Слайд 4Что из перечисленного относится к периоду установления политической диктатуры партии
большевиков (1918–1924 гг.)? Выберите три ответа и запишите цифры, под
которыми они указаны.
разгон Учредительного собрания
практическая реализация лозунга «Власть Советам, а не партиям!»
включение представителей левых эсеров в состав СНК
диктатура пролетариата
включение в состав СНК представителей кадетов
ликвидация деятельности партии эсеров и меньшевиков
Слайд 5Художник, историк искусства
1918 – художник и режиссер Мариинского и Большого
драматического театров в Петрограде.
1919 – заведует картинной галереей Эрмитажа.
Слайд 6Поэт, писатель, критик
1916 – призван в армию. Табельщик 13-й инженерно-строительной
дружины Земгора.
1917, май – редактор Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства.
1917
– член Театрально-литературной комиссии.
1918 – сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса.
1919 – работал в БДТ и в редколлегии «Всемирной литературы».
1920 – председатель петроградского отделения Союза поэтов.
Слайд 7Литератор, критик
1914 – служит в Петрограде в автороте, однако вскоре
дезертирует.
1915 – на свои средства издаёт поэмы Маяковского.
1918 –
служит в юридическом отделе ЧК, член ВКП(б).
Слайд 8Художник
Родоначальник «ленинианы» и военно-революционного жанра в живописи.
Слайд 9Актёр, театральный режиссер
Теоретик «фантастического реализма».
1919 – возглавил режиссёрскую секцию Театрального
отдела Наркомпроса.
1921 – основал 3-ю студию МХТ.
Слайд 10Ботаник-селекционер
1916 – консультировал русскую армию в Персии.
1917-1921 – профессор агрономического
факультета Саратовского университета.
1919 – издал монографию «Иммунитет растений к инфекционным
заболеваниям».
Слайд 11Академик СПб АН,
создатель биогеохимии
Член ЦК партии кадетов (до 1919).
1915
– в Комиссии по изучению естественных производительных сил.
1906-1917 – член
Госсовета.
1917 – товарищ министра народного просвещения ВП.
1918 – президент АН Украинской державы.
1919 – ректор Таврического университета.
1921 – директор Радиевого института АН в Петрограде.
Слайд 12Композитор, музыкальный педагог
1914 – преподаватель в студии Мейерхольда.
1917-1918 – пишет
«Вариации на еврейскую тему».
1920-1921 – заведующий музыкальной секцией Донского отдела
народного образования, директор народной консерватории в Ростове-на-Дону.
Слайд 13Писатель
До революции участвует во многих изданиях большевиков.
1917-1918 – в газете
«Новая жизнь» публикует «Несвоевременные мысли» с критикой практики большевиков.
1919 –
организовал издательство «Всемирная литература» и БДТ.
Был заступником перед советской властью для многих старых интеллигентов.
1921 – уехал за границу лечиться.
Слайд 14Член-корреспондент СПб АН, основоположник современной гидроаэродинамики
В Первую мировую преподавал на
курсах офицеров-летчиков, занимался теорией бомбометания и баллистики.
1918 – основал ЦАГИ.
1920
– создал Институт инженеров Красного Воздушного флота.
Слайд 15Писатель,
Почётный академик РАН (1918)
В Первую мировую – оборонец.
Приветствовал Февраль, осудил
методы большевиков и зверства Гражданской войны, в публицистике выступал с
правозащитных позиций.
1921 – заканчивает «Историю моего современника».
Слайд 16Художник
Несмотря на то, что с 1916 года был прикован к
инвалидному креслу, живо реагировал на революционные события.
1917 – «27 февраля
1917 года».
1920 – «Большевик».
1920-1921 – «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве» (по заказу Петросовета).
Слайд 17Поэт, идеолог футуризма
1915-1917 – по протекции Горького служил в Петрограде
в Учебной автомобильной школе, участник событий Февраля.
1918 – снимает 3
фильма и ставит «Мистерию Буфф».
1918-1919 – участвует в издании «Искусства коммуны», пропагандирует мировую революцию и революцию духа.
1919-1921 – «Окна РОСТА».
Слайд 18Театральный актёр и режиссёр,
создатель актёрской системы «биомеханика»
1914-1917 – ставил спектакли
в Александринском театре.
1918 – вступает в ВКП(б), ставит «Мистерию Буфф».
1920-1921
– заведует театральным отделом Наркомпроса.
1920 – автор реформы «Театральный Октябрь».
Слайд 19Художник-график, основоположник советского политического плаката
Работает в «Окнах сатиры РОСТА», «Правде»
и др.
Создает плакаты для Политуправления Реввоенсовета.
Расписывает агитпоезда.
Объект его
сатиры: религия, Белое движение, Антанта и буржуазный строй.
Слайд 20Зам. наркома просвещения, историк, основатель марксистской исторической школы
1917, август –
приезд из эмиграции.
1917, октябрь – комиссар Московского ВРК по иностранным
делам.
1918 – в составе делегации на переговорах в Брест-Литовске: «левокоммунистическая» позиция.
Слайд 21Патриарх Московский и всея Руси
(с 21 ноября 1917 года)
1917,
9 марта – подписал воззвание Синода с приветствием падения монархии.
После
избрания осуждал:
- гражданскую войну,
- практику большевиков,
- Брестский мир,
- расстрел Николая II,
- противление советской власти.
Слайд 22Академик РАН (1919),
Геохимик и минералог, старший хранитель Геологического и минералогического
музея АН
1915 – в Комиссии по изучению естественных производительных сил.
1916
– в экспедиции в Томской губ.
1920 – начало геологоразведки на Кольском полуострове.
Слайд 23Изобретатель
1915-1917 – эксперименты по автономной системе жизнеобеспечения.
1917 –исследует проблемы теоретической
космонавтики.
1921 – проект корабля-аэроплана для полета на Марс, беседа с
Лениным о проблемах межпланетных сообщений.
Слайд 24Оперный и камерный певец,
народный артист Республики
1918 – худрук Мариинского
театра.
Слайд 25Будущий композитор
1915 – поступил в Коммерческую гимназию Шидловской.
1919 – поступил
в Петроградскую консерваторию.
Слайд 26Режиссёр Пролеткульта
1915 – студент Института гражданских инженеров.
1917 – юнкер Школы
прапорщиков инженерных войск.
1918 – доброволец РККА, служит на агитпоезде.
1920 –
слушатель восточного отделения Академии Генерального штаба РККА.
1921 – обучался в Государственных высших режиссерских мастерских Мейерхольда.
Слайд 27Экономический и политический кризис начала 20-х годов.
Переход к новой
экономической политике.
Слайд 28Давайте подумаем.
Почему победу в гражданской войне одержали большевики?
Что не устроило
большинство российского народа в программах белых вождей?
Одинаково ли видели будущее
крестьянства большевистские руководители и само крестьянство?
Слайд 29Экономический кризис 1920-1921гг.
4 года
I Мировой войны
Революция
Гражданская
война
Интервенция
Политика «военного коммунизма»
Потери: 20 млн. человек, россияне лишились ¼ всего
богатства
Промышленность: отброшена на десятилетия назад,
по добыче угля – к концу XIX в.,
выплавка чугуна – в 2 раза меньше, чем в 1857 г.,
производство х/б тканей – к 1857г.,
сахар – в 45 раз меньше довоенного периода,
Транспорт: прекратилось движение на 30 железнодорожных линиях
С/х продукция - уменьшилась в 2 раза
Слайд 30«Антоновщина»
свержение власти большевиков;
политическое равенство всех граждан за исключением дома Романовых;
созыв
Учредительного собрания;
установление выборной власти до созыва Учредительного собрания на местах
и в центре, причём власть избирается партиями, участвующими в борьбе с коммунистами;
свобода слова, союзов и собраний;
удовлетворение всех граждан продовольствием и прочими предметами через кооперативы;
свобода всех классов;
частичная денационализация фабрик и заводов;
допущение русского и иностранного капитала для восстановления экономики страны;
свободное самоопределение народностей
Антонов Александр Степанович
(1888-1922)
Член партии эсеров с 1906г. С октября 1917 – начальник милиции Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С начала 1918 года ведёт с товарищами агитационную работу против власти большевиков.
Организовал Союз трудового крестьянства. К началу восстания на тамбовщине подготовил политическую программу Союза.
Слайд 31«Антоновщина»
Почему основная масса тамбовских крестьян пошла за Антоновым?
продразвёрстка
отсутствие
промтоваров
нарушение
законности
частые
мобилизации
Слайд 32Подавление крестьянских выступлений
Михаи́л Никола́евич Тухаче́вский (16 февраля 1893 — 12
июня 1937) — советский военный деятель, внёсший — по мнению
многих историков — значительный вклад в организацию Красной армии. Маршал Советского Союза (1935). Репрессирован в 1937 по "делу военных", реабилитирован в 1957.
Расценивая Тамбовское восстание как серьёзную опасность, Политбюро ЦК в начале мая 1921 г. назначает Тухачевского командующим войсками Тамбовского округа с задачей полностью ликвидировать восстание в кратчайшие сроки. Согласно разработанному Тухачевским плану, восстание было в основном подавлено к концу июля 1921 г. При этом применялись жестокие военные и карательные меры как против восставших, так и против местного населения, в том числе взятие и расстрел заложников из числа мирного населения, а также использование против повстанцев боевых отравляющих газов.
Слайд 33В.И.Ленин:
«В 1921 году мы наткнулись на большой, я полагаю на
самый большой, - внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний
кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих.» (соч. т.45, с.282)
Слайд 34Недовольство рабочих.
Нехватка продовольствия, топлива, сырья
Безработица (в Петрограде из 243
предприятий закрылись 93)
Гиперинфляция, дороговизна ( зарплата рабочего в 1917 –
18 руб., в 1920 – 50 коп., в 1921 – 16-21 коп.) (стоимость фунта хлеба: сент.1920 – 370 руб., март 1921 – 2675 руб.)
6 лет лишений, тревог и надежд
Слайд 35Кронштадское восстание
перевыборы Советов
Свобода слова и печати
Свобода собраний и профессиональных союзов
освобождение
всех политических заключённых,
мятежных рабочих и крестьян
упразднение политотделов и
привилегий
одной партии
полное право крестьянам над всей землёй
разрешить свободное кустарное производство
Требования:
Слайд 36Петриченко,Соловьянов,Козловский - руководители Кронштадтского
восстания.
Кронштадское восстание
Слайд 37
В.И.Ленин:
«Экономика весны 1921 года превратилась в политику: «Кронштадт». (соч. т.48,
с.387)
Слайд 38Уроки кризиса. Х съезд РКП(б), март 1921 г.
Пути выхода из
кризиса
Продолжение военного коммунизма, т.е.террор, насилие, репрессии
Полное удовлетворение
требований мятежников
Тактический маневр, при
котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой – делается времен-
ная уступка небольшевистс-
ким силам
Последствия
Последствия
ещё большее воору-
жённое сопротивле-
ние со стороны на-
селения
оставление большевиками командных высот в поли-
тике, экономике, идеологии
НЭП
Слайд 39Переход к новой экономической политике.
Замена продразвёрстки продналогом.
Разрешено открывать средние и
мелкие частные предприятия.
Переход к денежной оплате труда рабочих. Отказ от
уравниловки.
Возобновление рыночной торговли.
Денежная реформа. Введение золотого червонца.
Введение концессий для отечественного и иностранного частного бизнеса.
основные черты НЭПа