Слайд 1Критические периоды развития речи
Слайд 2Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается
сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так
и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды.
Слайд 3Гиперсензитивные фазы сензитивного периода речевого развития
Первая гиперсензитивная фаза относится к
периоду накопления первых слов (от 1 года до 1,5-2 лет).
В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга, в частности, зоны Брока (14-18 мес.).
Слайд 4Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет
ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального
развития фразовой речи.
С другой стороны, недостаточное речевое общение с взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это проявляется в задержке появления первых слов, в «забывании» слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.
Слайд 5Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к
периоду трех лет (2,5-3,5 года).
Это период, когда ребенок активно
овладевает развернутой фразовой речью, когда происходит переход от ситуативной к контекстной речи, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательных механизмов, внимания, памяти, произвольности и т.д.).
Некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, может наблюдаться упрямство, негативизм и т.д.
Слайд 6Реализация речевого замысла в этом возрасте обычно сопровождается не только
психическим, но и эмоциональным напряжением, что отражается на характере устной
речи.
В речи ребенка могут появиться паузы, возникающие не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов. Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов характерны для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.
Слайд 7Также появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации.
Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания и выраженными вегетативными
реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.
У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается со взрослыми. Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только задержать темп речевого развития, но и привести к патологии речи (заикание).
Слайд 8Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме
формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.
В этот период,
когда у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю, могут наблюдаться «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.
Слайд 9Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к
качеству речевых образцов речи взрослых, с другой стороны, предъявление повышенных
требований и, как следствие, психические стрессы могут привести к возникновению заикания, а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи.
Слайд 10Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения
нарушений речи;
они могут иметь как самостоятельное значение, так и
сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др.