Слайд 1Критическое мышление
история формирования
и этапы развития
Слайд 2Критическое мышление как синтетическая область знания
формируется в ходе развития
историко-философской мысли
учитывает результаты современной междисциплинарной парадигмы, включающей синтез:
- когнитивных
исследований
- логики и методологии науки;
- истории философии;
- риторики;
- теории переговорного процесса;
- дискурс - анализа
- теории массовых коммуникаций;
- теории принятия решений
Слайд 3Критическое мышление :
три измерения
Критическое мышление (рефлексивное) vs «наивное», обыденное
(некритическое, не рефлексивное)
Критическое мышление (активность сознания и деятельность созидания смысла)
vs догматическое сознание
Критическое мышление (как открытое новому пониманию, бескорыстное и динамичное) vs псевдо-рациональное, демагогическое, манипулятивное
Слайд 4Цикл критической традиции – четыре этапа
1. Усвоение взглядов предшественников
2. Проверка
этих взглядов на внутреннюю непротиворечивость , последовательность,
на соответствие фактам,
нормам и ценностям, считающимся установленными.
3. Явное указание на противоречия, непоследовательностей или несоответствий фактам, нормам или ценностям.
4. Выдвижение новой концепции, избегающей указанных противоречий, непоследовательностей и несоответствий.
Слайд 5Структурные элементы критического мышления
Критическое мышление состоит из двух структурных элементов:
a)
критической установки - поиск несоответствий, определение границ применимости установлений
б) критической
аргументации, направленной на обоснование этих несоответствий .
Аргументация - инструмент, применимый как в критическом, так и догматическом мышлении.
Различие установок ( критической и догматической ) определяет различие мышления ( при наличии аргументации)
Слайд 6Три этапа становления критического мышления
1 этап: Античная философия - Сократ,
Платон
2 этап: эпоха Модерна - cogito Рене Декарта и критическая
философия Иммануила Канта
3 этап: Современность – критический рационализм Карла Поппера, многообразие типов рациональности, когнитивистика
Слайд 7Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю»
Метод «вопрошающего сомнения»
в диалоге: испытующие вопросы - апория – поиск истины.
Противопоставляет свой
метод вопрошания и размышления , с одной стороны, ложным мнениям толпы, с другой стороны - уловкам софистов.
Разработал основания автономной этики: Знание – это познание самого себя, нацеленное на практическое применение (как познание добра и зла), застрахованное критической самопроверкой
Сократ
(470 – 399 гг. до н.э.)
Слайд 8Кант: «Что я могу знать?» и «Что я должен делать?»
Иммануил
Кант
(1724–1804 гг.)
«Коперниканский переворот» в философии: сознание и познание –
не «зеркало природы», не пассивное отражение – но активная деятельность созидания смысла и ценностного самоопределения.
Человек – существо разумное, наделенное свободой воли, и потому - ответственное. Человек – самоцель, личность не может быть средством
Разум подчиняется собственному законодательству, он- автономен, являясь законом для себя самого.
Слайд 9Поппер: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие,
и мы, возможно, приблизимся к истине»
Критический рационализм
Принцип фаллибилизма: любое научное знание -
не окончательно, лишь гипотеза и промежуточная интерпретация истины.
Обязательна замена на лучшую интерпретацию.
Критерий фальсификации в науке
Открытость и незавершенность любого знания
Открытость общества
Догматизм - склонность повсюду искать регулярности, а критическая установка — склонность к модификации принятых утверждений, к сомнению и проверке
Карл Раймонд Поппер
(1902 – 1994 гг.)
Слайд 10Актуальное состояние исследований: когнитивистика
Современный междисциплинарный синтез – когнитивные исследования
Когнитивистика (когнитивная
наука) (лат. cognitio - познание) - междисциплинарное научное направление, объединяющее
теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.
Слайд 11Составляющие когнитивистики
Философия сознания
Иcследования искусственного интеллекта
Когнитивная психология
Когнитивная лингвистика
Когнитивная этология
Материальная
когнитивная наука
Математическая логика
Неврология
Нейробиология
Нейрофизиология
К когнитивным наукам также относят экспериментальную психологию познания,
когнитивную антропологию, когнитивную географию, психолингвистику, нейролингвистику.
Слайд 12 Известные когнитивисты
Дэниел Деннет – исследователь вычислительных систем
Джон Серл –
автор мысленного эксперимента«Китайская комната»
Дуглас Хофштадтер – знаменитый информатик и физик
Джордж
Лакофф – исследователь в области лингвистики
Джеймс Мак Клелланд – физиолог и исследователь работы мозга
Стивен Пинкер – специалист по экспериментальной психологии
Слайд 13Когнитивные искажения и ошибки (некоторые примеры)
Искажение в восприятии личного выбора
– стремление помнить свои прошлые выборы в более положительном ключе,
чем они были в действительности
Ошибка, связанная с подтверждением – стремление к поиску и интерпретации информации для подтверждения уже имеющихся данных
Эффект узких рамок – применение слишком узкого подхода в описании проблемы или ситуации
Иллюзия контроля – вера человека в то, что он способен контролировать или оказывать влияние на результаты событий, когда на самом деле это не так
Слайд 14Когнитивные искажения и ошибки (некоторые примеры)
Ошибка атрибуции – стремление объяснять
поведение другого человека его личностными качествами, пренебрегая ситуативными особенностями, и
одновременное преувеличение влияния ситуативных особенностей на собственное поведение, недооценивая влияние личных качеств
Уклон в пользу положительного исхода – стремление к преувеличению и переоценке при предсказании благоприятных событий
Предвзятость подтверждения – стремление оценивать логику аргументации, зависимо от убеждённости в ложности или истинности заключения
Ретроспективное искажение – пропуск памяти о произошедших событиях сквозь призму нынешнего знания. Причём, события в настоящем выглядят более предсказуемыми