Слайд 1Дипломатия и переговоры Лекция 07
Лекция 07: Влияние новых технологий на
дипломатию
Модель социального взаимодействия по параметрам места и времени: коммуникация «лицом
к лицу»; коммуникация в реальном времени, но на расстоянии; коммуникация на расстоянии и вне взаимодействия «напрямую»
Переговоры по электронной почте
Информационные технологии и поведение участников на переговорах
Новые технологии в проведении переговоров: телеконференции, видеоконференции, он-лайн аукционы (www.ebay.com), посреднические интернет-порталы по страховым услугам (www.cybersettle.com), порталы, предоставляющие торговые услуги (www.priceline.com)
Слайд 2Дипломатия и переговоры Лекция 07
Литература
Обязательная литература:
Озеров О. 1997. Дипломатия в
эпоху информационных технологий. «Международная жизнь», № 4.
Крутских А.В., А.В.Бирюкова (ред.).
2010. Инновационные направления современных международных отношений. Глава 8: Развитие Всемирной телекоммуникационной паутины. Москва: АСПЕКС Пресс. С. 151-170.
Barder, Brian. 2014. What Diplomats Do: The Life and Work of Diplomats. Rowman & Littlefield.
Leguey-Feilleux, Jean-Robert. 2009. The Dynamics of Diplomacy. Lynne Rainner Publishers. (Chapter 4: The Impact of Technology, P. 85-100).
Дополнительная литература:
Berridge, G.R. 2010. Diplomacy: Theory and Practice. Fourth Edition. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Chapter 12: Telecommunications. P. 192-204.
Gregory E. Kersten. 2003. E-negotiations: Towards Engineering of Technology-based Social Processes. E-Negotiations Engineering (электронная публикация).
Singh, J.P. 2008. Negotiation and the Global Information Economy. Cambridge: Cambridge university Press.
Слайд 3Дипломатия и переговоры Лекция 07
Общий комментарий
Сегодня нации и народы соединены
друг с другом сильнее, чем когда-либо прежде в истории. Это
требует увеличения масштабов дипломатической деятельности
Дипломатия остается главным инструментом регулирования межгосударственных отношений и для повышения ее эффективности используются все возможности: политические, экономические и технологические
Лекция 6 рассматривает технологические аспекты работы современной дипломатии и роль, которую новейшие информационно-коммуникационные системы играют в ее трансформации
Слайд 4Развитие транспортных средств
Возможность дальних поездок в самые удаленные уголки планеты
в течение часов или максимум суток
Дипломаты и политики не только
могут быстро путешествовать, но при этом они в состоянии оставаться на постоянной связи со своими коллегами, руководителями и подчиненными
Генри Киссинджер и «челночная дипломатия»
Отзыв послов для консультаций
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 5Технологии на форумах и конференциях
наушники и осуществляемый с их помощью
синхронный перевод с одного языка на другой или другие;
быстрый
перевод документов, обсуждаемых и согласованных на форумах;
быстрое тиражирование и распространение документов (по электронной почте, путем размещения на общедоступных сайтах);
электронное голосования, позволяющее экономить время на многосторонних конференциях
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 6Дипломатия и переговоры Лекция 07
Телефон
Уже не самое современное средство коммуникации
Телефонным
переговорам присущи специфические черты, которые передались другим современным средствам коммуникации:
а) удаленность в пространстве и
б) отсутствие визуального контакта
Слайд 7Дипломатия и переговоры Лекция 07
Карибский кризис осени 1962 г.
Поддержание
контактов между Москвой и Вашингтоном в ходе кризиса: пример неэффективности
традиционной дипломатии
Создание прямой линия специальной связи между Кремлем и Белым домом
Слайд 8Дипломатия и переговоры Лекция 07
Специфика телефонных переговоров
Отсутствии визуального контакта –
отсутствует невербальная коммуникация, которая важна как существенный канал передачи информации
Повышенное значение имеют голосовые характеристики: тон, тембр, интонации
Использование специальных гарнитур (наушники + микрофон)
Слайд 9Дипломатия и переговоры Лекция 07
Телефонная конференц-связь
Прибор, по сути являющийся
телефоном с включенным громкоговорителем
Им могут пользоваться сразу несколько находящихся
в комнате людей
В переговорах могут участвовать много переговорных групп
Важную роль играют технические службы и секретари
Слайд 10Дипломатия и переговоры Лекция 07
Видеоконференция
Видеоконференция - интерактивная конференция в режиме
реального времени
Она лишена недостатков, свойственных асинхронным конференциям
Присутствуют все преимущества
удаленного и оперативного обмена информацией
Нет недостатков телефонной конференц-связи, так как есть визуальный и вербальный контакт
Слайд 11Дипломатия и переговоры Лекция 07
Современные видеоконференции
Оборудование и каналы доступны по
разумной цене
Многие компании имеют собственные каналы передачи данных
Требования к ширине
полосы пропускания каналов значительно снизились
Действуют всеми признаваемые стандарты на оборудование видеосвязи
Качество передачи аудио и видео вплотную приблизилось к качеству телевизионного изображения
Возможность модернизации программного обеспечения гарантирует сохранность инвестиций и низкую стоимость обслуживания систем
Слайд 12Дипломатия и переговоры Лекция 07
Группы систем видеоконференций
Студийные видеоконференции требуют
специальных аппаратных средств, особо выделенных высокоскоростных линий связи и высококачественного
телеоборудования
Групповые видеоконференции, тоже требуют специализированного дорогостоящего оборудования, высокопроизводительных каналов связи и специализированного регламента общения. Такие видеоконференции чаще всего применяются в производственных и образовательных целях
Персональные видеоконференции, как правило, поддерживают разговоры двух или более (в многоточечном режиме) участников, которые находятся перед персональными компьютерами
Слайд 13Дипломатия и переговоры Лекция 07
Переговоры с использованием электронной почты
Информация отправляется
получателю не напрямую, а через промежуточное звено — электронный почтовый
ящик
Персонифицированность и асинхронность
Стирание различных стереотипных барьеров между участниками (статус, возраст, пол и проч.)
Требование глубокого знания родного или иностранного языка и умения владеть им
Слайд 14Дипломатия и переговоры Лекция 07
Электронные переговоры и электронная коммерция
Полностью автоматизированные
переговоры в электронной коммерции – процесс, благодаря которому две или
более сторон торгуются по поводу ресурсов для получения взаимной выгоды, используя инструменты и технику электронной коммерции
Слайд 15Дипломатия и переговоры Лекция 07
Машинный анализ переговоров
Слайд 16Дипломатия и переговоры Лекция 07
Цели создания автоматических переговорных систем
1)
возможность честных, точных и быстрых переговоров
2) возможность использования достоинств Интернет
технологий, таких как глобальный доступ, многостороннее участие, асинхронное сотрудничество, распределенное выполнение и компьютерные скорости
Он-лайн аукционы (www.ebay.com)
Посреднические интернет-порталы по страховым услугам (www.cybersettle.com)
Слайд 17Дипломатия и переговоры Лекция 07
Нейронная сеть
Слайд 18Интернет и дипломатия
Объемы обмена информацией увеличиваются:
1980 г. – 100 тысяч
сообщений в год
1986 г. – 1,8 млн сообщений в год
2000
г. - 140 тысяч официальных сообщений и 90 тысяч информационных сообщений в день
CSIS в одном из своих докладов назвал интернет «центральной нервной системой международных отношений сегодня»
См.: Center for Strategic and International Studies (CSIS), Advisory Panel on Diplomacy in the Information Age, Reinventing Diplomacy in the Information Age. Washington, DC, 1998
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 19Интернет и переговоры
Благодаря Интернету у дипломатов появилась возможность организовывать переговорные
площадки в любой момент времени с любым составом участников, не
привлекая лишнего внимания
Обратная сторона этого – уязвимость информации (пример сайта WikiLeaks в 2010-2011 гг, опубликовавшего архив дипломатических телеграмм США)
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 20Как цифровые технологии изменили дипломатию?
Представительство (сайты в Facebook и Instagram,
каналы в YouTube)
Защита соотечественников и оказание консульской помощи
Проведение переговоров
Сбор
информации
Завоевание друзей и влияние на людей
NB! Форин Офис Великобритании недавно учредил новую должность: FCO Data Director, а также объявил новым приоритетом своей работы strengthening the use of data-mining
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 21Цифровая дипломатия (ЦД) и переговоры: два аспекта
Переговоры о «цифровой экономике»
и «цифровой безопасности»
Переговоры с использованием цифровых ресурсов и фактора роста
общей осведомленности и невозможности монополизировать информацию
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 22Переговоры о технологиях
Предмет переговоров: согласование и утверждение стандартов, размещения приложений
и пользования ими, предоставление трансграничных услуг по управлению информацией
Опасность, которую
нужно преодолеть: фрагментация цифрового пространства из-за отсутствия совместимости и ограничений в доступе к информации
Акторы: Органы стандартизации (ITU, IETF – Internet Engineering Task Force, а также IEEE - Institute of Electrical and Electronics Engineers.), компании индустрии, ученые
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 23Переговоры о безопасности
Предмет переговоров: использование информации правительствами для обеспечения национальной
безопасности и противодействия преступности
Опасность, которую нужно преодолеть: шифрование информации, не
поддающееся взлому правительственными структурами, не позволит службам безопасности эффективно и оперативно решать свои задачи
Акторы: Службы безопасности, правоохранительные органы, Интерпол, UN Office on Drugs and Crime (UNODC)
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 24Экономические переговоры
Предмет переговоров: использование информации в бизнес-моделях на основе Интернета
Опасность,
которую нужно преодолеть: потеря доверия пользователей в случае, если информация
будет передаваться бизнесом структурам власти, усиление защиты сферы личной жизни
Акторы: компании индустрии ИКТ, бизнес-ассоциации, торговые объединения
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 25Переговоры по юридическим проблемам и правам человека
Предмет переговоров: Защита личной
жизни и частной информации, проблему юрисдикции при трансграничных операциях
Опасность, которую
нужно преодолеть: массовая практика электронной слежки, неспособность защитить «личные данные»
Акторы: структуры гражданского общества, Совет ООН по правам человека, судебные институты, ученые
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 26Фактор CNN
В условиях кризиса правительства значительную часть информации получают из
СМИ, и это создает на них огромное давление, требующее немедленных
решений и действий
Реакция на существенный кризис часто обсуждается одновременно во многих правительствах и в межправительственных организациях
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 27Операция «Буря в пустыне»
Марлин Фитцуотер: «…самый быстрый и эффективный способ
довести информацию по получателей – это CNN, поскольку во всех
странах этот канал смотрят в режиме реального времени»
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 28Виртуальная дипломатия
Растущее использование информационно-коммуникационных технологий при проведении внешней политики позволяет
говорить о формировании нового феномена – виртуально дипломатии (virtual diplomacy)»
Другие
эксперты говорят о возникновении «цифровой дипломатbи» (digital diplomacy)
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 29Спутниковые снимки
Спутниковые снимки и геоинформационные системы GIS активно используются для:
облегчения
переговорного процесса
координации действий различных правительств, межправительственных и неправительственных международных
организаций в регионах конфликтов
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 30Виртуальная координация взаимодействия
Virtual Operations on Site Coordination Center (Virtual OSOCC)
Цель
– способствовать более эффективной выработке и реализации решений в области
оказания немедленной гуманитарной помощи
Сайт был создан в октябре 1996 года
Адрес: www.reliefweb.int
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 31Раннее предупреждение и кризис-менеджмент
ИКТ создают условия для более раннего предупреждения
кризисов и более эффективной превентивной дипломатии
Термин, характеризующий способность различных структур
эффективно взаимодействовать – interoperability
Но: государства редко применяют дипломатические средства вмешательства в какую-то ситуацию, пока она не приобрела угрожающие масштабы
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 32Кибербезопасность
Расширяющееся применение ИКТ в международных отношениях заставляет ставить вопрос о
кибербезопасности
Цель : защита от хакеров, охрана кодов и паролей, а
главное – препятствование использования компьютерных сетей для организации террористических актов и других форм нанесения ущерба
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 33Рост влияния сетевых структур
ИКТ усиливают роль структур гражданского общества в
международных делах
Они мобилизуют общественное мнение, играют в процессах лидирующую роль,
а благодаря цифровым технологиям – создают сети людей, готовых действовать совместно для достижения общей цели
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 34Case-study: ICBL
International Campaign to Ban Landmines
Нобелевская премия мира 1997 г.
Дипломатия
и переговоры Лекция 07
Слайд 35Электронный шпионаж
Шпионаж – несанкционированный доступ к чувствительной информации
Эдвард Сноуден, американский
технический специалист, бывший сотрудник ЦРУ и АНБ – о масштабах
электронного шпионажа спецслужб США
MP Clare Short
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 36Конференция в Сан-Франциско, весна 1945 года: спецслужбы США
За советскими и
другими иностранными дипломатами следили спецслужбы США:
The Army Signal Corps
ФБР
Office of
Strategic Services
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 37Case-study: Посольство США в Москве
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 38Посольство РФ в Вашингтоне
Дипломатия и переговоры Лекция 07
Слайд 39Посольство РФ в Вашингтоне
Дипломатия и переговоры Лекция 07