Слайд 1Красильникова Э.Э.
профессор, канд. архитектуры, PhD
Профессор, руководитель департамента архитектуры, строительства
и урбанистики
Института развития города
Севастопольского государственного университета
программа магистратуры 54.04.01
«Дизайн социо-культурной среды»
Дисциплина Б1.Б.03 Проектирование в дизайне среды
Практическое занятие ( 4 часа)
Тема: Методика дизайн-проектирования ( основные этапы)
Слайд 2Введение
О выпускной квалификационной работе
1. Итоговая аттестации представляет собой защиту
выпускной квалификационной работы ( ВКР), которая должна быть выполнена в
форме художественно-исследовательского проекта (дизайн-проекта). Работа над дизайн-проектом и его презентация (защита) свидетельствуют об уровне профессиональной подготовки.
Данная работа может осуществляться в течение всего последнего полугодия или даже года обучения. В дизайн-проектировании, как в любой деятельности, существуют различные методики и подходы.
В процессе подготовки художественно-исследовательского проекта выделяется 3 основных этапа:
1. Первый этап – исследовательский, его также называют «анализом проектной ситуации». Начинается он с технического задания, которое содержит информацию о функциональном назначении, условиях эксплуатации проектируемого объекта , основные технические данные (площадь, материалы и пр.). Такое задание могут определить как непосредственный руководитель проекта, так и другие педагоги, и непосредственные заказчики – муниципалитет, инвесторы, и Вы сами. На данном этапе проводится сбор материала на основе отечественного и зарубежного опыта, а затем его анализ. Происходит изучение аналогичных объектов средового проектирования в натуре, дистанционно и по литературным источникам. Также, на данном этапе происходит определение цели, задач проектирования, потребителя, выявление проектных проблем ( на основе теории конфликтов - конфликтология) , определение средств реализации проекта. Исследовательский этап составляет основу дизайнерского проектирования, поскольку получив всю необходимую информацию, дизайнер может перейти к следующему этапу.
Слайд 3 ЭТАПЫ ДИЗАЙ-ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Второй этап – поисковый. В ходе данного этапа
с помощью эскизов и с учетом сделанных на первом этапе
выводов происходит поиск принципиального художественного, конструкторского, формального и цветового решения. После анализа возможных вариантов выбирается наиболее оптимальный, удовлетворяющий заявленным требованиям и отвечающий основным принципам дизайн композиции. Эскизы выполняются в виде
рисунков и чертежей – черно-белых и в цвете. В них предлагаются целесообразные объемно-компоновочные схемы и аналитические схемы.
Первые эскизы, как правило, компоновочные, выполняются без соблюдения масштаба и направлены на поиск идеи, формы, принципиальных моментов. Последующие же эскизы направлены на проработку деталей и могут выполняться в определенном масштабе. В процессе эскизного поиска, как правило, используются карандаш, шариковая ручка или маркер и лист бумаги. Также могут выполняться с помощью графического планшета в растровом редакторе или на ПК в графических программах. Важно быстро найти идею и зафиксировать ее. Одновременно ведется поиск объемно-пространственного решения с помощью макетирования в процессе которого можно получить наиболее полное представление о форме, пропорциях, соотношениях деталей проектируемого объекта, материалов и фактур. Данный поиск можно осуществить, используя реально существующие средства: бумага, картон, пластик, ткань, дерево и др. А также виртуальные средства, представленные графическими компьютерными программами (двумерными растровыми, векторными и трехмерными),где в реальном времени можно увидеть быстрый результат взаимодействия различных объектов, «проиграть» возможные варианты и сохранить каждый из них, отменить действия и вернуться к исходным, внося коррективы в их композиционный строй. Результатом поиска должно стать проектное решение, отражающее концепцию проекта и которое на следующих этапах будет наглядно представлено и обосновано. Так, внутри второго этапа можно выделить субэтапы: компоновочный, детальный, концептуальный.
Слайд 4Третий этап – проектирование, конструирование и визуализация, когда в определенных
масштабах выполняются чертежи, создаются итоговые макеты, планшеты и другие презентационные
материалы проекта.
Выполняются макеты общего вида проектируемой среды, модель проектируемой социо-культурной среды .
Происходит конкретизация проектного решения и его обоснование: композиционное, цветовое, фактурное, конструктивное, эргономическое, обоснование выбора материалов и т.д.
Для защиты ВКР подготавливается мультимедийная презентация.
Возможность итоговой визуализации ВКР представлена широким выбором цифрового инструментария: профессионально ориентированные компьютерные графические программы и пакеты программ (на условиях платной и бесплатной лицензии), графические планшеты, сканеры, принтеры, плоттеры и т.д. Существуют
установленные технические требования к подготовке изображений для печати, известны минимальные системные требования к современному персональному компьютеру, предназначенному для работы с графикой. Выполнение проекта с использованием современных компьютерных технологий позволяет сущест-
вить все задумки учащихся, оптимизировать процесс визуализации проекта, более наглядно представить проект и сделать презентацию с использованием всех современных мультимедийных средств.
Вместе с тем, ручная работа и современные цифровые средства помогают созданию авторского проекта.
Это обогащает работу, развивает мастерство и придает ей истинный авторский дух.