Слайд 1 Критерии урока
здоровьесберегающей
направленности
Автор: Поваляева Людмила Викторовна
учитель физической культуры
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 6
Слайд 2 Условия комфортности урока
Санитарно-гигиенические:
Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее
освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей
Комфортный для человека уровень шума — 10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах» — это 40 дБ. 70 дБ — это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия
Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил
Слайд 3 Условия комфортности урока
Психологические:
Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении
Учет
психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса
Стимулирование мотивации на
успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе
Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации
Слайд 4 Основания для построения урока здоровьесберегающей
направленности
Гуманистическая
основа (философия: выстраивание человеческих отношений)
Психо-био-генная основа (принцип природосообразности)
Социогенная основа (опора на базовые личностные качества)
Слайд 5Здоровьесберегающие компоненты на уроке
Утренняя гимнастика
Динамические паузы
Чередование
поз во время урока
Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила
урока)
Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности
Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.
Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности)
Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности
Слайд 6Здоровьесберегающие компоненты на уроке
Плотность урока: количество времени, затраченного на
учебную деятельность не менее 60%, но не более 80%
Темп завершения
урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы
Учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски», «опасные места», наличие выбора)
Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация.
Три варианта оценивания:
1. Ученик (самооценка)
2. Ученик-ученик (взаимооценка)
3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку)
Слайд 7 Здоровьесберегающие
образовательные технологии
Качественная характеристика любой образовательной технологии, показывающая, насколько при
ее реализации решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов
Совокупность психолого-педагогических, методов, технологий, направленных на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью, устранение или смягчение факторов, оказывающих вредное влияние на участников образовательного процесса
Слайд 8Задачи здоровьесбережения
Задача-максимум:
Формирование потенциала здоровья учащихся, культуры здоровья, представления о здоровье
как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, привычки действенно
и постоянно заботиться о своем здоровье
Задача-минимум:
Выявление, смягчение или устранение факторов, оказывающих вредное воздействие на организм учащихся
Слайд 9Классификация факторов, оказывающих влияние на здоровье учащихся на уроке
Гигиенические, средовые
Организационно-педагогические
Психолого-педагогические
Слайд 10Здоровьесбережение на уроке
Гигиенические, средовые факторы:
Оптимизация учебного расписания
Выполнение требований СанПиНов (чистота,
световой и воздушно-тепловой режим)
Посадка учащихся с учетом их роста и
зрения
Систематический контроль за осанкой
Физкультминутки и паузы общего и специального воздействия
Соблюдение норм объема домашнего задания
Комфортность учебного кабинета
Слайд 11Здоровьесбережение на уроке
Организационно-педагогические факторы:
Планирование обоснованных с точки зрения здоровья переходов
от одного этапа урока к другому, чередования разных видов деятельности,
фаз напряжения и «разрядки»
Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности
Активные методы обучения
Разнообразные формы организации познавательной деятельности
Дифференцированный подход
Содержание учебного материала (по возможности)
Слайд 12Здоровьесбережение на уроке
Психолого-педагогические:
Познавательный интерес к предмету
Психологическое погружение учащихся в пространство
урока на позитивной волне
Обеспечение фактора фиксации внимания учащихся в зоне
устойчивой работоспособности
Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс
Приоритет методов самопознания и развития, свободы личности
Индивидуально-личностный подход
Многообразие методов и приемов мотивации и стимуляции
Стиль взаимоотношений (эмоционально-психологическая комфортность, сотрудничество, психологическая безопасность)
Слайд 13Современные технологии
Педагогика сотрудничества
Технология развивающего обучения
Технология уровневой дифференциации
Игровые технологии
Групповые технологии
Технология
раскрепощенного развития детей
Личностно-ориентированное обучение
Блочно-модульная
Слайд 14 Факторы интенсификации урока
Повышение целенаправленности обучения
Усиление мотивации учения
Повышение информативной емкости содержания образования
Применение активных методов и форм
обучения
Ускорение темпа учебных действий
Развитие навыков рациональной организации учебного труда
Использование компьютеров и других новых технических средств
Слайд 15 Интенсификация урока
как направление к
здоровьесбережению
Рациональная организация урока с точки зрения гигиенических и психолого-педагогических критериев
Активные методы обучения и формы организации познавательной деятельности
Дифференциация
Сокращение объема и оптимизация домашнего задания
Слайд 16 Интенсификация обучения
и здоровье
Усвоение знаний в
основном на уроке
Творческий характер домашних заданий
Увеличение времени для занятий
по интересам
Увеличение времени для занятий активно-двигательного характера
Слайд 17«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо
адаптирован к окружающей его физической и социальной среде
Здоровье не означает
просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» Г. Сигерист
Слайд 18 «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального
благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов»
Всемирная организация
здравоохранения