Слайд 1Критерии экологической воспитанности детей дошкольного возраста
Слайд 2Экологическая воспитанность - это
сложное интегральное качество личности, заключающееся в согласованности
между экологическими знаниями, поведением, выражающееся в гуманно-ценностном отношении к природе.
Слайд 3Критерии воспитанности –это теоретически разработанные показатели уровня форсированности различных качеств
личности.
Выделяют две группы критериев воспитанности:
содержательные, связаны с выделением
адекватных изучаемому качеству показателей;
оценочные, связанные с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества
Слайд 4компоненты экологической воспитанности:
1) экологические знания;
2) экологические отношения в
системе «человек–природа» и их оценки;
3) экологические переживания, связанные с
состоянием как всей социоприродной среды, так и отдельных ее компонентов;
4) волевые устремления во взаимодействии с миром природы;
5) экологический выбор целей и средств оптимизации отношений в системе «человек–общество–природа»;
6) поступки, обеспечивающие экологическую ответственность за состояние и улучшение социоприродной среды;
7) проектирование у самого себя экологических качеств личности, осознающей себя органической частью природы (Эко – Я).
Слайд 5В первой младшей группе (от двух до трёх лет) необходимо:
содействовать
интересу детей к объектам природы: уточнять представления детей о растениях
( трава, деревья), учить рассматривать комнатные растения (выделять листья и цветы), наблюдать за домашними животными (кошка с котятами, собака с щенками), знакомить с домашними птицами (петух, курица с цыплятами) и птицами на участке детского сада (ворона, воробей);
отмечать характерные признаки домашних животных (кошка мурлычет, собака лает);
учить детей различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса (в процессе чтения сказок, потешек). Формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая и у неё длинный пушистый хвост); показать детям золотую рыбку, плавающую в аквариуме.
Слайд 6В первой младшей группе (от двух до трёх лет) необходимо:
в
процессе наблюдений показать отличительные особенности животных, птиц и рыб;
учить различать
– по внешнему виду и вкусу – наиболее распространённые овощи и фрукты той местности, где живёт ребёнок;
наблюдать с детьми за красотой природных явлений ( падает снег - снегопад, кружатся листья – листопад);
формировать бережное отношение к окружающей природе.
Слайд 7Методика диагностики
Беседа с детьми по картинкам (приготовить картинки с изображением
животных разных экологических групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных –
лягушка):
Кто это? (Если ребенок затрудняется с ответом, попросить показать, где корова, лошадь и т.д.)
Где живет?
Что это? (показать ту или иную часть тела)?
Живое ли это? (показать картинку с изображением животного)?
Как догадался, что живое?
Слайд 8Игра «Покорми животное».
Приготовить игрушки, изображающие животных и разные виды
пищи (натуральные или изображения). Предложить детям выбрать то, что любят
животные, и «покормить» их.
Слайд 9К концу периода дети должны
различать и узнавать некоторые фрукты и
овощи, виды растений и животных;
вместе со взрослыми заботиться о живых
существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т.п.
Слайд 10Во вторая младшая группе ( от трёх до четырёх лет)
необходимо
формировать у детей интерес к явлениям природы;
продолжать учить детей определять
состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идёт дождь, дует ветер), знакомить с некоторыми характерными особенностями времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы);
формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края. Познакомить детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов). Учить различать и называть стебель, листья, цветок;
Слайд 11Во вторая младшая группе ( от трёх до четырёх лет)
необходимо
продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами. Дать первоначальное
представление о диких животных (живут в лесу);
научить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных ( лиса – рыжая, у неё длинный, пушистый хвост);
расширять представления детей о том, что аквариумные рыбки живут в воде, плавают, едят корм. Учить детей узнавать по внешнему виду лягушку. Знать, что лягушка прыгает и квакает. Показать насекомых: бабочку жука. Рассказать детям, что у них есть крылья и они летают;
продолжать знакомить с обитателями уголка природы, учить наблюдать, как взрослые ухаживают за ними;
воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на её красоту.
Слайд 12Методика диагностики
Беседа с детьми по картинкам и с использованием комнатных
растений (подобрать картинки с изображением травянистых растений цветника, огорода, луга,
а также деревьев):
Что это (или – как называется это растение)?
Что будет, если растения не поливать?
Живое ли растение?
Как догадался, что живое?
Слайд 13Игра «Путаница»
Задание ребенку: сложи правильно, как бывает. (Затем перепутать
расположение частей).
Вопросы:
Можно ли сложить так?
Почему нельзя?
Назови, что
это (указать на ту или иную часть растения).
Слайд 14К концу периода дети должны
знать некоторых домашних и диких
животных;
совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения;
заботиться
о чистоте помещения и участка;
знать некоторых домашних и диких животных;
без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
Слайд 15В средней группе (от четырёх до пяти лет) необходимо
расширять представления
детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между
ними (похолодало – исчезли бабочки, жуки). Закреплять представления о сезонных изменениях в природе;
дать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания;
продолжать учить детей различать и называть овощи, фрукты и ягоды. Упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям. Приобщать детей к уходу за комнатными растениями: наблюдать в комнатных условиях за ростом луковиц и травы (корм для птиц);
давать представление о том, что растения – живые существа (для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло и свет);
Слайд 16В средней группе (от четырёх до пяти лет) необходимо
расширять представления
о домашних животных и их детёнышах (особенности поведения, передвижения, что
едят, какую пользу приносят людям). Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными;
закреплять знания детей о лягушке. Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида. Учить называть 1-2 представителя класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха). Закреплять представления о насекомых (бабочка, муравей);
расширять представления о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участке детского сада);
Слайд 17Методика диагностики
Беседа по картинкам:
Назови, кто это?
Найди детеныша и
скажи, как его называют.
Какие части тела есть у рыбы
(птицы и др.)?
Где живет?
Что ест?
Кто кормит это животное (или: где находит пищу)?
Как передвигается?
Почему птица летает, а заяц не может летать (медведь ходит, лягушка прыгает и т.д.)?
Живые ли животные (заяц, бабочка и др.)?
Как догадался?
Что бывает с птицами зимой? Дополнительные вопросы: а) все ли остаются зимовать? 269 б) почему улетают скворцы, ласточки?
Как зимует медведь (лягушка, бабочка)?
Почему они так зимуют?
Слайд 18Игра «Природа – Неприрода»
Подобрать картинки с изображением растений, животных, человека,
объектов неживой природы, предметов, сделанных человеком. Задание: «Назови, что нарисовано
на картинках. Положи в одну кучку, что можно отнести к природе, в другую – то, что неприрода. Если увидишь картинку и не знаешь, куда ее положить, отодвинь в сторону». Вопрос: почему ты положил эти картинки в одну кучку?
Слайд 19К конце периода дети могут
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными
и птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за
ними;
Делиться своими познаниями о живом и неживом
Не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями).
Слайд 20В старшей группе (от пяти до шести лет) необходимо
наблюдать с
детьми явления природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных; о том, что человек – часть природы. Учить вести себя так, чтобы не навредить природе;
расширять и уточнять представления о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения леса, луга, сада и т.д.). Познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения комнатных растений: черенками, листьями, усами;
учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли – недостаточно воды; листья бледнеют – не хватает света);
продолжать знакомить с дикими животными и их повадками. Учить называть некоторых животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, нашей стране и других странах;
формировать представления о зимующих и перелётных птицах. Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, снегиря;
Слайд 21В старшей группе (от пяти до шести лет) необходимо
рассказывать о
помощи человека диким животным и зимующим птицам;
систематизировать представления о домашних
животных. Расширять представления о домашних птицах, характерных их внешнего вида, поводках, о том, как человек ухаживает за ними;
обобщать и систематизировать представления о временах года и частях суток;
развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов;
в доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с космосом, звёздами, луной, солнцем. Расширять знания детей о природе с учётом их интересов;
формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации, делиться впечатлениями об окружающем мире.
Слайд 22Методика диагностики
Беседа по картинкам:
Кто это?
Составь группы «звери», «рыбы»,
«птицы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группы).
Найди (подбери)
модели к этим группам животных.
Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?
Разложи картинки с изображением роста и развития животных (кошки, цыпленка, рыбы). Что было сначала, что потом?
Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом?
Почему это происходит?
Слайд 23Игра «Зоологическое лото»
Предложить детям подобрать картинки с изображением животных разных
экологических групп по месту и среде обитания. Растения. 1. Умеют
ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
2. Знают ли органы растений и их функции?
3. Знают ли стадии 271роста и развития растений?
4. Знают ли потребности растений?
5. Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?
6. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?
7. Относят ли растения к живым существам?
8. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной к школе группы).
Слайд 24К концу периода дети могут
анализировать результаты наблюдений и делать выводы
о некоторых закономерностях и связях в природе;
знать 2-3 вида травянистых
растений, 4-5 видов зимующих птиц;
иметь представления о растениях и способах их вегетативного размножения, о зимующих птицах; о повадках диких животных; о помощи человека в природе.
Слайд 25В подготовительной к школе группе (от шести до семи лет)
необходимо
расширять представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва),
о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе;
закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Знакомить с растениями и животными родного края, занесёнными в Красную книгу;
объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;
Слайд 26В подготовительной к школе группе (от шести до семи лет)
необходимо
способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой;
обобщать и систематизировать
знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы);
желание беречь природу. Знакомиться с деятельностью людей по охране диких животных;
систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе;
формировать умения различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения;
Слайд 27В подготовительной к школе группе (от шести до семи лет)
необходимо
расширять представления о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные
и др.
учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных;
учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям;
развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно-исследовательской деятельности детей;
формировать эстетическое отношение к окружающей деятельности. Закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой, в рисовании, лепке и аппликации.
Слайд 28Методика диагностики
Беседа:
Что такое охрана природы?
Надо ли охранять природу?
От кого ее надо охранять? Почему?
Что ты слышал об
этом? От кого?
Слышал ли ты о Красной книге? Что именно?
Как ты охраняешь природу? С кем ты это делаешь?
Есть ли у тебя любимый зверек? Какой? Почему именно он? Заботишься ли ты о нем?
Что ты можешь рассказать интересного о своем питомце.
Слайд 29Ребенку предлагается оценить ситуацию: «Мальчику на день рождения папа подарил
щенка. Первое время мальчик часто гулял со своим другом, мыл
миску, из которой кормил щенка, заботился о нем. Но вскоре папа заметил, что миска щенка часто пустует или стоит с прокисшим молоком, а мальчик гуляет на улице с ребятами. На вопрос отца: «Почему же ты не ухаживаешь за своим питомцем?» – мальчик ответил: «Он мне уже надоел, я хочу котенка».
Слайд 30Речевая логическая задача
«Вова с мамой пошли в лес, и Вова
увидел, что там растут колокольчики. “Мама, – попросил мальчик, –
давай нарвем цветов”. “Нет, нельзя” – ответила мама. Почему мама не разрешила Вове сорвать цветы?»
Слайд 31 литература:
Программа «Воспитания и обучения в Детском саду» под редакцией
Васильевой М.А.
«Теория и методика экологического образования» Николаева С.Н.
«Теория и методика
экологического образования детей дошкольного возраста» Е.В. Гончарова