Разделы презентаций


Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме 9 класс

Содержание

Цели: изучить типы взаимосвязей между организмами в биогеоценозах; формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях; сформировать понятия «пищевая цепь», «пищевая сеть», «экологическая пирамида»Задачи:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок подготовила:
Цимбал Моника Богуславовна.
учитель биологии
МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №3»

Симферопольского района Республики Крым

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме 9

класс
Урок подготовила:Цимбал Моника Богуславовна. учитель биологии МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №3» Симферопольского района Республики КрымКруговорот веществ  и

Слайд 2Цели:
изучить типы взаимосвязей между организмами в биогеоценозах;
формировать

знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры

сообщества, о пищевых связях;
сформировать понятия «пищевая цепь», «пищевая сеть», «экологическая пирамида»
Задачи:
закрепить понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», изучить формы отражения всех взаимосвязей (пищевые цепи, экологические пирамиды) живых организмов;
сделать вывод о важности сохранения взаимосвязей организмов в биогеоценозах;         
Цели: изучить типы взаимосвязей между организмами в биогеоценозах; формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях

Слайд 4Все живые организмы связаны между собой энергетическими отношениями, поскольку являются

объектами питания других организмов.

Все живые организмы связаны между собой энергетическими отношениями, поскольку являются  объектами питания других организмов.

Слайд 5 Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями).

Растения поедают животные, которых, в свою очередь, поедают другие животные.


Такая последовательность называется пищевой цепью, а каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание»).
Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями). Растения поедают животные, которых, в свою очередь,

Слайд 8Линейные пищевые цепи - большая редкость в природе. Как правило,

пищевые цепи в экосистеме тесно переплетаются.
Совокупность пищевых связей в

экосистеме образует пищевые сети, в которых многие консументы служат пищей нескольким членам экосистемы.
Линейные пищевые цепи - большая редкость в природе. Как правило, пищевые цепи в экосистеме тесно переплетаются. Совокупность

Слайд 9Превращение энергии
Полученная организмом пища с заключенной в ней энергией расходуется

двояким образом: большая ее часть используется на поддержание процессов жизнедеятельности.


Меньшая часть идет на рост организма или откладывается в виде запасных питательных веществ.
Таким образом, большая часть энергии (около 90%) при переходе с одного трофического уровня на другой теряется. Этот факт объясняет небольшую длину пищевых цепей , которые обычно состоят из 4-5 звеньев.
В конце концов вся энергия, поступившая в биотический компонент экосистемы, рассеивается в виде тепла. Поэтому поддерживание жизни на Земле требует постоянного притока энергии.
Превращение энергииПолученная организмом пища с заключенной в ней энергией расходуется двояким образом: большая ее часть используется на

Слайд 11Экологическая пирамида — графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех

уровней в экосистеме.
Чарльз Элтон
(1900-1991)


 разработал графическую модель отображения трофических структур экосистемы в виде экологической пирамиды.
Экологическая пирамида — графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней в экосистеме. Чарльз Элтон

Слайд 12 Раймонд Линдеман
(1915-1942)
разработал общую схему трансформации энергии в

экосистеме и изложил основные методы расчёта её энергетического баланса
Правило экологической

пирамиды (правило 10%)

Каждый последующий трофический уровень использует не более 10% энергии предыдущего. (с уровня на уровень переходит около 10% энергии)

В пищевых цепях при переходе от звена к звену теряется часть энергии, поэтому численность особей каждого последующего звена меньше численности предыдущего.

Раймонд Линдеман (1915-1942) разработал общую схему трансформации энергии в экосистеме и изложил основные методы расчёта её

Слайд 13Задача: Определите, какую массу растений сохранит от поедания гусеницами пара

синиц при выкармливании 5 птенцов. Вес одного птенца 3 грамма.
Решение:

Составим цепь питания: растения – гусеницы – синицы
Согласно правилу экологической пирамиды – на каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы и энергии, которые запасаются организмами за единицу времени, больше чем на последующем ~ в 10 раз.
Отсюда: растения – гусеницы – синицы
1500г 150г 15г

Как работает правило экологической пирамиды

Ответ: пара синиц, выкармливая своих птенцов, сохраняет 1,5 кг растений.

Задача: Определите, какую массу растений сохранит от поедания гусеницами пара синиц при выкармливании 5 птенцов. Вес одного

Слайд 14Лабораторная работа №5
Тема: Цепи питания обитателей аквариума
Цель: Определите, какие

организмы живут в аквариуме и составить все возможные пищевые цепи

в аквариумной экосистеме
Оборудование: инструктивные карточки
Ход работы:
Рассмотрите картинку аквариума и его обитателей
2. Опишите аквариум как экосистемы по параметрам.
Укажите факторы среды.
Укажите компоненты экосистемы.

Составьте цепи питания
Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Лабораторная работа №5 Тема: Цепи питания обитателей аквариумаЦель: Определите, какие организмы живут в аквариуме и составить все

Слайд 151. Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
   1) жук-навозник → садовая

славка → ястреб-перепелятник → навоз
   2) садовая славка → навоз → жук-навозник

→ ястреб-перепелятник
   3) навоз → жук-навозник → садовая славка → ястреб-перепелятник
   4) ястреб-перепелятник → жук-навозник → навоз → садовая славка
2. Какова роль продуцентов в круговороте веществ?
   1) запасают энергию Солнца в органических веществах
   2) синтезируют минеральные вещества
   3) накапливают воду в вегетативных органах
   4) используют атмосферный азот в фотосинтезе
3. Основные биотические взаимоотношения между организмами определяются характером
   1) дыхания; 2) питания; 3) размножения; 4) роста и развития.


Открытый банк заданий ОГЭ

1. Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?   1) жук-навозник → садовая славка → ястреб-перепелятник → навоз   2) садовая славка →

Слайд 16
4. Какую роль играют организмы-разрушители органических веществ в экосистеме?
   1) используют энергию

света
   2) обогащают кислородом окружающую среду
   3) превращают органические остатки в минеральные соли
   4) образуют органические

вещества из неорганических
5. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
   1) липа
2) ястреб перепелятник
3) жук пахучий красотел
4) обыкновенный скворец
5) гусеница непарного шелкопряда


4. Какую роль играют организмы-разрушители органических веществ в экосистеме?   1) используют энергию света   2) обогащают кислородом окружающую среду   3) превращают органические остатки в

Слайд 17Домашнее задание:
1. повтор.§41, учить§42 учебника,
построить пищевую цепь:
В луговом сообществе

обитают:
гусеница, жаворонок, люцерна, коршун
Лабораторная работа №5
Интернет – ресурсы:
1. https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-dlya-9-klassa-cepi-pitaniya-obitatelej-akvariuma-4240527.html?is_new
2.

https://vk.com/public77222455


Домашнее задание:1. повтор.§41, учить§42 учебника,построить пищевую цепь: В луговом сообществе обитают:гусеница, жаворонок, люцерна, коршун Лабораторная работа №5Интернет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика