общения, особенно в принятии пищи, которая является
причиной оправдательной речи в 11:3 сл. (говоря: ты ходил к
людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.)
Слайд 9
С помощью повторения в главе 11 событий, которые были
описаны в главе 10 Лука подчеркивает огромное значение события и
использует его для того, чтобы выразить принцип, таким образом подготавливая то, как он будет использовать это событие в главе 15.
Слайд 10Видение Петра (Деяния 10: 9 -16
На другой день, когда они
шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел
на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. ) может быть добавкой Луки
Слайд 11
Оно может также отражать реальный опыт Петра в другом контексте,
может быть во время спора в Антиохии. Лука мог найти
это предание и не зная оригинального контекста, использует его здесь. Однако мы не можем исключить того, что история этого видения была получена Лукой вместе с рассказом об обращении Корнелия.
Слайд 12
Наиболее очевидный контекст этой истории это вопрос о чистой и
нечистой пище, причем Лука превращает его в вопрос о чистых
и нечистых людях (10:28) (И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено общаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.)
Слайд 13
Некоторые исследователи полагают, что в оригинальном предании речь шла только
о еде, и что Лука использовал его, чтобы поднять вопрос
о чистых или нечистых людях.
Само видение в его оригинальном контексте могло иметь целью не изменение взглядов Петра на чистую или нечистую пищу, но на чистых и нечистых людей. Вполне возможно, что это видение в Деяниях находится в своем оригинальном контексте и не нуждается в его реинтерпретации с помощью событий в Антиохии.
Слайд 14
Речь Петра это другая большая часть главы 10, которая часто
приписывается Луке. Как и другие речи в Деяниях она несет
характерные черты стиля Луки и слишком длинна для того, чтобы быть передана как часть устной традиции. Она содержит некоторые странные элементы, например слова: вы знаете слово, которое было послано Израилю (10:36). Она не похожа на другие речи, обращенные к язычникам в Деяниях 14 и 17. Это показывает, что Лука писал эту речь на основе определенных образцов, и поэтому она содержит элементы, которые не подходят к определенной ситуации.
Слайд 15 Некоторые части, как мы видели звучат странно в этом
контексте. Другие же являются прямыми ответами на вопрос о допуске
язычников в Церковь. Деяния 10:35 (но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему) говорит о универсальности Евангелия. Объяснение того, что некоторые стихи подходят к ситуации, а некоторые нет, может заключаться в том, что Лука писал эту речь с одной стороны для определенного контекста, а с другой стороны, опираясь на образцы для подобных речей в ранних главах Деяний.
Слайд 16Часто предполагается, что существует две основных проблемы, которые лежат в
основе повествования о Корнелии – первая это вопрос о общении
за столом Иудеев и язычников, и вторая это вопрос об обрезании язычников.
Обе они тесно связаны с вопросом о допуске язычников в Церковь. Они были соединены не только тогда, когда Лука писал Деяния, но и вероятно возникли одновременно, когда Церковь встретилась с проблемой обращенных язычников. Вопрос общения за столом был связан с вопросом пищевых правил, и оба эти вопросы связаны с вопросом об обрезании.
Слайд 17
Следовательно, когда Лука включает в историю о допуске в Церковь
необрезанного язычника, еще и видение о чистой и нечистой пище,
вполне может быть, что он соединяет два разных предания, два разных материала, но эти два разных предания тесно связаны между собой. В конце концов они связаны с одним и тем же вопросом, и Лука знает это.
Слайд 18Повествование об обращении Корнелия важно для Луки по нескольким причинам.
Одна из наиболее поразительных черт в этом повествовании это внимание,
которая уделяется благочестию Корнелия. Он изображен как типичный пример благочестивого язычника, факт который Лука подчеркивает своим обычным способом, то есть с помощью повтора
Деян. 10:2
благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
Деян. 10:4
Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. (ср. Лук. 7: 1 – 10)
Слайд 19Корнелий показан как представитель всех Боящихся Бога и подчеркивание его
благочестия служит для того, чтобы показать, что Церковь принимает не
всех язычников, а только благочестивых, таких, каких иудеи тоже бы приняли. Может быть Лука хотел просто показать, что Корнелий, хотя и язычник, все же не такой плохой человек. Иудеи не должны свысока смотреть на язычников, поскольку язычники тоже находятся под водительством Бога и Бог благословляет их. Как и в Лук. 7: 1 -10 (исцеление слуги сотника) Лука может быть представляет здесь прагматическое оправдание языческой миссии, вместе с «богословским» оправданием.
Слайд 20
Никакое другое повествование в Деяниях не представлено так эпически, как
обращение Корнелия. Об этом говорят не только главы 10 –
11, но и в главе 15 оно повторяется, только в сокращенном виде. Длина повествования и повторение, это те способы, которые использует Лука, чтобы убедить читателя в важности события. Для Луки это типичный случай для оправдания приема язычников в Церковь.
Слайд 21Бог ясно показал, что язычники не нуждаются в обрезании перед
принятием в Церковь, поскольку они получили Духа как и во
время пятидесятницы.
Деян. 10:44: Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. ,
Деян. 11:15: Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.
Нет необходимости и в соблюдении пищевых правил во время совместных трапез иудеев и язычников (Деян. 11:3 сл.). Поэтому нет никакого сомнения, что Бог хочет, чтобы язычники стали равноправными членами Церкви.
Слайд 22Бог играет основную роль в главах 10 – 11 по
сравнению с относительно пассивной ролью людей. Ссылка на ангелов
10:
22 - Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
10: 30 - Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
11:13 - Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела святого, который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; ) видение Петра (10: 9-16) с его тройным приказанием, видение Корнелия (10:3 сл.), неведение Петра о значении и его слепое повиновение Богу, все это подчеркивает господствующую роль Бога.
Слайд 23
Миссия среди язычников с самого начала рассматривается не как дело
людей, даже если это и апостолы, но как дело Бога.
На самом деле как Петр, так и лидеры общины в Иерусалиме подозрительно относятся к приказанию Бога и не очень готовы к его выполнению, и все же воля Бога исполняется. И хотя апостолы временно сопротивлялись воле Бога, для Луки все же важно показать, что первый язычник был обращен Петром, который рассматривается как лидер Двенадцати.
Слайд 24
Лука сделал все, что мог, чтобы связать апостолов с языческой
миссией, это ясно показывает как важно это было для него,
и мы увидим это более ясно в главе 15.
Слайд 25Апостольский собор.
Деяния 15 играют центральную роль как для отношения Луки
к языческой миссии, так и к его авторитету как историка.
Ибо здесь, как говорит Лука, проблема миссии среди язычников раз и навсегда решена на собрании апостолов в Иерусалиме, на котором присутствуют все основные лидеры Церкви.
Слайд 26Апостольский собор.
Первый вопрос, который мы должны поставить – это сравнение
Деян. 15. – Гал. 2: 1-10.
1 Потом, через четырнадцать лет,
опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
Слайд 275 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы
истина благовествования сохранилась у вас.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы
ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных -
8 ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, -
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
Слайд 28Апостольский собор.
Часто говориться, что Лука представляет собрание как Собор всей
Церкви, в то время как у Павла это частная встреча
между ним и столпами. Может быть Лука предполагает, что было две встречи:
первая (15:4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. ) было общим собранием всей Церкви, чтобы приветствовать делегацию Антиохии ;
Слайд 29
вторая, где были только старейшины и апостолы: Апостолы и пресвитеры собрались
для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им:
мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
Слайд 30Апостольский собор.
В Деяниях встреча представлена как более важное событие, чем
почти частная встреча в Иерусалиме в рассказе Павла (Галю 2:
2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.) Но оба повествования говорят о том, что было совещание с лидерами иерусалимской церкви.
Слайд 31Апостольский собор.
Серьезной проблемой является, однако, причина путешествия Павла в Иерусалим
в Гал 2:2 Павел говорит, что это было результатом откровения.
Многие видят поэтому в Гал. 2:2 часть аргументации в пользу независимость Павла от Иерусалимской Церкви, то есть, что Павел не получал авторизации ни от иерусалимской ни от антиохийской Церкви. Павел не говорит, что его путешествие в Иерусалим было вызвано проблемами, создаваемыми иудействующими в Антиохии.
Слайд 32Апостольский собор.
В Иерусалиме Павел встречается с противодействием крайней фракции. Лука
описывает их как христианских фарисеев (Деян. 15: 5 Тогда восстали
некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.). Павел называет их «фальшивыми братьями». В обоих случаях они отличаются от группы иудействующих в Антиохии, прибывшими, чтобы затруднить работу собора.
Слайд 33Апостольский собор.
Возможно, однако, что Лука и Павел думали, что обе
группы связаны между собой. Разница состоит в том, что Лука
видит в них христиан, хотя и ошибающихся (Деян 15:5), для Павла они «ложные братья», «ложные христиане». То есть, по мнению Павла, они не были христианами вообще.
Слайд 34Апостольский собор.
Другое очевидное различие состоит в том, что Лука преуменьшает
роль Павла и Варнавы и преувеличивает роль Петра и Иакова.
Единственное, что Павел и Варнава согласно Луке (Деян 15:12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников) делают, это рассказывают о своей предыдущей успешной миссии, хотя и не вдаваясь в детали.
Слайд 35Апостольский собор.
Пространные речи Петра и Иакова почти наверняка написаны Лукой.
Ссылки на Корнелия в обеих объяснимы только этим. Только читатели
Деяний могут понять намек. Слушатели не поняли бы ссылки на какое-то незначительное событие в прошлом, которое стало важным только в повествовании Луки. По крайней мере мы можем предположить, что это было так, поскольку если бы обращение Корнелия было бы таким важным, то сам апостольский собор был бы не нужен, поскольку такие важные события не забываются так быстро.
Слайд 36Апостольский собор.
Амос 9: 11 -13 (Деян 15 : 16 -18)
цитируется по Септуагинте (Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую,
и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его. ). Невозможно, что Иаковы таким образом использовал Библию, и необходимо это приписать Луке.
Слайд 37Апостольский собор.
Ни в одной из речей не упомянуты миссионерские путешествия
Павла и Варнавы, которые согласно Гал. 2 были основным доводом
для собора в признании роли Павла в провозглашении Евангелия, и легитимации его апостольства. Поэтому можно прийти к заключению, что уменьшение роли Павла и Варнавы должно быть приписано Луке.
Слайд 38Апостольский собор.
Хотя на самом деле очевидно, что антиохийская делегация должна
была принять более активную участие в соборе, Лука стремиться показать,
что миссия среди язычников была активно поддержана столпами иерусалимской общины, особенно Петром и Иаковом. Поэтому он принижает роль Павла и Варнавы, конечно не имея это своей целью.
Слайд 39Апостольский собор.
Достигнутое соглашение, сформулированное в Гал. 2:9 (и, узнав о
благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами,
подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным) о том, что Петр должен проповедовать иудеям, а Павел язычникам не имеет параллелей в Деяниях.
Слайд 40Апостольский собор.
Более того, хотя Павел является апостолом язычников par excellence,
после главы 15 он также проповедует и иудеям. И хотя
в Деяниях описывается иудейская миссия после собора, ни Петр, ни другие апостолы не участвуют в ней. Само соглашение из Гал. 2:9 представляет проблему.
Понимать ли его географически или религиозно - этнически, оно не практично и нереалистично. Поэтому скорее всего оно значит просто, что собор признал свободу миссии Павла среди язычников и это теперь указывает на основное направление миссионерской деятельности.
Слайд 41Апостольский собор.
Некоторые исследователи предлагают принимать это соглашение так, как оно
описано в Гал. 2:9. Они считают, что на соборе было
достигнуто именно это соглашение, которое было соблюдено Павлом и лидерами Иерусалима. Антизаконническая проповедь Павла легко могла стать камнем преткновения для общины в Иерусалиме. Поскольку Закон был основой существования еврейского народа, любая связь с антизаконнической проповедью в момент усиления националистических настроений среди иудеев могла стать угрозой для самого существования общины в Иерусалиме.
Слайд 42Апостольский собор.
Однако это объяснение слишком упрощает вещи. Отношение Павла к
закону было намного более противоречивым, чем представлено выше. Нет никаких
свидетельств, что Павел призывал иудеев оставить Закон, на самом деле факты говорят об обратном:
1 Кор. 7:17 сл. Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Гал. 5:6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. 6:15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
Слайд 43Апостольский собор.
Кроме того, свидетельства говорят о том, что после собора
Петр трудился среди язычников в Коринфе (1 Кор. 1:12, Я
разумею то, что у вас говорят: "я Павлов "; "я Аполлосов "; "я Кифин "; "а я Христов ". 9: 5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?) или по крайней мере намекают на то, что Павел продолжал работать с иудеями: 1 Кор. 9: 19 сл. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
Слайд 44Апостольский собор.
Оно адресовано ограниченному числу церквей из язычников в Антиохии,
Сирии и Киликии ( написав и вручив им следующее: "Апостолы
и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. )(и до сего момента в Деяниях Лука ничего не говорил о миссии в Киликии).
Слайд 45Апостольский собор.
Письмо, которое сопровождает решение Собора (Деян. 15: 23 -29
23 написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия
- находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы ". ).
Слайд 46Апостольский собор.
Cтранным является упоминание Иуды и Силы, поскольку Иуда не
упоминается больше нигде в Деяниях. Хотя некоторые черты письма указывают
на то, что письмо было редактировано Лукой.
Идеалистическое представление о Церкви Луки видно в Деян 15:28 - Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого.
Слайд 47Апостольский собор.
Мы обратим наше внимание на проблему, которая окружает апостольский
декрет. (Деян. 15: 20 а написать им, чтобы они воздерживались
от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. 29 21:25 А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. )
Слайд 48Апостольский собор.
Четыре запрета основаны на законах Пятикнижия для неизраильтян, живущих
среди иудеев (Лев. 17 -18). Это были минимальные требование к
не иудеям, позволявшие им жить среди иудеев и являются частичной параллелью завета Ноя. Они оставались в силе в Палестине до раввинистического периода, Боящиеся Бога в диаспоре, по видимому соблюдали их и далее.
Слайд 49Апостольский собор.
Некоторые видят в декрете попытку упорядочивания общения за трапезой
между иудеями и не иудеями. Однако это неправдоподобно: правила слишком
ограничены, ибо они не гарантируют, что запрещенная пища (такая как свинина, или вино из жертвенных вин) не будет использована. И во-вторых, Лев 17 сл. не играет никакой роли в раввинистических правилах для общения за столом. Кажется, что эти правила были минимумом для того, чтобы общение между иудеями и язычниками было возможным.
Слайд 50Апостольский собор.
Происхождение декрета так же спорно, как и его значение.
Несколько факторов указывают на дату после апостольского собора. Наиболее важным
является заявление Павла в Гал. 2:6, ) что Столпы не возложили на него ничего особенного, что противоречит содержанию декрета.
Гал. 2:6 - Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
Слайд 513 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина,
не принуждали обрезаться,
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею
свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
Слайд 52Апостольский собор.
Так же декрет не отвечает на основной вопрос собора,
а именно об обрезании язычников. Далее, поведение Павла в Гал.
2:11 (Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. ) необъяснимо, если Собор принял такое постановление. Также, Павел не упоминает Декрет ни в одном из своих посланий, и его отсутствие в 1 Кор. И Гал. особенно поразительно.
Слайд 53Апостольский собор.
Также, в Деян. 21:25 (Они же, выслушав, прославили
Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев,
и все они ревнители закона.
21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел.
23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
Слайд 5424 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки
на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что
слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.
25 А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
Слайд 55Апостольский собор.
Павлу говорят о Декрете как если бы он не
слышал о нем прежде, что также свидетельствует о том, что
Декрет не был принят на собрании, называемом Апостольский Собор.
Слайд 56Апостольский собор.
Если мы оставим предположение, что Декрет был принят
на Соборе, несколько других теорий становятся возможными. Наиболее общепринятая -
это о, что Декрет был принят на втором Соборе, в отсутствие Павла и Варнавы, и после спора в Антиохии. Таким образом постановление могло быть прямым следствием этого спора. Эта теория основывается на Деяниях 21:25 (А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда), которые дают намек на причины принятия декрета. Нет никаких свидетельств, что Декрет был принят ранее 70 года, хотя мы не можем исключить эту возможность.
Слайд 57Апостольский собор.
Есть несколько других теорий возникновений декрета. Свидетельство второго века
о подобных правилах не может быть напрямую связано с декретом.
Они скорее являются повторением Декрета, и не объясняют сам Декрет в его оригинальном контексте.
Некоторые полагают, что Декрет возник вне Церкви в иудейской диаспоре. Лука заметив, что поведение послеапостольской Церкви следует предписаниям Лев 17 сл. объявляет эти правила апостольскими. Так он заявляет, что апостольская Церковь принимала иудейские правила.
Слайд 58Апостольский собор.
Более вероятно, однако, предположение, что Лука взял Декрет из
христианского источника, который бы представлял иудейско-христианское предложение , что язычники
должны соблюдать правила книги Левит о чужеземцах живущих в пределах города. Лука использует этот декрет, поскольку он оправдывал обычаи существующие в Церкви помогал установить отношения терпимости между христианами из иудеев и из язычников, что было важным для Луки.
Слайд 59Апостольский собор.
Может быть декрет был принят Церковью во времена Луки.
Лука отражает традицию, которая проецировала Декрет в апостольские времена. Лука
использует декрет в надежде обеспечить гармонию между иудеями и язычниками в Церкви. Предписания Постановления Апостолов были важнее в смешанной среде Диаспоры, где иудейские предписания были более ограниченными, и члены которой были удовлетворены выполнением этих четырех предписаний, которые Моисей дал язычникам.
Слайд 60Апостольский собор.
Заключение: кажется, что ни Постановление, ни сопровождающее письмо не
были приняты на апостольском соборе. Кажется, но не точно, что
оба были приняты на позднейшем Соборе, на котором Павел не присутствовал. Если мы примем во внимание то, что в письме есть элементы которые можно датировать до Луки и если мы возьмем его вместе в письмом, поскольку без Постановления, письмо не имеет особого смысла, тогда теория позднейшего Собора представляет наиболее вероятное объяснение. Лука взял их, чтобы использовать для того, чтобы сказать, что правила для язычников имеют апостольское происхождение, и поэтому он поместил оба документа в более ранние времена.
Слайд 61Апостольский собор.
Теперь посмотрим на значение этой главы и на ее
связь с другими главами Деяний. Нам нужно понять как Лука
видел связь гл. 15 и глав 10-11.
Но в главах 1-11 проблема вхождения язычников в Церковь кажется окончательно решена. Бог показал, что язычники должны быть частью Церкви как язычники, то есть им не нужно становиться иудеями. Но в гл. 15 эта проблема возникает снова, как в Иерусалиме, так и в Антиохии, несмотря на предшествующую договоренность Петра в другими лидерами Иерусалима. Эта проблема подчеркивается тем, что Лука настаивает на том, что Петр и Иаков оправдывали миссию Павла обращением к случаю с Корнилием на Соборе. И просто упоминание этого эпизода было достаточным для того, чтобы заставить оппозицию замолчать.
Слайд 62Апостольский собор.
Может быть упоминание христианских фарисеев 15:5 ( Тогда восстали некоторые
из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать
соблюдать закон Моисеев. ) важно и мы должны предположить, что благодаря росту их влияния, они стали более настойчиво выдвигать свои требования. Это не обязательно объясняет проблемы в Антиохии, но может быть Лука видел в этом причину изменения позиции Иерусалима.
Слайд 63Апостольский собор.
Или может быть Лука хотел показать, что Церковь
просто забыла о случае с Корнелием. Фраза «Бог в древние
времена …» (15:7) не просто преувеличение того, что событие произошло давно, но и объяснение, почему событие было забыто – оно произошло давно!
Однако, если событие с Корнелием было бы действительно таким важным, каким Лука показывает его, Церковь не могла бы забыть его так быстро. Может быть мы должны предположить, что Лука не заметил противоречия, и поэтому не пытался его и объяснить.
Слайд 64Апостольский собор.
В любом случае, сомнения есть в достоверности описания Лукой
события с Корнелием, а не его описания апостольского Собора.
Не
то, чтобы весь эпизод был мифом, но возможно, что это было скромное событие, не такое, каким Лука хотел сделать его. Вне зависимости от этого исторического вопроса, мы можем сказать, что Собор видится Лукой как подтверждение исторического поворота в отношениях с язычниками, когда они были приняты как равноправные члены Церкви, описанного в гл. 1-11. Использование события с Корнелием в гл. 15 подтверждает то огромное значение, которое Лука придает ему, уже явное в главах 10-11.
Слайд 65Апостольский собор.
Глава 15 является переломным моментом книги деяний. Это поворотный
момент всего повествования. Она завершает и оправдывает прошедшие события и
делает возможными дальнейшие событии. Перед гл. 15 Иерусалим господствует и все Церкви находятся под его влиянием и управлением (Деян. 8:14 сл. - Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 9:31 сл. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались. 10-11, 11:27сл. В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. )
Слайд 66Апостольский собор.
После гл. 15 Церковь в Иерусалиме теряет свое значение,
хотя она не исчезает полностью. Церковь движется в направлении Рима.
Вместе с Иерусалимом теряют значение Петр и 12, которые доминировали повествование до этого. После Деян. 16:4 ( Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. ) они уже больше не упоминаются; Иаков и старейшины занимают сове место в Иерусалиме и миссия Павла становится господствующей темой. С этого момента вопрос об обрезании язычников более не поднимается, поскольку он был окончательно решен. Павел получает официальное одобрение против иудействующих. И это одобрение становится фундаментом Церкви из язычников.
Слайд 67Апостольский собор.
В различных эпизодах мы встречаем знакомые темы, связанные с
миссией среди язычников. Ударение делается на работе Бога планирующего и
вызывающего свободную от Закона миссию среди язычников. Это делается разнообразными способами: речь Петра полна ссылок на деятельность Бога в эпизоде с Корнелием (15: 7-10) По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?)
Слайд 68Апостольский собор.
Бог очистил сердца язычников ( Деян. 15:9 и не
положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца
их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, ); Павел и Варнава оправдывают свою работу обращением к знакам и чудесам, которые сотворил Бог (15:12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников. ); и наконец, слово Божие в ВЗ оправдывает эпизод с Корнелием (15: 16-18 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его. ).
Слайд 69Апостольский собор.
Использование аргументов из Писания для оправдания миссии среди язычников
– это тема, которую мы встречали ранее и встретим позднее.
Это подчеркивает, что миссия, и то, что язычники должны быть приняты как равноправные члены Церкви, является частью предвечного замысла Бога.
Слайд 70Апостольский собор.
То, что язычники не должны соблюдать весь Закон оправдывается
тем, что сами иудеи не могут полностью соблюдать его (15:
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? ), но ясно дается понять, что свободная от Закона миссия среди язычников находится в полной гармонии с Законом Моисея (15: 21 - Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу).
Слайд 71Апостольский собор.
Другая тема иногда тоже просматривается – связь миссии среди
язычников с Духом – также ссылкой на эпизод с Корнелием
(15: 8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; ) и посредством фразы «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» ( 15:28).
Слайд 72Апостольский собор.
Авторизация миссии Павла Двенадцатью еще одна знакомая тема.
Несмотря
на Деян. 1: 8 ( но вы примете силу, когда сойдет
на вас Дух Святый), Луке трудно сделать их активными участниками миссии среди язычников. Но это Петр, кто совершает важный поступок. И здесь в гл. 15 апостолы единодушно находятся на стороне Павла. Они в конце концов уполномочили Павла на продолжение его деятельности. Лука ясно дает понять, что Церковь едина в этом вопросе. Это только меньшинство, которое создает проблемы.
Слайд 73Апостольский собор.
Мы может подвести итоги о Луке – историке в
Деян. 15. Должны ли мы рассматривать всю главу как продукт
воображения Луки, лишенную всякого исторического основания? Или, если мы возьмем различные мотивы Павла и Луки, мы можем сказать, что два повествования могут быть гармонизированы, поскольку они совпадают в существенном и их различия не таковы, что они могут угрожать исторической ценности Деяний или потребовать перенесения послания к Галатам и описываемых там событий в более раннее время?
Слайд 74Апостольский собор.
Нет простого ответа на эти вопросы. Мы отвергли попытки
защитить абсолютную достоверность Деяний. И мы нашли, что в некоторых
моментах Лука ошибался. Он неправильно передал число путешествий Павла в Иерусалим; он поместил Постановление и Письмо там, где они не должны быть; он приписал Иакову и Петру речи, которые они не произносили, по крайней мерее в том виде, в каком их передает Лука. Различия (противоречия) значительны, и мы можем видеть, что старые противоречия были просто перекрыты. Но нет оснований сказать, что Лука намеренно был полемическим.
Слайд 75Апостольский собор.
Нет оснований соглашаться с тюбингенской школой, утверждающей, что Деян.
15 является типичным примером для изменения фактов в писаниях Луки.
Скорее всего, мы имеем дело с искренними ошибками, которые Лука сделал, поскольку он не знал послание к Галатам и подробности собора, из-за неточности его источников. Поскольку он писал много времени спустя после события, Лука имел другую перспективу, чем Павел, чья версия была написано со страстью во время дискуссии.
Слайд 76Апостольский собор.
Также Гал. 2 не являются строго историческим повествованием: это
соединение исторического повествования с рассказом о современной ситуации в Галатии.
Когда Лука писал, многие противоречия и споры уже были забыты. Он знал о споре по поводу обрезания и знал, что несмотря на сильное давление, лидеры иерусалимской общины приняли язычников без обрезания. И, смотря назад, это было значительным результатом собора. Таким образом, описание события имеет историческую ценность. Несомненно, Лука что - то написал от себя, и использовал это, чтобы выразить некоторые свои основные темы. Когда у Луки не было материала, он предполагал. Но его предположения были направлены на то, чтобы произвести исторически достоверный рассказ о событиях.
Слайд 77Миссия к язычникам и иудейская миссия.
Здесь мы посмотрим на некоторые
отрывки, в которых поднята тема отношения миссии к язычникам и
к иудеям. Мы интересуемся в основном мнением Луки, хотя и сравнение с мнением Павла очень важно, чтобы показать историческую достоверность или нет писаний Луки. Рассматривая программные заявления, как Деян. 28:26-8 ( пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.
27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. ), мы должны будем рассмотреть различные теории относительно окончания Деяний.
Слайд 78Миссия к язычникам и иудейская миссия.
Для начала посмотрим на первые
главы книги -
Деян 2:39 ( Ибо вам принадлежит обетование
и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. ). Фраза двузначна: она может относиться к язычникам, но в контексте Деян. 2 возможно относится к иудеям. «Дальним» скорее всего в смысле пространства, как ссылка на диаспору. (ср. (Деян 22:21), те кто сейчас живет в рассеянии.
Деян. 3:25 – 5 ( Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. )
Слайд 79Миссия к язычникам и иудейская миссия.
Это одна из наиболее важных
фраз для понимания того, как Лука видел отношений между миссией
к язычникам и иудеям. К сожалению ее точное значение не слишком ясно. Есть консенсус, что она относиться к будущей миссии среди язычников. Важно понять истинное значение фразы – «И в семени твоем» Это может означать Израиль. Часть экзегетов считают, что это относится к язычникам и значит, что через Израиль или через покаявшуюся его часть благословение придет на язычников. «Присоединение язычников принадлежит к восстановлению Израиля».
Это мнение соответствует контексту и использованию слова «семя» в других местах.
Слайд 80Миссия к язычникам и иудейская миссия.
Но есть и другое мнение,
более сильное, что «семя» относится ко Христу, а не к
Израилю. Его слова здесь не соответствует ни одной из версий Септуагинты. Быт 22:18 благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. , 26: 4 - умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, самые близкие параллели.
Слайд 81Миссия к язычникам и иудейская миссия.
Второй аргумент в поддержку этой
точки зрения, это тесная связь между ст. 25 и 26,
и особенно «благословятся».
Лука хотел приписать Петру намек на будущую миссию среди язычников. И потом он уточняет это, делая ясным порядок – сначала иудеи, потом язычники (ср. Деян. 1:8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. 13: 46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете ; Рим. 1:16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. )
Слайд 82Миссия к язычникам и иудейская миссия.
Деян. 13: 46 -8 (
Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым
надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
47 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли.
48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. ).
Слайд 83Миссия к язычникам и иудейская миссия
Комментаторы почти единодушно согласны, что
это значит, что поскольку иудеи отвергли Евангелие, то Церковь повернулась
к язычникам. Хотя и притязание иудеев на первенство было признано, их отвержение стало причиной, хотя и не главной (ср. 10 -11) языческой миссии. Поэтому эти стихи дают принцип, согласно которому строятся следующие сцены Деяний. Однако некоторые возражают против этого. По двум причинам
Слайд 84Миссия к язычникам и иудейская миссия
Поскольку в ст. 47. миссия
к язычникам оправдывается пророчеством ВЗ, то Церковь должна была знать
о потребности в миссии среди язычников задолго до событий в гл. 13. Поэтому причина миссии к язычникам не может быть вызвана отвержением иудеев. В стихе 47. Ис. 49:6 (И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли) применяется для описания трудов Павла и Варнавы. «В тебе» может значить Израиль, представлены проповедниками.
Слайд 85Миссия к язычникам и иудейская миссия.
После заявления в 13: 46-7
Павел и другие миссионеры продолжают проповедовать иудеям (14:1 В Иконии
они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. ; 17:1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
Слайд 86Миссия к язычникам и иудейская миссия.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел
к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, ,
10, 17, 18:4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
5 А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. , 19:8, 26, 28:28). Ответ иудеев обычно противоречив ст. 43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. , 46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. )
Слайд 87Миссия к язычникам и иудейская миссия.
Лука не говорит, что язычники
были избраны из-за отвержения Израиля, но что приток язычников произойдет
из-за того, что обетования Израилю исполнились в обращении уверовавших иудеев). Боле того, суд будет только над Антиохией Писидийской и не имеет универсального значения.
Слайд 88Богословие язычников.
Связанные с этой темы.
Связь, хотя и непрямая с Иерусалимом.
Иерусалим – это связующее звено двух книг (Лк. И Деян.)
Это цель повествования Евангелия. Все завершается в Иерусалиме. Нет места для галилейской традиция воскресения. Иерусалим господствует. Но так же как и цель первого тома, это начальный пункт второго. Это дом апостолов и база для миссии, которая идет и к язычникам. Евангелие сначала должно быть проповедано в Иерусалиме (Л. 24:47 проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима).
Слайд 89Богословие язычников.
И даже Павел начинает свою работу с проповеди в
Дамаске и Иерусалиме. (деян 26:20 но сперва жителям Дамаска и
Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. ) Более того, даже когда миссия расширяется, достигая Самарии и язычников, иерусалмская церковь следит за ней очень близко, расспрашивает о событиях (Деян. 8:14 сл. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 11:1 сл. Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. 22 сл. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. ) И это в Иерусалиме, собирается собор апостолов, чтобы решить насчет требований к миссии среди язычников.
Слайд 90Богословие язычников.
Нет сомнения, что повествование Луки о Иерусалиме схематизировано, особенно
о том, что она проверяет каждый шаг миссии. Лука сам
оставил указания на то, что Иерусалим не играл такой всеобъемлющей роли в качестве контролера миссии (Деян. 9:10 сл. 9:32;) Трудно сказать как можно определить отношение Луки к Иерусалиму. Можно ее определить как богословскую, поскольку Иерусалим важен для понимания Лукой истории спасения. Но нельзя не замечать чисто историческо-географический элемент в повествованиях Луки. Это исторический факт, что Иерусалим был домом ранней Церкви и что Евангелие сначала было проповедано здесь. Это тоже вероятно, что 12 и Церковь здесь следили за развитием миссии, иногда с подозрением, особенно когда много язычников обратилось.
Слайд 91Богословие язычников.
Тесно связано с ролью Иерусалима как центра миссии и
роль 12. (Деян.; 10-11, 15) Группа выполняет поручение проповеди после
начального сомнения (Деня 11:1 сл. ) Они поддерживают Пала и Варнаву. (15). Так Лука дает понять, что языческая миссия не была произведением ренегатов. Апостолы не только поддерживают Павла и Варнаву, но один из них, Петр, начинает языческую миссию. Павел изображается в полном согласии с апостолами в Иерусалиме. Он не лидер раскольников. Так Лука оправдывает языческую мисси, хотя и не с церковных, а из исторических причин. Это не желание создать экклезиологию, но желание проследить миссию до самого начала, что движет Лукой.
Слайд 92Богословие язычников.
Роль чудес. (15:12 - Тогда умолкло все собрание и
слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил
Бог через них среди язычников. ) что является способом говорить о вмешательстве Бога в события. Они показывают, что Бог способствует определенному ходу событий. И что Церковь поэтому на правильном пути). Частое вмешательство Бога показывает что понимание Лукой истории – теоцентрично. Иногда есть впечатление, что Лука сделал из люде только кукол. Но участие Бога дает понять что переход от иудейской Церкви к языческой – это нет только воля, но работа Бога. Но это не значит, что видение Луки богословское. У него может быть нет таких изощренных богословских аргументаций, как у Павла для оправдания языческой миссии. Он просто и эффективно говорит о прям вмешательстве Бога.
Слайд 93Богословие язычников.
Исторически языческая миссия начинается в словах и делах Иисуса.
Во время жизни Иисусу, за некоторыми исключениями, положительно относился к
язычникам (ср. Лк. 7:1 сл.). Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. ) апостолов проповедовать язычникам, что еще важнее. Это поручение было основополагающим для образа мыслей Луки. Это было необходимым продолжением и завершением деятельности самого Иисуса. И не только 12, но и сам Павел, апостол язычников, получил поручение от самого Иисуса. Миссия среди язычников – это не внезапно пришедшая ранней Церкви идея, она содержится в словах Иисуса и служении.
Слайд 94Богословие язычников.
Идея, что Бог не лицеприятен (10:34, Петр отверз уста
и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, 15:9 и не
положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. ) является другим мотив, важным для оправдания Лукой миссии среди язычников.
Но Лука не развивает всех последствий этой идеи, которые он мог бы взять, особенно учитывая его версию прехристианской истории язычников
см. Деян. 14: 15 -17
Слайд 95Богословие язычников.
Деяния 14: 15 -17 - 17 мужи! что вы
это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем
вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. 17:22 сл. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу ". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
Слайд 96Богословие язычников.
24 Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он,
будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и
не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.
26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род ".
29 Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться
Слайд 97Богословие язычников.
Доказательство посредством пророчества является одним из самых распространенных у
Луки. Через все евангелие и деяния мы видим цитаты и
намеки на ВЗ использованы, чтобы прорицать, оправдать и объяснить миссию среди язычников.
См. Лк. 2:32;
Деян. 2:17; Деян. 2:39.
Слайд 98Богословие язычников.
Лк. 2:32 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по
слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты
уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. ; Деян. 2:17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. ) (Деян. 2:39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 10:34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему ).
Слайд 99Богословие язычников.
Скорее всего это не отрывки из Библии положили начало
миссии, они были только использованы после, чтобы оправдать ее после
того, как она началась. Целью этих частых ссылок было оправдать начало языческой миссии и позднейших Церквей из язычников, показать, что этот кардинальный поворот в развитии Церкви был делом Бога.
Слайд 100Богословие язычников.
Бог задолго до этого запланировал эту миссию. Эта миссия
не началась с Иисусом и не была результатом отвержения Евангелия
иудеями. Она восходит к предвечному замыслу Бога. Их всех различных методов Луки оправдать миссию среди язычников, это обращение к ВЗ, и как следствие к Воле Бога наиболее глубокое и имеет наиболее далеко идущие последствия. Здесь Лука стоит наиболее близко к построению Богословия миссии среди язычников. Это выходит за простое упоминание чудес, видений и других способов божественного вмешательства. Это. Вместе с 10:34 (Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему ) могло бы быть развито в богословие язычников.
Слайд 101Богословие язычников.
Тесно связана с этим использование ВЗ, также и объяснение
отвержения Евангелия иудеями, которое практически сыграло важную роль как стимул
для начала миссии среди язычников. Лука ясно дает понять, что первенственное право Израиля на евангелия было соблюдено. Несмотря на отвержение иудеев евангелие было проповедано им снова, давая шанс на покаяние. Ответственность за отказ несет не Бог, не Церковь, делавшая все для проповеди, но они сами. Факт, что так много иудеев отказалось принять евангелия мог бы разрушить концепцию предсказания и обетования ВЗ, но даже сам этот факт был там предсказан. Отвержение иудеев это не новое явление, скорее это часто повторявшееся явление уже в ВЗ. См. Деян. 7:35 сл.
Слайд 102Богословие язычников.
Деян. 7:35 сл. Сего Моисея, которого они отвергли,
сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез
Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.
36 Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет.
37 Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте.
38 Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам,
39 которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту,
40 сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось.
41 И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих.
Слайд 103Богословие язычников.
42 Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному,
как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы
Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне?
43 Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона.
44 Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному.
45 Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида.
Слайд 104Богословие язычников.
46 Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу
Иакова.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах
живет, как говорит пророк:
49 Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила все сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
Слайд 105Богословие язычников.
Не зависимо от того, принимают ли иудеи евангелие или
отвергают, обетование Божие язычникам исполняется. Отвержение евангелия иудеями не является
основной мотивацией миссии. Это было сделано не как следствие отвержения иудеев, а как следствие принуждения Бога (10 -11). Но практически отвержение иудеями повлияло на решение Павла в нескольких аспектах. Повествование Луки оставляет впечатление, что благовестие Павла встречается с иудейским сопротивлением постоянно, и что после неудачи обращения к иудеям, он обращается к язычникам.
Слайд 106Богословие язычников.
Еще одна тема постоянно встречается в писаниях Луки, а
именно его прагматический подход к язычникам. (Лк. 7: 1-10 У
одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.) Так, своим описанием случая с центурионом и Корнелием, и оценкой религиозного статуса язычников в речи на Ареопаге, Лука старается показать, что язычники своим образом благочестивы как и иудеи. Иудеи не должны быть гордыми, полагая что их положение как избранного народа дает им монополию на благочестие. Язычники хотя и не принадлежат к избранному народу и у них нет религиозного понимания иудеев, все же они в определенных пределах не менее восприимчивы к откровению Бога.
Слайд 107Богословие язычников.
Может быть язычники знают меньше иудеев, но как кажется
единственным результатом полного откровения иудеям было намеренное непослушание. Иудеи насмехаются
над язычниками за их примитивное представление о Боге, но и они сам часто впадали в язычество. На самом деле ясное откровение данное иудеям делает их более ответственными. Кажется Лука стремится сказать, что подходя непредвзято, язычники ничем не хуже иудеев. И если это так, то нет никакой причины, почему евангелие не должно быть проповедано и язычникам. Язычники имеют такое же право на евангелие как и иудеи. Ответ одних так же действителен как и ответ других.
Слайд 108Богословие язычников.
Как мы можем оценить разнообразные подходы Луки? Лука и
ранняя Церковь полагали, что истоки языческой миссии находятся в ВЗ
и в нелицеприятном характере Бога. Однако, откуда сомнения и колебания по поводу миссии? Почему нужно ждать вмешательства Бога или отвержение иудеями? Одни экзегеты полагают , что нужно найти общую схему для концепции Луки относительно миссии. Но некоторые исследователи полагают, что у Луки нет общей логической схемы. У него есть скорее сборник различных мотивов.
Слайд 109Богословие язычников.
В своем повествовании о языческой миссии интерес Луки скорее
исторический и практический, чем богословский. С точки зрения истории он
хотел показать, как церковь расширялась и позволила присоединение язычников. Это было его намерение, не зависимо от того, какую действительную историческую ценность оно имеет. Первичное вдохновение лежит в пророчествах ВЗ, которые Иисус взял поручении о всемирной миссии; здесь находятся исторические корни языческой миссии. Но практически церковь нуждалась в том, чтобы ее убедили и это случилось посредством комбинации прямого вмешательства Бога и отвержения иудеями евангелия. Здесь Лука приводит много достоверных фактов. Церковь была подвигнута Богом, хотя может быть Лука приуменьшил роль людей. Отвержение иудеями тоже было важным фактором, хотя может быть Лука изобразил это слишком схематично, тем не менее основная идея не вызывает сомнения.
Слайд 110Богословие язычников.
Однако в интересе Луки содержится больше, чем исторический подход,
он обращался к Церкви его дней. Когда он писал иудейское
христианство не было таким влиятельным. Еще были иудеи, которые были христианами, но вражда иудейского и христианства была настолько сильной, что иудейской миссии практически не существовало.
Слайд 111Богословие язычников.
Как мы видели в 13: 46 ( Тогда Павел
и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану
слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. ) и 18:6 (Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. ) и 28:28 ( Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат), Лука оставляет впечатление, что отрывки отражают ситуации его собственного времени, более чем апостольского. Во время Луки большинство иудеев отвергло Евангелие, и церковь была почти полностью языческой.
Слайд 112Богословие язычников.
Но современники Луки знали, что это не всегда было
так. Они, как и Лука, знали, что ранняя церковь состояла
тоже из иудеев и что не все иудеи отвергли евангелие. Так Лука объясняет каким образом церковь стала языческой и отделенной от иудаизма. Это, как говорит Лука не был преднамеренным актом ранней церкви под руководством апостолов . Ответственность за это лежит на иудеях, кто отверг благовестие.
Слайд 113Богословие язычников.
Не Павел отверг иудеев, а наоборот. Огромные усилия были
предприняты, чтобы обратить иудеев, но после начальных успехов, они были
в основном не слишком удачны. В конце в Риме Павел подводит итоги иудейской миссии, ее следствий и показывает на бесперспективность ее продолжения в будущем: иудеи не будут слушать евангелие, но язычники будут. Речь в Риме показывает, что по всему миру, где жили Иудеи, от Иерусалима до Рима, евангелие было проповедано. С завершением Деяний завершается иудейская миссия.
Слайд 114Богословие язычников.
Не легко сказать, какие обстоятельства существовали во времена Луки
и как они повлияли на миссию. Трудно себе представить, что
церковь вдруг осознала отсутствие иудейской миссии в это время. Для некоторых, Деяния говорят, что Церковь все еще пыталась обратить иудеев, и что нужно было объяснить неудачу. Еще одно мнение – это сомнения Церкви по поводу права использования ВЗ.
Слайд 115Богословие язычников.
Однако наиболее вероятное объяснение, это то, что церковь времен
Луки была вовлечена в дискуссии с иудеями. И именно это
было причиной интереса церкви к ее историческим корням. Может быть часто говорилось, что Павел был иудейским отступником и эта стигма лежала на всей Церкви, происходящей от него. Поэтому важно было показать, что Павел и апостолы были верны их иудейским корням и прилагали огромные усилия, чтобы обратить иудеев. Это было частью защиты легитимности языческой церкви. в форме защиты ее основателей). Эмфазис Луки на ВЗ-ых пророчествах о языческой миссии и неприятие иудеями евангелия, могло быть частью защиты от обвинений иудеев. Эта защита предполагает, что, хотя церковь времен Луки была в основном языческой, она жила в иудейском окружении
Слайд 116Богословие язычников.
Также мы не должны недооценивать мотив простого исторического любопытства.
Кроме защиты, это было бы естественно для церкви желать узнать
о своих корнях. Насколько Лука хотел сохранить единство Истории спасения трудно сказать. Скорее всего эта задача была слишком большой для него. Цель Луки была практической и исторической. Вряд ли Лука мыслил в богословских терминах, которые мы применяем к понятию Heilsgeschichte сегодня.
Слайд 117Речь Павла в Ареопаге и языческая миссия.
Деян. 14:15-17 (мужи! что
вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и
благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. ) и
Слайд 118Речь Павла в Ареопаге и языческая миссия.
17:22 сл. (И, став
Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что
вы как бы особенно набожны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу ". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
24 Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. ) очень важны для оценки того как по мнению Луки должна была осуществляться языческая миссия.
Слайд 119Речь Павла в Ареопаге и языческая миссия.
Речь на Ареопаге была
для Луки уникальным событием, когда Павел принес Евангелие в сердце
греческого мира – Афины. Она показывает отношение Павла к греческим философам. Но значение речи не заканчивается здесь. Эта речь является примером проповедей язычникам.
Слайд 120Речь Павла в Ареопаге и языческая миссия.
Это ответ не только
на вопрос – что сказал Павел тогда, но- Как нужно
говорить? Это классический пример речи, которая пытается принести библейское послание о Боге людям, для которых оно чуждо или непонятно. Тот факт, что успех Павла в Афинах был скромным не мешает Луке использовать возможность дать классический пример проповеди для миссии среди язычников. Когда Лука писал Деяния. Церковь не проповедовала среди язычников связанных с синагогой, но среди язычников вообще. Начальным пунктом проповеди, поэтому, не могло быть предположение, что у язычников есть те же самые монотеистические представления о Боге, что и у иудеев.
Слайд 121Речь Павла в Ареопаге и языческая миссия.
Также, тексты из ВЗ
могли оказать здесь помощи. Так, речь начинается с естественного откровения,
и вместо того, чтобы цитировать ВЗ пророков, Павел использует цитаты из греческих классиков. Лука видел, что греческая мудрость открыта для христианской интерпретации. Но Лука не идет до крайностей. Ибо гармония меду Писанием и учением стоиков не доходит до центрального пункта – воскресения. Ибо оно противоречит традиции греческой мудрости. Взгляд на Откровение произнесенное на Ареопаге несет откровенно универсалистские черты. Не названы никакие пределы для универсального откровения.
Слайд 122Речь Павла в Ареопаге и языческая миссия.
Бог – это Бог
всего мира. Это видно с самого начала, когда естественное откровение
начинается с акта творения. Бог – Творец всего мира и осуществляет свою власть и над природой и над историей. (ст. 24 -26) Цель творения Богом мира – чтобы люди искали Его, является универсальной, потому что она основана на творении (ст. 26). Соответствует этому утверждение, что откровение через Христа имеет вселенское значение. Это делается ясным в ст. 30, который соответствует ст. 26. Откровение принесенное Христом такое же универсальное как и акт творения. Этот универсализм выражен частым использованием слова «пас» – все.
Слайд 123Речь Павла в Ареопаге и языческая миссия.
. ОН дает все
всем (ст. 25) ОН обитает на всей земле (ст. 26).
Он не далеко ни от кого из нас (ст. 27) Евангелие провозглашено всем людям повсюду (ст. 30) В отличие этой универсальности здесь нет никакого упоминания истории спасения и ВЗ, иудеев как избранного народа Божия, тем которые так популярны в речах к иудеям. Вместо этого, рассматривается предыдущая история язычников, и оценивается в качестве предистории христианства. Хотя язычники были невежественны и введены в заблуждение. Как видно в их идолатрии, это все же не хуже постоянных отступлений иудеев во времена ВЗ, Иисуса и ранней Церкви.
Слайд 124Речь Павла в Ареопаге и языческая миссия.
Доброжелательная оценка Лукой языческой
прехристианской религиозной истории может быть связана с прагматичным оправданием миссии
среди язычников, то что мы найдем в других местах Лк. 7:1-10 исцеление слуги центуриона; и Деян. 10-11 – обращение Корнелия) .В то время как язычники заблуждались и находились в невежестве, в их идолопоклонстве, это не очень отличается от слепоты и непослушания иудеев. Хотя у язычников нет Закона и преимуществ быть избранным народом Бога, они имеют в своей религии положительные стороны. Взятый в среднем, ответ язычника н призыв Бога не лучше и не хуже, чем ответ иудеев.
Слайд 125Речь Павла в Ареопаге и языческая миссия.
Позитивная оценка Лукой языческой
религиозности отличается от оценки Павла в которой доминирует тема праведности
Бога и оправдания человека. И хотя оба имеют теорию естественного откровения, они используют ее по различному: для Луки это независимая тема, со своей ценностью, к которой он подходит почти небогословски, очень свободно. Павел использует естественное откровение ка часть его общей богословской концепции. Оценка луки позитивна и Павла негативна – для Луки языческая религиозность, это первый шаг к религиозности христианской. Для Павла – это основа для их осуждения Богом.